Сегодня я закончил проходить одну из самых нашумевших российских игр — "Смуту". Я узнал о ней из-за критики в интернете и, как обычно, решил посмотреть на игру своими глазами, как я всегда стараюсь делать, формируя материалы для блога.
И, к моему удивлению, игра не только не вызвала какого-либо отторжения, напротив, увлекла сюжетом, визуалом и, в целом, историческим вайбом, который затягивает и не отпускает до конца, играть интересно даже почти 50 часов.
Сразу скажу, что я не фанат этого жанра: обычно мир слишком закрыт от игрока, какие-то персонажи, диалоги, ко всему этому зачастую не испытываешь особых чувств. В таких играх зачастую я пропускал диалоги и не всегда проходил до конца. Исключения, конечно, тоже были, но тем не менее. Последнее время играл в основном в Deadside — тоже российская игра, но без сюжета.
И вот я решил купить Смуту... Просто чтобы посмотреть, так ли плоха игра, как пишут, ведь я нередко сталкивался с необоснованной критикой отечественных продуктов. И игра оказалась пусть и не без минусов, но с плюсами, которые вытягивают её на 10 из 10.
Минусы: баги, механики и оптимизация
В Смуте я могу найти 3 минуса: она очень требовательна к железу, не все механики очевидны, а также в игре были баги. Но, кстати, именно что были, так как после патча 2.1.0 то, что бесило и мешало играть ранее, исчезло.
Оптимизация — тоже слабое место, особенно с учётом того, что я преимущественно играл в Uncom OS через эмуляцию. Из-за этого сталкивался и с сильным шумом кулеров корпуса, и с просадками FPS. Но моё железо слабее рекомендуемого, поэтому этот минус спорный.
Игровые механики — вот тут минус более серьёзный: игра, как по мне, мало рассказывает игроку об интерфейсе.
Например, система "прокачки" довольно неочевидная, построена на артефактах оберегах, которые можно надевать на себя — это не было очевидно, когда я начинал играть. Также было неясно, что означают значки в правом верхнем углу, и, более того, в интернете в основном неправильные ответы.
Короче, чтобы было действительно приятно и интересно играть, надо учить матчасть. Хотя и без этого играть мне нравилось.
ещё один небольшой минус — малое взаимодействие с миром и NPC. Но это не влияет, как по мне, на итоговую оценку.
Плюсы: история, вайб и кошки
А понравилось мне в игре практически всё: и начнём с того, что игра историческая. А играть в игру по истории России гораздо приятнее, чем в игру по истории других государств или вообще выдуманных миров.
Для тех, для кого 4 ноября — не просто выходной, а день гордости за то, что народ России сумел отстоять свою независимость, тема игры уж точно будет интересной. Потому что общую суть исторических событий 1612 года знают многие, но углубляться в эту тему через статьи или учебники — скучно. Совсем другое дело — посмотреть на события своими глазами и ощутить общий дух того времени. Игра пусть и не является на 100% исторически достоверной, но, всё же, показывает, какие были в то время люди, какие решения они принимали, в каком мире они жили, и так далее. Короче, как урок истории, только увлекательный. И это уже круто.
Причём, если иногда историю рассказывают однобоко, в духе "победили хорошие, потому что хорошие", то тут очень хорошо показана борьба за власть, в которой хороши все средства: шпионаж, заказные убийства, пропаганда и диверсии, в том числе информационные.
Говоря о вайбе, в игре аутентичная музыка, костюмы, декорации, по разным NPC видно, какой у них достаток. Это же соответствует их жилищам. Короче, визуал, музыка и сюжет составляют настоящую гармонию, погружая игрока в 17 век. Декорации, кстати, отлично соответствуют событиям: трупы, трупы, висельники и ещё раз трупы. А вокруг трупов — грабежи, война и обман.
Отдельного внимания заслуживает вайб декораций в виде пылающей Москвы, к тому времени все сюжет уже идёт к концу, и ты чувствуешь, что это — финал. Кто смотрел фильм "1917" — наверняка помнит там горящий город, который словно передаёт жар через экран. И в Смуте эффект примерно такой же — очень круто нарисовали.
Что касается сюжета, конечно, он линейный. И даже 12 концовок, это эпилог, а не сам сюжет. Но в исторической игре, думаю, так и должно быть. Это как игровое кино, которое интересно смотреть и участвовать в нём, пусть сюжет и предопределён, и давно уже заспойлерен учебником истории.
В любом случае смотреть на сюжет приятно и интересно, и в том числе не хочется пропускать диалоги, а у меня такое впервые. Потому что тут чувствуешь, что диалоги, даже линейные, это часть "фильма".
Отдельный плюс игры — кошки)). Есть даже достижение — погладить всех кошек в игре.
Вообще, гладить кошек, носить обереги и искать сокровища, следуя за сороками — это хороший собирательный образ русской культуры и фольклора. Гораздо приятнее, чем аналогичные отсылки к другим культурам, которые, кстати, постоянно используются в иностранных играх.
Что касается боёвки, то она в Смуте, может, и простовата (например, без сражений на лошадях), но по мере прохождения игры сложность и поведение ботов приятно возрастает, и надо уже комбинировать обереги и использовать предметы даже на лёгкой сложности. В игре при этом есть 4 класса, которые влияют на тактику в бою. Мне больше всего зашёл "Шиш" — с быстрыми дальними атаками и увесистыми ближними, пусть и со слабой защитой. Боты, конечно, пытались этим пользоваться, заходя в спину и окружая персонажа толпой, но, смотря во все стороны и постоянно перемещаясь, удалось так пройти всю игру с момента открытия этого класса.
Кстати, хорошее оружие, в основном, нужно было искать, исследуя игровой мир, и при этом баланс всего снаряжения очень хороший, у всего есть и плюсы, и минусы.
Кстати, интерфейс тоже сделан довольно аутентично, даже в карте чувствуется определённый вайб.
Общее впечатление
Общее впечатление — отличное, несмотря на все минусы, плюсы уж очень серьёзные.
Можно было бы придумать, что улучшить, но так с любой игрой. Да и баги сразу после выхода игры — явление в наши дни нередкое. Поэтому за что многие в интернете гнобят игру, я так и не понял. Я относился к ней равнодушно, пока не поиграл. А когда поиграл и прошёл — могу с уверенностью сказать, что игра отличная.
И, кстати, если посмотреть статистику на VK Play, можно заметить, что среди 2425 отзывов игроков, которые провели в игре более двух часов, большая часть — положительные. Думаю, большинство тех, кто хает игру, руководствуется принципом «не играл, но осуждаю».
Если Вы тоже играли — напишите в комментариях, как Вам.
Спасибо, что прочитали, подписывайтесь на канал, у меня много интересного об импортозамещении в электронике и ПО.
Если Вам хочется поддержать моё творчество, можете платно подписаться на Дзене.