С приходом к власти джихадистских группировок Сирия стала стремительно погружаться в гражданскую войну с сопутствующими ей массовыми беспорядками и подковёрной борьбой имеющих здесь свои интересы внешних игроков.
Для понимания происходящего в Сирии важно учитывать тот факт, что исламистская группировка «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ, здесь и далее - террористическая организация, запрещённая в РФ) под руководством Ахмеда аш-Шараа и её союзники не контролируют территорию всей страны, как это могло бы показаться. Под их контролем находится полоса земли на западе САР, от Идлиба на юг до Дамаска. При этом значительные территории страны подчиняются джихадистам ХТШ достаточно слабо.
В то же время, события в стране интересуют довольно много внешних игроков. Один из них - Турция. Сейчас в приграничных районах между странами дислоцируют регулярные турецкие части численностью порядка 10 тысяч человек. Кроме того, Турция поставляет оружие и снаряжение так называемой Сирийской национальной армии (СНА), включая протурецких боевиков, сражавшихся против правительства Башара Асада. Анкара очень хотела бы укрепить свои позиции в Сирии и ослабить вместе с тем позиции Ирана, «Хезболлы» и курдов, контролирующих сегодня 25% территории страны.
Другая имеющая свои интересы сторона - Израиль. Ещё до бегства Башара Асада в Москву министр иностранных дел Израиля Гидеон Саар заявил, что еврейское государство должно обратиться к сирийским курдским группам и другим региональным меньшинствам с призывом укреплять связи, поскольку те являются естественными союзниками и «жертвами угнетения» со стороны Ирана и Турции. В связи с этим возросла и опасность резкого обострения противоречий между Анкарой и Тель-Авивом. Есть вероятность, что стороны могут даже пойти на прямое вооружённое столкновение на территории Сирии.
Нельзя забывать и о США. В настоящее время в стране находится около 900 военнослужащих. Существует вероятность, что в ближайшее время Дональд Трамп примет решение о их выводе из страны. Пока что они продолжают отслеживать, каким образом с помощью курдских подразделений идёт борьба с ИГ («Исламское государство», террористическая организация, запрещённая в РФ).
Конечно, свою политику будут пытаться выстраивать и богатые страны Персидского залива. В первую очередь Саудовская Аравия и ОАЭ. Они к новой сирийской власти относятся с подозрением и обладают большими деньгами, необходимыми для инвестирования в восстановление разрушенной экономики Сирии.
В нынешних условиях новым властям Сирии в лице Ахмеда аш-Шараа приходится прибегать к политическому маневрированию для того, чтобы привести многонациональную и многоконфессиональную Сирию к единому знаменателю и довести до выборов, при этом по возможности не поссорившись ни с кем из влиятельных акторов. Задача весьма непростая, учитывая, что некоторые действующие лица предполагают обеспечить собственные интересы за счёт других.
За прошедшее время некоторых положительных результатов нынешним сирийским властям уже удалось достичь. К примеру, президент Сирии Ахмед аш-Шараа и главком СДС Мазлум Абди подписали соглашение об интеграции курдских гражданских и военных структур в центральные органы сирийской власти. Курды согласились на некоторое урезание собственной автономии, в обмен им будут предоставлены конституционные права, включая право принимать участие в политической жизни страны, преподавать и пользоваться курдским языком, а также право возвращаться перемещённым лицам в свои дома. Кроме того, договорённости гарантируют прекращение огня по линиям соприкосновения на территориях за Евфратом.
Согласовали стороны и отказ от призывов к разделению страны, языка вражды и попыток разжигания противоречий между всеми компонентами сирийского общества. Теперь в Сирии будет одна единая армия, одна столица и один флаг.
Ещё один удачный шаг - подписание Конституционной декларации, которая должна стать правовой основой на время политического транзита.
Но если заключение соглашения с курдами можно по праву считать одним из наиболее удачных достижений нового сирийского руководства, то кровавая расправа над алавитами и христианами, бушевавшая над Сирией в течение четырёх суток и унесшая жизни никак не менее 10-12 тысяч человек, представляет собой, по словам того же аш-Шараа, самую большую его неудачу. Он обещал «жёстко и без снисхождения» привлечь к ответственности всех, кто причастен к кровопролитию среди гражданского населения, всех, кто мог причинить вред сирийскому народу. Но это лишь немногие из шагов, которые ещё только предстоит сделать на пути к миру.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"
сирия #власть #израиль #турция #иран #россия #геополитика #конфликт