Найти в Дзене
Боевая вахта

ПРОТИВОСТОЯТЬ ПРОЯВЛЕНИЯМ ТЕРРОРИЗМА

Сегодняшний наш собеседник — давний знакомый редакции капитан 2 ранга Николай Колбас. Он не раз был с личным составом в командировках в зоне проведения специальной военной операции, принимал участие в боевых действиях. Сейчас капитан 2 ранга Н.Колбас — офицер штаба Приморского объединения разнородных сил ТОФ. Он принимает активное участие в организации и проведении мероприятий по противодействию терроризму. Сегодня мы попросили Николая Юрьевича рассказать подробнее об этом нашим читателям.  

— Прежде чем говорить о противодействии терроризму следует напомнить, что такое вообще терроризм. Это идеология устрашения, основанная на насилии. Причём идеология, не гнушающаяся вообще никакими принципами и моралью. Поэтому так важно ей противостоять.  

Противодействие терроризму, всегда было актуально, а сегодня, в период проведения специальной военной операции, а также событий на Ближнем Востоке, актуально как никогда. Это обусловлено тем, что для терроризма нет границ, каких-то территорий или мест, где он есть, а вот здесь, например, нет. Террористический акт может произойти где угодно, с кем угодно и под любым предлогом. Причём это обязательно будет связано с насилием и разрушением. В этом и кроется главное зло терроризма.   

Особую опасность он представляет и в связи с использованием современных технологий в области робототехники, беспилотных систем, киберпространства. Технологии, которые улучшают нашу жизнь и деятельность, способствуют развитию цивилизации, к сожалению, используются террористическими организациями в разрушительных целях.   

Также хочу отметить, что если до недавнего времени мы говорили о террористических организациях радикального исламского толка (они были у всех на слуху — ваххабиты, исламское государство и т.д.), то сейчас мы имеем террористические организации и отдельных террористов, курируемых целыми государственными структурами Украины, Великобритании и США под религиозными и политическими предлогами, а также под банальным подкупом и вознаграждением. В связи с этим борьба с терроризмом должна выходить на более высокий уровень и не снижаться ни на один показатель. И трагедия «Крокус Сити Холла» тому скорбное напоминание.  

— Николай Юрьевич, скажите, какие вы видите первоочередные меры по борьбе с терроризмом.  

— В первую очередь необходимо проводить профилактические мероприятия на всех уровнях и во всех организациях, не только в государственных, но и в частных. Пропагандистская и разъяснительная работа о деструктивной основе терроризма и экстремизма всегда идут рядом. Необходимо дать понятие гражданам, что насильственными, незаконными методами нельзя добиться нормального решения вопросов политического, экономического, социального характера. Что для этого есть множество различных институтов, где вам помогут. Также необходимо вести учёт граждан, приезжающих из ближнего зарубежья. Для этого у соответствующих структур тоже есть все инструменты.  

Очень важно совершенствовать антитеррористическую защищённость объектов городской, социальной, транспортной, промышленной инфраструктур. Чтобы потенциальные террористы не могли беспрепятственно куда-либо проникнуть, а если и проникли, то могли быть зафиксированы средствами контроля и мониторинга. Также мы должны помнить, что террорист — это не стереотипный «бородач в балахоне и с бомбой», это может быть кто угодно — человек любого возраста, пола, национальности, исповедания и мотивации. Это может быть и не человек вовсе — и роботизированный комплекс, и беспилотная система, как наземная, так и воздушная, водная. Это может быть и вредоносная программа, если мы говорим про цифровые технологии. Причём все эти субъекты не обязательно будут что-то взрывать, поджигать, разрушать. Есть уже такое понятие, как безуликовые действия, когда тот или иной террорист нарушает функциональность объектов инфраструктуры, при этом не оставляя никаких следов и не выдвигая никаких требований. Например, нарушение работы диспетчерских на транспорте может привести к серьёзным, если не сказать, трагичным последствиям (крушение самолёта в Актау могло быть от внешнего воздействия).  

Также при борьбе с терроризмом нужно учитывать готовность всех служб, задействованных в минимизации и ликвидации терактов и их последствий. Причём сил и средств как силового блока (МВД, ФСБ, МО РФ, Росгвардия), так и гражданского (медицина, МЧС, органы публичной власти). Ключевой вопрос здесь — общее взаимодействие и координация. Являясь отраслевыми специалистами, каждый в своём заведовании должен понимать, кто основной противник и как с ним бороться.  

— Николай Юрьевич, скажите: какие меры принимаются у нас, в главной базе флота по противодействию терроризму?  

— В первую очередь это совершенствование антитеррористической защищённости военных объектов, в том числе и потенциально опасных. Мы ведём работу по наращиванию систем защиты от проникновения как с суши, так и с воздуха, с моря. Также мы совершенствуем систему обнаружения во всех средах: это средства мониторинга наземной, воздушной и надводной обстановок, в том числе во взаимодействии со смежными структурами. И всё это исходя из опыта специальной военной операции, опыта Черноморского флота по обороне и защите пунктов базирования.  

Также мы проводим разъяснительную и пропагандистскую работу среди военнослужащих о противостоянии проявлениям терроризма, о высокой бдительности на службе и в быту.  

Плюс ко всему главное средство борьбы с терроризмом — это наши военнослужащие. В каждой воинской части назначается подразделение антитеррора, предназначенное для выполнения первоочередных мероприятий при возникновении угрозы теракта. Кроме того, назначается дежурное подразделение для его усиления, а также резерва. Все они проходят специальную дополнительную подготовку по стрельбе, рукопашному бою, связи, медицинской подготовке — в общем, по всему тому, что нужно в сложной боевой обстановке. Помимо этого, в частях назначаются подразделения ликвидации последствий аварий и происшествий, которые могут возникнуть при совершении терактов. В них, как правило, входят пожарные, медицинские и инженерные подразделения. 

Периодически мы проводим с ними учения одиночные, когда военнослужащие тренируются по одному эпизоду, и двусторонние, когда условные террористы пытаются проникнуть на определённый объект, а подразделения антитеррора им противостоят. Также проводим и межведомственные учения с привлечением всех сил и средств Владивостокского гарнизона, причём, всегда на разные темы и на разных объектах. 

— Как вы оцениваете степень готовности сил и средств противодействия терроризму во Владивостокском гарнизоне?  

— На сегодняшний день как очень хорошую. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, уровень подготовки военнослужащих: многие из них принимали участие в специальной военной операции и приобрели необходимые навыки в боевой обстановке. Во-вторых, уровень оснащения и экипировки: во взаимодействии с краевой администрацией мы смогли дооснастить все свои специальные подразделения. В-третьих, хотелось бы отметить степень вовлечённости командного состава флота всех уровней в мероприятия противодействия терроризму. Флагманом здесь является Приморское объединение разнородных сил, выполняющее весь спектр специальных задач как на море, так и на суше. Оно признано лучшим морским объединением в Военно-Морском Флоте в 2024 году. 

– Большое спасибо, Николай Юрьевич, за беседу. Успеха вам!

 

Беседовала Наталья ПИСКУНОВА.

 

Фото из архива «БВ».