Жизнь непредсказуема. Поколение наших родителей училось конкретным специальностям — становились врачами, учителями, инженерами, и всю жизнь работали по выбранной специальности, чаще всего даже не меняя место работы. Наши ровесники учились на юристов и экономистов, это было очень популярно. Сегодня стало очевидно, что нужно было идти в IT. Сейчас дети изучают программирование и робототехнику, а надо… А мы не знаем, что надо! Технологии и производство развиваются так стремительно, что сложно прогнозировать. Ясно одно: нужно, как и нам в своё время, быть на шаг впереди существующих тенденций. А лучше на два, ведь конкурировать сегодняшним детям придётся не только с ровесниками, но и с искусственным интеллектом. Что делать? На какие отрасли обратить внимание? Рассказывает Марина Михайловна Шалашова, доктор педагогических наук, директор ИНО МГПУ.
Будущее наступает
Современные дети лучше нас с вами знакомы с новыми технологиями. Всегда готовы пообщаться с малышами Алиса и Маруся. Алиса с удовольствием обсудит с ребёнком что угодно — от манной каши (как в садике, с комочками!) до любимых персонажей и книг, споёт колыбельную... Дети, едва научившись говорить, получают опыт полноценного общения с искусственным интеллектом и учатся формулировать задачи так, чтобы робот их понял.
Вот только когда дети подрастут, искусственный интеллект из приятеля, с которым весело болтать, смотреть мультики и слушать песни, превратится в жёсткого конкурента. Или нет?
Роботы уже доставляют покупки, подбирают рекламу под интересы конкретных пользователей, водят грузовики и метропоезда, диагностируют неполадки автомобилей и даже помогают устанавливать диагнозы. Искусственный интеллект лучше, чем врачи, оценивает результаты рентгеновских исследований и участвует в диагностике. Он отлично показал себя в цитологии и гистологии: машина прекрасно отличает в соскобах и срезах здоровые клетки от злокачественных, её результативность уже приблизилась к 100%.
Технологии искусственного интеллекта выходят за рамки экспериментов и начинают внедряться в жизнь. А значит, рынку труда придётся пережить серьёзные изменения.
Пока невозможно точно предсказать, какие профессии будут востребованы через 10–15 лет. Но мы точно знаем, что на рынке труда ценятся:
- «гибкие навыки» — способности к плодотворной коммуникации, умение работать в команде;
- умение управлять проектами, что зачастую подразумевает мультидисциплинарные знания как минимум базового уровня и наличие опыта проектирования;
- высокий уровень обучаемости, который позволяет использовать в работе новые технологии.
Эти качества точно будут востребованы и в обозримом будущем. К ним я бы добавила исследовательские навыки, критическое мышление, креативность, умение определять цели и задачи, выстраивать стратегии их достижения. Всё это необходимо, чтобы подняться над уровнем рядового исполнителя, ведь, вероятно, рутинные задачи постепенно будут поручаться ИИ. А вот ценность мультидисциплинарных знаний и умений решать сложные задачи в такой ситуации возрастёт: роботам кто-то должен давать задачи, и такие люди должны свободно ориентироваться не только в своём предмете, но и в логике, статистике и других математических дисциплинах.
Как получить нужное образование
Сложно стать одинаково хорошим специалистом сразу в нескольких областях. Сейчас для этого нужно получать несколько разных образований или проходить переподготовки на базе имеющегося образования. Это долго и затратно. Обучение до нужной квалификации при таком подходе растянется с нынешних 15–17 лет (включая школу) до 20–25. Причём совмещать студенчество с работой в полную силу не получится: слишком разнородные специальности студенту нужно будет освоить.
Необходимость универсальных специалистов с высшим образованием в обществе осознали в конце ХХ века, когда появились технологические компании современного типа. Чтобы подготовить таких людей, начале 2000-х годов в США разработали модель, которая объединяет естественнонаучный и инженерный подход. Она известна как STEM-подход в образовании.
STEM — это обучение науке (Science), технологии (Technology), инженерии (Engineering) и математике (Mathematics). Цель — подготовить специалистов, способных рассмотреть проблему в целом, а не в узком контексте специальности.
