В Минске продолжается масштабная работа по эвакуации и утилизации старых и заброшенных автомобилей. Это приоритетное направление Года благоустройства, объявленного на уровне всей страны, рассказывает «Виртуальный Брест» со ссылкой на News.by.
В материале использованы скриншоты видео с YouTube-канала «NEWS.BY: новости Беларуси и мира»
Очистка дворов от автохлама производится строго по регламенту. Сначала специалисты находят подозрительные машины: спущенные колёса, разбитые стёкла, груды ржавчины — всё это признаки, что транспорт уже давно никуда не выезжал. По закону, если авто стоит без движения минимум три месяца, его уже можно включать в список на эвакуацию. Проверяют техосмотр, номерные знаки, состояние кузова. Если удаётся найти собственника, ему отправляют уведомление. У человека есть 30 дней, чтобы привести машину в порядок. Не справился — авто отправляется на штрафстоянку.
Цена вопроса немаленькая: эвакуация — от 180 рублей, плата за хранение — до 1,5 рубля в сутки. И если в течение трёх месяцев владелец не объявится, автомобиль признаётся бесхозным, и тогда дорога ему одна — в пресс через суд.
В одном только Московском районе Минска с начала года уже утилизировано десять машин. Ещё около сотни находятся на штрафстоянках и ждут своей участи. А всего за 2024 год в столице выявили более 5 500 таких авто. Минчане активно сообщают о брошенной технике через службу 115 и чат-бот Комитета госконтроля.
Главная проблема — найти владельца. Особенно если ТС стоит без номеров или с иностранными регистрационными знаками. Рассылать письма можно, но если человек их не получает — ситуация зависает. Суд разрешает вскрывать автомобиль и признавать его бесхозным, однако это занимает время.
После всех процедур машина уходит на переработку, чаще всего — на предприятие «Белвторчермет». Там её разбирают, проверяют на радиационную и пожароопасность, прессуют и дробят. Из годного металла получаются заготовки для заводов, остальное — на утилизацию.
С начала 2025 года таким образом переработали уже 24 тонны металлолома — это примерно 230 автомобилей. В прошлом году сдали более 400, и в казну поступило 29 тысяч рублей.
Каждое парковочное место в Минске на вес золота, и автохлам в связи с этим — реальная проблема. Практика показывает: работать в данном направлении можно. Правда, процедура признания авто бесхозным долгая, требует бюрократических усилий. Не всегда вовремя срабатывают механизмы взаимодействия служб. Выход один — комплексный подход: цифровизация, упрощение процедур, координация между ведомствами, резюмируют СМИ.