Найти в Дзене
Глас Проциона

Беспокойная душа

Возможно, вся суть и специфика жизни на этой планете заключены в борьбе дуальностей и сумме противоречий… С одной стороны, человек способен мыслить и строить невероятные абстрактные конструкции и теории, которые даже не имеют материального воплощения в этом мире. Человек способен достигать невероятных состояний и высот духа. Человек обладает волей и достоинством, честью и моралью. Это всё, несомненно, критерии высокоразвитого существа. Но с другой – человек постоянно подвержен пороку и слабости. Мы обладаем тяжелым телом и удивительно подвижной психикой. Настолько подвижной, что в попытке оправдать себя за откровенную слабость, немощь и желание максимально упростить себе жизнь, наша психика способна выстроить настолько сложные и комплексные конструкции и системы, что это уже почти искусство… искусство саморазрушения... Мы обладаем невероятным потенциалом и полным набором инструментов для того, чтобы взрастить себя, стать лучше, осознаннее, куда более правильными и собранными существами

Возможно, вся суть и специфика жизни на этой планете заключены в борьбе дуальностей и сумме противоречий…

С одной стороны, человек способен мыслить и строить невероятные абстрактные конструкции и теории, которые даже не имеют материального воплощения в этом мире. Человек способен достигать невероятных состояний и высот духа. Человек обладает волей и достоинством, честью и моралью. Это всё, несомненно, критерии высокоразвитого существа.

Но с другой – человек постоянно подвержен пороку и слабости. Мы обладаем тяжелым телом и удивительно подвижной психикой. Настолько подвижной, что в попытке оправдать себя за откровенную слабость, немощь и желание максимально упростить себе жизнь, наша психика способна выстроить настолько сложные и комплексные конструкции и системы, что это уже почти искусство… искусство саморазрушения...

Мы обладаем невероятным потенциалом и полным набором инструментов для того, чтобы взрастить себя, стать лучше, осознаннее, куда более правильными и собранными существами, чем есть, и вместе с тем у нас всегда есть выбор и возможность свернуть на куда более простой путь без сопротивления и подавления сиюминутных желаний. Это удивительно, что человек имеет возможность одновременно стать просветленным и существом, куда хуже животного.

Мы находимся в постоянном внутреннем противоречии: с одной стороны, есть «я хочу» и далее длинный список потребностей сомнительной важности, а с другой – глубинные вопросы и переживания, которые преследуют человека основным лейтмотивом на протяжении всей его жизни: «Зачем я здесь?», «Чего я могу здесь достичь?», «Что я могу сделать, чтобы не быть бессмысленным?», «Кто я?», «В чем суть того, что я есть?» и многие другие вопросы, которые мучают разных людей в разной степени.

Это противоречие, это сражение уже давно было подмечено человечеством: это и бесконечные размышления о природе добра и зла в христианстве, и попытка примирения дуальнольности в знаке Великого Предела в даосизме, и притча индейцев о двух волках, которых ты кормишь, и экзистенциальные рассуждения философов девятнадцатого и двадцатого веков о роли и сути морали и нравственности и об их необходимости в жизни общества и человека.

Размышление началось как будто с того момента, как человек перешагнул ступень, отличающую его от животного. Это рассуждение ведется по сей день. И парадоксально, мы так и не вывели аксиому, которая стала бы общим правилом в борьбе для каждого отдельного человека.

Нет, мы вывели лишь некий свод теорем, законов и закономерностей, которые приходится доказывать и проверять чуть ли не с нуля в каждом отдельном столкновении с этими противоречиями. И это только если у человека появится шанс и возможность выбраться из низкого проживания этой жизни. И если вообще к этому моменту у человека будет такая потребность и останутся силы…

Таким образом, мы все на этой планете лишь беспокойные души в поисках то ли правды и истины, то ли нежной колыбельной мелодии для забытья… И главный вопрос качества нашего проживания заключается в понимании и способе обработки этого важнейшего противоречия, которое, кажется, во многом и породило всё многообразие мысли запутанного человеческого мира…