Начиная с начала нового тысячелетия, в России регулярно предпринимались попытки реформирования пенсионной системы. Однако вместо ожидаемого комплексного улучшения, эти изменения лишь накапливались, усугубляя существующие проблемы и порождая новые. Особенно остро последствия стали заметны после 2019 года, когда стартовала очередная реформа, предусматривающая повышение возраста выхода на пенсию. Но это лишь наиболее очевидная часть проблемы. За прошедшие годы возникло множество других серьезных сложностей: от отрицательного воздействия реформы накопительной части пенсии до приостановки индексации выплат работающим пенсионерам.
Экспертное сообщество обращает внимание на еще одну вызывающую опасения тенденцию, которая фактически лишает целое поколение россиян надежной финансовой опоры в пожилом возрасте.
В настоящее время размер пенсий по отношению к средней заработной плате неуклонно снижается, приближаясь к минимальным значениям за всю историю наблюдений. В 2007 году данный показатель упал ниже 23%, и сегодня он вновь опустился ниже отметки в 25%. Для сравнения, в прошлом пенсионные выплаты составляли около 35–36% от средней зарплаты, что представляло собой гораздо более достойный уровень.
Об этих и других надвигающихся социальных угрозах рассказала депутат Государственной думы Оксана Дмитриева. Она примет участие в пленарном заседании «Культурная и социальная политика для процветания нации» в рамках Московского экономического форума.
По ее словам, уже в 2026 году начнут выходить на пенсию граждане, в первую очередь женщины 1967 года рождения. Именно они в период с 2002 по 2014 год осуществляли обязательные взносы в накопительную часть пенсионной системы. Эти отчисления не направлялись в страховую часть, что в дальнейшем негативно повлияет на размер их будущих страховых пенсий. Например, человек со средним уровнем дохода может потерять до 16 пенсионных коэффициентов, что эквивалентно примерно 2300–2400 рублям в месяц. В случае более высоких доходов потери могут быть еще более существенными.
Однако главная проблема заключается не только в уменьшении размера выплат. Серьезным вызовом является то, что многие граждане, достигшие пенсионного возраста (60 лет для женщин и 65 лет для мужчин), могут столкнуться с невозможностью оформления страховой пенсии. Это связано с изменениями, внесенными в 2015 году: теперь для получения пенсии требуется не только минимальный страховой стаж в 15 лет, но и накопление не менее 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК). Поскольку отчисления в накопительную часть снижают значение ИПК, многие могут оказаться не в состоянии преодолеть этот порог.
Наглядный пример: в 2026 году женщина 1967 года рождения обращается в Пенсионный фонд в возрасте 59 лет и получает уведомление о том, что ее ИПК не достигает необходимого минимума в 30 баллов. Следовательно, она не сможет получить страховую пенсию и будет вынуждена ожидать социальной пенсии до достижения 64 лет. Это приведет к потере не только самой страховой выплаты, но и фиксированной надбавки к ней, а также возможной федеральной доплаты, если размер пенсии окажется ниже прожиточного минимума.
Данная проблема затронет всех, кто родился в 1967 году и позднее. Особенно уязвимыми окажутся те, чья трудовая биография характеризуется низким уровнем официальной заработной платы, прерывистым или неполным стажем, а также те, кто работал в 1990-е годы – эпоху экономических потрясений, широкого распространения неформальной занятости и недостаточного контроля за уплатой страховых взносов. В то время многие предприятия не предоставляли данные в пенсионную систему, архивы не сохранились, а вопрос с индивидуальными предпринимателями оставался неурегулированным.
В настоящее время крайне важно, чтобы государство признало провал данной реформы и честно оценило убытки, понесенные гражданами. Поскольку ошибки были допущены на уровне государственной политики, компенсация потерь должна быть обеспечена соответствующими мерами.
Пока неясно, какие именно меры планируют предпринять власти для решения этой критической ситуации, которую они сами и создали. Однако следует отметить, что это не единственная проблема, стоящая перед пенсионной системой.
Российская пенсионная модель – на грани исчезновения
Эксперты в области экономики и социальной политики все чаще высказывают мнение о том, что существующая пенсионная модель в ближайшем будущем станет несостоятельной. Традиционная система, основанная на принципе солидарности поколений, когда работающее население обеспечивает выплаты нынешним пенсионерам, практически исчерпала себя. Причем это актуально не только для России, но и для других развитых и развивающихся стран.
Основной причиной кризиса является снижение рождаемости. Численность молодого поколения сокращается, в то время как количество пенсионеров стремительно растет. В скором времени государство будет вынуждено либо облагать работающих граждан непомерно высокими отчислениями в пенсионные фонды, достигающими 50–70% от заработной платы, либо прибегать к жестким мерам, таким как резкое сокращение пенсионных выплат и дальнейшее повышение пенсионного возраста.
