Я уже писала в прошлой статье, что в современном кинематографе есть некая проблема. Причем она касается прежде всего нас, зрителей. Ибо мы являемся потребителями этого контента, и мы возлагаем свои надежды и желание провести хорошо время и получить удовольствие от просмотра предстоящей кинопремьеры.
И проблемой этой являются - «фильмы-обманки».
Представьте, вы знакомитесь в сети с очаровательным парнем или девушкой, долго переписываетесь, понимаете, что родственные души, назначаете в конце концов свидание, встречаетесь с ним/ней, а на свидание приходит, мягко говоря, совсем не тот, кого вы ожидали увидеть. Вы чувствуете себя обманутыми. И дело не в красоте, а в том, что тебя с ходу просто взяли и «накололи».
Так и здесь. Все начинается с трейлера, небольшой прелюдии к основному свиданию, в котором собирают лучшие экшн-сцены, пару дерзких диалогов, приоткрывающих завесу сюжета, а иногда и весь сюжет, приправленных эпичной музыкой.
Мне напоминает это многочисленные сцены в сериале Эрика Крипке «Пацаны» (The Boys), где супергерои продвигают некие повестки, цинично рекламируют товар или наиграно улыбаются, таким образом демонстрируя лицемерность корпорации «Vought International».
Так воут. Добротно сделанные трейлеры вероломно и лицемерно вводят нас в заблуждение. Ты с полной уверенностью думаешь, что сейчас, ну вот сейчас точно ты не разочаруешься. Ты выбираешь место, покупаешь билет и намеренно тратишь три часа своей жизни на то, что, как тебе кажется, стоит того.
Оскароносный фильм «Паразиты» Пон Джун-Хо оставил след в моем сердечке. Это невероятная, трогающая за все, что только можно, история, которая действительно заслужила главную кинонаграду года.
В «Паразитах» несмотря на то, что мир главных героев рушится, мы выходим с четким понимаем того, что в наших силах иметь в жизни хотя бы «четкий plan».
По такому пути я думала и будет двигаться корейский режиссер Пон Джун-Хо. План дальше делать крутые пусть даже с голливудским душком шедевры. Но у титанов индустрии Plan B Entertainment и Warner Bros. Pictures видимо были как говорится свои plans.
И вот, в моем сердце образовалась предательская рана – рана от просмотра «Микки 17».
Я не пытаюсь выпендриться. Очень тяжело на фоне восторженных отзывов объяснять зрителям, что данный фильм «не очень». Но я буду храброй и попробую.
Начинаем расследование.
Фраза «А так все хорошо начиналось» становится ярким примером «фильмов-обманок».
В начале режиссер абстрактно показывает нам мир будущего, обозначив только дату «На дворе 2054 год».
Планета Земля страдает от песчаных бурь и по всей видимости от бедности. Главный герой, он же Микки, задолжав некую сумму денег, хочет улетучиться куда-нибудь подальше, даже на край вселенной, лишь бы его не убили очень злые дядьки - коллекторы.
По незнанию он записывается в программу «расходников», где ему все-равно придется умирать, но оживать вновь посредством печатания на биопринтере, чтобы выполнять стремную работу. А именно - быть подопытным кроликом в рамках освоения новой планеты.
Теперь немного притормозим.
Когда действие происходит в будущем или тем более речь идет об освоение новых планет, это всегда неразрывно связано с основным посылом сюжета. Например, в «Элизиуме. Рай не на земле», где людей переселяли на некую элитную космическую станцию, чтобы в последствии и ее засрать.
Или в «Обливионе», где якобы «пришельцы» хотят завладеть планетой.
Предлагаемые обстоятельства, в которых варится весь сюжет, неразрывно связаны. Они могут толкать друг друга или стоять на месте, но взаимодействие между ними обязательно должно быть.
В «Микки 17» кроме того, что иногда бушует пыльная буря, мы не узнаем о мире будущего ровным счетом ничего. Вы хотите сказать, что может быть это и не важно. Но простите, не каждый день печатают людей на биопринтере, мы имеем право узнать, почему мы к этому пришли, мы - в смысле само человечество.
И я не говорю, о том, что мне нужно звездное черное небо и текущие на нем желтые буквы «В далекой, далекой галактике…», хотя можно и так.
В качественном фильме, который ты будешь пересматривать по 17 раз, есть правило, мое правило 7 минут. В «Пятом элементе» Люка Бессона, не считая предыстории, мы за первые минуты экранного времени проникаемся миром будущего с летающими киосками и такси, узнаем главного героя, его отношение к окружающим и отношение окружающих к нему.
Как мне кажется, тема колонизации других планет исчерпала себя в мире кино. И если вновь возвращаться к ней, то уж простите «с подвыподвертом».
«Мир будущего… Земля погибает от… Космическая миссия готовится к полету для освоения новых территорий…»
Сколько раз вы слышали эту вводную часть при просмотре космофильмов? Вопрос риторический.
Сейчас активисты, социологи, экологи, моралисты, и некоторые ученые призывают тратить больше ресурсов на сохранение и процветание Земли, а не на то, как бы поскорей сбежать с нее. Несомненно, изучение других планет положительно влияет на функционирование нашей. Но как мы знаем человеку свойственны большие перегибы.
Что мы знаем о Микки, как о главном герое? Он из приюта и у него есть долги...
Идея, о том, что человеку пришлось пойти на работу, на которой он должен умирать по многу раз, лишь бы не встречаться с коллекторами, очень крута. И его монотонный и весьма удручающий способ существования вводят в состояние печали и тоски. Пожалуй, это единственный момент, в котором прослеживается рука мастера «Паразитов».