Способы достижения цели:
- персонализированное образование: индивидуальные планы обучения, включающие несколько обязательных дисциплин и круг предметов по выбору, а также междисциплинарные курсы;
- внедрение развития «гибких навыков» в подготовку специалистов;
- обучение проектному мышлению и исследованиям (кроме специальных знаний, для этого требуются инженерные и управленческие навыки, креативность и критичность мышления).
Наилучшие результаты STEM даёт, если применяется с раннего возраста — в школе и даже в детском саду. Одним из первых среди российских вузов педагогов, владеющих STEM-технологиями, начал готовить МГПУ.
STEM-образование в детском саду и школе
Средний московский детский сад даёт образование, соответствующее STEM-модели для дошкольного возраста. Среди рекомендованных занятий — LEGO-конструирование, робототехника, исследование окружающей среды, командные игры, развитие коммуникативных навыков. Всё это (за исключением, пожалуй, робототехники) в садах есть в рамках обязательных занятий по ФГОС ДО или в виде кружков. Если в садике чего-то не хватает, родители могут компенсировать это дома.
Задача дошкольного этапа — развить детскую любознательность, дать элементарные представления о точных и естественных науках, научить видеть взаимосвязь событий. Здорово, если в дошкольном возрасте появляются исследовательские вопросы и проводятся эксперименты (например, выращивание зелени в горшках). В крупных городах для дошкольников организуются творческие конкурсы, в которых детям стоит участвовать. Это поможет посмотреть какие проекты интересуют других детей, возможно, увлечься и стать юным исследователем. Отмечу, что именно в дошкольном возрасте дети чаще всего ставят исследовательские вопросы (Что? Почему? Зачем? А что будет, если ?..) Нам, взрослым, важно поддерживать этот интерес.
В младшей школе STEM-образование решает те же задачи, что и на дошкольном этапе, но на более продвинутом уровне, так как появляются базовые знания. Ключевое здесь — интерес к познанию мира.
Основная школа — это первые попытки профессионального самоопределения. Дети больше узнают о разных областях знаний и технологиях, определяются со специализациями и фактически начинают строить карьеру. Проекты становятся более сложными и могут выполняться как индивидуально, так и в команде.
Вне зависимости от того, какой профиль ребёнок выбирает, одним из основных предметов у него будет математика, так как это не только царица наук, но и те базовые знания, которые необходимы для ИТ-сферы и естествознания.
Гуманитарное знание при таком подходе кажется забытым, но это не так. В основе STEM-концепции лежит проектная работа, которая чаще всего решается в команде. Грамотная устная и письменная речь, культурный багаж, опыт публичных выступлений — всё это необходимо будущему специалисту в разных сферах деятельности. А основа закладывается в средней школе.
В старшей школе делается акцент на практику и дальнейшее профессиональное самоопределение. Проекты становятся сложными, профессионально окрашенными (инженерные, медицинской тематики и пр.). Школьники работают в командах, где у каждого есть зона ответственности, которая работает на общий результат.
Идеально, если в школе созданы условия для проектов и исследований. Необходимое оборудование, мобильная мебель, которую легко сгруппировать под потребности конкретного занятия, средства визуализации и многое другое. Ведь истина проверяется на практике, а это достигается через эксперимент.
STEM-подход отвечает требованиям ФГОС, так как в основе развитие как мягких навыков, так и овладение предметными знаниями, умениями применять их на междисциплинарной основе. Для школы реализация подхода в полной мере возможна через внеурочную деятельность и дополнительное образование.
Включиться в STEM можно в любом возрасте. И даже если в школе пока нет для этого условий, это не препятствие. Проектной работой можно заниматься и самостоятельно. Есть кружки различных направлений, есть родители-энтузиасты, есть невероятное количество конкурсов, для которых можно создать проект самому или с друзьями.
Что же искусственный интеллект? При STEM-подходе он становится не соперником, а ещё одним, порой очень важным, членом команды. Детские навыки общения с Алисой получают развитие и позволяют человеку сохранить за собой место созидателя, а техническую работу оставить роботам.