В период становления современных пенсионных систем средняя продолжительность жизни после выхода на пенсию составляла около 6–8 лет. В настоящее время люди живут значительно дольше – до 75–85 лет, а в некоторых случаях и более. Для сохранения финансовой устойчивости государству придется стремиться к поддержанию этого временного интервала между выходом на пенсию и смертью. Это означает, что если средняя продолжительность жизни увеличится до 90 лет, пенсионный возраст может быть повышен до 82 лет.
По прогнозам, Россия может столкнуться с коллапсом пенсионной системы раньше, чем многие другие страны. По словам депутата Госдумы Светланы Бессараб, в ближайшие 15–20 лет резко возрастет число получателей социальных пенсий, в том числе за счет увеличения числа самозанятых граждан. Уже сейчас таких получателей насчитывается около 4 миллионов.
Возраст выхода на социальную пенсию также постепенно увеличивается. В настоящее время мужчины получают ее в 65,5 лет, а женщины – в 60,5 лет. Однако к 2028 году мужчины смогут претендовать на социальную пенсию только по достижении 70 лет, а женщины – по достижении 65 лет.
По сути, поколение нынешних 40-летних рискует вообще остаться без пенсии. Даже те, кто ее получит, будут вынуждены довольствоваться мизерными выплатами: «полная» пенсия в размере 20 тысяч рублей после оплаты жилищно-коммунальных услуг оставляет человеку около 12–13 тысяч рублей, суммы, которой недостаточно для выживания.
У граждан практически отсутствует мотивация официально трудоустраиваться и накапливать пенсионный стаж. Независимо от прилагаемых усилий и уровня заработной платы, размер будущей пенсии не будет соответствовать минимальному уровню необходимых расходов.
Согласно результатам исследований, для обеспечения достойной жизни и возможности путешествовать, как это обещали некоторые высокопоставленные чиновники, российским пенсионерам необходимо получать пенсию в размере 100 тысяч рублей. Однако депутат Сергей Гаврилов считает это нереалистичным. Для достижения такого уровня необходимо:
- Иметь официальную заработную плату от 230 тысяч рублей на протяжении всей трудовой деятельности.
- Отработать без перерывов 64 года.
- Выйти на пенсию не ранее, чем в 75 лет.
Такие условия выполнимы лишь для немногих. В современной системе, построенной на принципе личной ответственности, пенсия превращается в своего рода личную ренту. Граждане будут вынуждены либо самостоятельно формировать свои пенсионные накопления, либо продолжать работать до конца жизни.
Что дальше?
На фоне нарастающего кризиса все больше экспертов призывают к кардинальному пересмотру подходов к формированию пенсионных накоплений. Одним из вариантов решения проблемы является переход к многоуровневой системе, сочетающей в себе государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование и добровольные накопительные программы. При этом, как показывает международный опыт, ключевым фактором успеха является создание стимулов для участия граждан в добровольных программах, а также обеспечение прозрачности и надежности управления пенсионными активами.
Важным аспектом реформирования пенсионной системы является также повышение финансовой грамотности населения. Многие граждане не имеют представления о том, как формируется их будущая пенсия, какие факторы влияют на ее размер, и какие возможности существуют для увеличения пенсионных накоплений. Проведение информационных кампаний, организация образовательных программ и предоставление консультаций помогут людям принимать осознанные решения и планировать свое будущее.
В условиях старения населения и изменения структуры занятости необходимо также пересмотреть подходы к определению пенсионного возраста. В ряде стран пенсионный возраст постепенно повышается, при этом учитывается состояние здоровья, уровень квалификации и условия труда различных категорий работников. Важно создать условия для того, чтобы люди могли продолжать трудовую деятельность как можно дольше, сохраняя свою профессиональную активность и внося вклад в экономику страны.
Альтернативой является развитие негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и создание благоприятных условий для их деятельности. НПФ могут предложить гражданам различные варианты инвестирования пенсионных накоплений, позволяющие увеличить их доходность и обеспечить более высокий уровень пенсионных выплат. Однако для этого необходимо создать надежную систему регулирования и контроля за деятельностью НПФ, а также обеспечить защиту прав и интересов вкладчиков.
В заключение следует отметить, что реформирование пенсионной системы – это сложная и многогранная задача, требующая комплексного подхода и учета интересов всех заинтересованных сторон. Необходимо честно признать существующие проблемы, провести открытую дискуссию с экспертами и общественностью, и разработать такие решения, которые обеспечат достойную жизнь нынешним и будущим пенсионерам. Игнорирование проблем и попытки решить их полумерами лишь усугубят ситуацию и приведут к непредсказуемым социальным последствиям.