Но я весь фильм задавалась вопросом: кто ты, Микки, черт возьми? Почему ты себя так ведешь? Чем оправдана твоя скромность и жеманность? Не поймите меня неправильно, я же не бессердечная тварь, я понимаю, он жил в приюте. Но характеры героя не существуют в фильмах без причины. Порой мне казалось, что его друг Тимо, мой ненаглядный Стивен Ен, был более внятным и как будто бы понятным персонажем, чем персонаж Микки. Тимо карьерист, аферист, к тому же еще и предатель. Мне хватило трех секунд, чтобы дать ему такую оценку.
Не могу того же сказать про оценку характера Микки. Да, герой немного раскрывается в любовной линии. Микки ревнивец. Э-э-э… все. Мотивация его дамы сердца меняется в течение фильма раз 17. То она его безмолвно любит, то она не прочь замутить с ним и его клоном тройничок, то она впадает в приступ ревности, когда его хочет увести другая, то она рьяный борец за справедливость. Боюсь, что желание кинокомпаний угодить всем, приводит к тому, что именно этот женский образ фильме становятся абсолютно невнятными.
Представителями корпорации, которая замутила исследование ледяной планеты Нифльхейм и последующее ее заселение, являются безжалостные нарочито карикатурные Марк Руфоло и Тони Коллетт. Обоих я уважаю и даю респект за игру главных антагонистов фильма. Они четко понимают, как должны себя вести кинематографические злодейские злодеи.
- Заселить чужую планету, пользоваться ее ресурсами, истребить всех населяемых ее существ, называя их «пришельцами» как в «Аватаре».
- Одеваться, как богатые жители Панема в «Голодных играх».
- Пытаться перевести язык пришельцев, как в «Марс атакует».
- Или быть просто жестокими, потому что иного не дано, как Доктор Зорг в упомянутом выше «Пятом элементе».
Столько референсов неслучайно приходит в голову любому киноману. И фраза «где-то я уже это видел» становится более чем адекватной.
В оправдание могу сказать, что литературной основой сценария к фильму "Микки 17" был роман Эдворда Эштона «Микки 7», вышедший в 2022г. Надо понимать, современные авторы так или иначе несознательно в своих работах будут опираться на классические каноны данного жанра - освоение космоса, тотальная колонизация, место человека в этом процессе.
Поэтому хотелось бы, чтобы тема штампования людей на биопринтере была более деликатно раскрыта, раз все остальное мы уже «проходили». Порассуждать на тему морали и нравственности данного действа, умирать вместе с героем и возрождаться вновь. О том, что Микки ненавидит умирать, мы слышим два раза за весь фильм. И несмотря на весь ужас этого действа, я признаться была удивлена, что он испытывает отрицательные эмоции по этому поводу. Все разы гибели Микки были поданы в мажорном темпоритме. Возможно, режиссер хотел показать абсурдность и «нормальность» нового мира. Но ни во взгляде, ни в предшествующих диалогах, ни в звучащей за кадром музыке меня не заставило понять, что ему, простите за выражение, «хреново».
Двигаемся дальше.
На очередном задании Микки попадает в ледяную ловушку и в который раз готовится к смерти, видя, что на него якобы хотят напасть совершенно очаровательные существа «жутики». Моля всех богов, чтобы смерть наступила скорее, он зажмуривает глаза, но о чудо, «пришельцы» спасают его, вытащив на белый свет. Вернувшись на базу, он обнаруживает, что напечатали его новую версию, посчитав его мертвым. А этот новый Микки - еще тот засранец.
Вместо того, чтобы развить тему с клонированием, или прописать интересные сцены в духе «Я и моя тень» или «Ловушка для родителей», где два идентичных человека попадают, как говорится, в «комедию положений» (утрирую, конечно, утрирую), мы видим, что есть Микки плохой и есть Микки как будто бы хороший. Нас уводят в какие-то словесные перепалки, драки и желание девушки главного героя замутить в постели с двумя Паттинсонами.
Пока происходит эта невнятная история, злодейские злодеи Кеннет и Илфа хотят уничтожить всех «жутиков» - это раз, и добывать из них сырье для фирменных соусов — это два.
Стоп! Похадите…секундочку…
Я же смотрю кино про то, что не нужно колонизировать чужие планеты и устанавливать там свои порядки.
Или…
Фильм про то, что тебя в любой момент могут заменить…
Хотя, разве не может в фильме две идеи? Конечно может…Почему бы не соединить две равноценные по значимости истории и вывести их на нужный уровень?
Как сказал кто-то мудрый «Будешь гоняться за двумя Паттинсонами… ни одного не поймаешь».
В финале мы становимся свидетелями акта пожертвования, что должно было пробудить в нас сочувствие. Только здесь это не работает. Смазанная просьба обитателей планеты в духе «одна жизнь за другую» уводит меня куда-то в неведанные дали. Мы знаем, чем она обоснована, но почему именно она должна изменить ход конфронтации?
В «Прибытии» Дени Вильнева мы видим желание гептоподов помочь тупым людям понять друг друга и предотвратить конфликт, несмотря на их попытки уничтожить космические корабли, зависшие в небе по всему миру. Мы видим мораль этой истории. Мы понимаем, что хотел сказать автор.
Пон Джун-хо, ну что же ты хотел сказать фильмом «Микки 17»?
Если вы знаете ответ, напишите в комментариях.
Можно подумать, уловив нотки моего раздражения, что данную статью написал мой клон-засранец. Но нет.
Просто хочется понять - мои претензии обоснованы, или это все в моей голове? А если это в моей голове, то это значит они обоснованы? Ну все… «Матрица» работает.
Как в будущем распознать «обманку» и сходить на свидание с фильмом без последующих разочарований..?