Найти в Дзене

"Растрелли: история поколений в камне и бронзе"

Здравствуйте, уважаемые Читатели! 

Восьмая фамилия из 69ти на мозаичном круге в метро "Спасская" - это

Растрелли. 

Их было двое - отец и сын.

Про старшего - Бартоломе́о Растре́лли мы говорили в прошлый раз. 

Познакомимся с творениями его сына.

-2

Граф 

Варфоломей Варфоломеевич Растре́лли

родился в Париже в 1700 году. 

В 1716 году семья Растрелли (нашему герою исполнилось 16) поселилась

 на Первой линии 

(на месте нынешнего дома 29 по Шпалерной улице).

-3

Наиболее ранняя задокументированная 

работа младшего Растрелли — 

каменный трёхэтажный дворец 

молдавского господаря 

Димитрия Константиновича Кантемира 

вблизи Потешного поля 

(затем - Царицын луг, затем Марсово поле) в Петербурге. 

Годы строительства - с 1721 по 1727.

-4

Юный Растрелли мастерски разработал планировку дворца Кантемира. 

Залы для приёмов были расположены вдоль набережной

/Дворцовая набережная, дом 8/, 

в то время как жилые комнаты находились на противоположной стороне

(угол улицы Миллионной и Мраморного переулка).

-5

Справа на фотографии дворца Кантемира виден шпиль колокольни Петропавловского собора.

-6

Что за личность этот Кантемир, которому дворец в центре Петербурга построили - отдельная тема для разговора. 

-7

Обратимся к двум постройкам сына Растрелли за пределами нашего города.

-8

Ру́ндальский дворец 

(латыш. буквально — «Долина спокойствия») — 

один из наиболее значительных памятников архитектуры Латвии, бывшая загородная резиденция герцогов Курляндии.

-9

Ру́ндальский дворец 

(латыш. буквально — «Долина спокойствия») — 

один из наиболее значительных памятников архитектуры Латвии, бывшая загородная резиденция герцогов Курляндии.

-10

Курляндия и Семигалия. 

Карта 1740 года.

-11

Мита́вский или Е́лгавский дворец.

-12

крупнейший по размерам дворец Прибалтики, построенный в XVIII веке как парадная городская резиденция герцогов Курляндии и Семигалии в их столице — Митаве (ныне Елгава).

-13

Дворцы по проекту Варфоломея Варфоломеевича

были построены для 

Эрнста Иога́нна Биро́на (1690г.р.), 

обер-камергера (старшего 

распорядителя двора) 

и фаворита императрицы Анны Иоанновны (1693 г.р.).

-14

По рекомендации Бирона становится 

обер-архитектором 

императрицы Анны Иоанновны, племянницы Петра Первого

(она правила 

с 15 (26) февраля 1730г. 

по 17 (28) октября 1740г.), 

а затем и её преемницы - 

Елизаветы Петровны, младшей дочери Петра Первого

(правление с 25 ноября (6 декабря) 1741г.

по 25 декабря 1761 (5 января 1762г.).

Заметьте, Уважаемые Читатели, 

что более года прошло между уходом из жизни Анны и вступления на престол Елизаветы.

-15

Иван VI 

(Иоа́нн Антонович) 

родился

12 [23] августа 1740г., Санкт-Петербург — 

погиб 5 [16] июля 1764г. в Шлиссельбурге, 

так и не побывав на троне. 

Кровавая история... 

Которая стала ещё одним событием, приблизившим конец царствования Романовых.

Простите, если моё мнение может не совпадает с кем-то из моих Уважаемых Читателей. 

Но вернёмся к Варфоломеичу.

-16

Период расцвета архитектора начался с постройки для Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741—1744 годы; не сохранился).

-17

На его месте расположен Михайловский (Инженерный) замок.

На пике славы мастер по требованию императрицы сопровождал 

сразу несколько поистине грандиозных строительных проектов.

-18

С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе.

-19

В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве. 

Строительные работы производились в 1749-1754 годах

-20

местными мастерами под руководством архитектора Ивана Фëдоровича Мичурина, уроженца Костромской губернии.

-21

На 1752—1757 гг. пришлась полная перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе.

-22

Участие Растрелли в возведении построек вдали от столицы ограничивалось подготовкой общего проекта, 

в то время как реализацию курировали другие зодчие. 

-23

За убранство Большого дворца в Царском Селе, к примеру, отвечали, помимо Растрелли, 

Андрей Васильевич Квасов 

и Савва Иванович Чевакинский; 

по их же проектам под общим руководством Растрелли были возведены в окрестностях несколько «увеселительных домов», например:

-24

Эрмитаж — 

парковый павильон 

в стиле барокко в Екатерининском парке в Царском селе.

-25

Автор проекта - уже известный вам 

Михаил Григорьевич Земцов. 

Архитекторы:

А.В. Квасов,

С.И. Чевакинский, Бартоломео Растрелли. 

Строительство

1743—1753 годы.

-26

Грот Царского Села спроектировал и начал строить в 1755—1756 годах 

Растрелли. 

Постройка и отделка растянулась до 1782 года, когда автор проекта ушёл из земной жизни. 

В 1771 году Антонио Ринальди переработал проект внутренней отделки.

-27

Павильон «Большая горка» или названный Растрелли на французском «Grande Glisade»

был возведён около Екатерининского дворца и представлял собой массивное каменное здание в форме ротонды

(круглое здание с колоннами и куполом). 

Строительством занимались 

Нартов Андрей Константинович 

и Василий Иванович Неелов. 

При спуске на одну вагонетку помещалось от двух до четырёх человек. Чем их было больше, тем быстрее спускалась повозка. 

Под горками находился механизм, приводимый в действие лошадьми, чтобы вернуть повозки с людьми обратно на верх. 

Павильон был построен в 1748 — 1749 годах. 

К 1795 году павильон с горками разобрали и на её месте по проекту Чарльза Камерона была построена галерея из пудостского камня с 32 колоннами, но вскоре она была разобрана и её материалы использовались в строительстве Михайловского замка в Петербурге.

-28

Впоследствии на месте горки и галереи была построена гранитная терраса в 1809 году по проекту архитектора Луиджи Руска.

-29

Среднерогатский (путевой) дворец — 

утраченный путевой дворец Растрелли, служивший для отдыха царской семьи во время поездок в Царское село.

Третий по счету и последний дворец строился с 1751 по 1754 годы. 

Находился до 1971 года на пересечении Пулковского и Московского шоссе, рядом с Площадью Победы.

-30

В 1750-е годы Растрелли курировал работы по ремонту дворца в Стрельне. 

Основным материалом служил курляндский крупногабаритный кирпич, который был использован Растрелли ещё при строительстве дворцов для Бирона.

Вспомним два последних грандиозных замысла Растрелли...

-31

Это модель первоначального проекта Смольного монастыря, хранящаяся в Академии художеств на Университетской набережной.

-32

Елизавета Петровна велела выстроить обитель на месте небольшого дворца при Смольном дворе — так называемого Смольного дома, где она часто жила в юные годы. 

В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и 

чрезвычайно высокой колокольней, 

а также институт для девушек из дворянских семей.

С 1749 года, в качестве помощника Растрелли, строительство Смольного собора курировал Христиан Кнобель. 

Монастырь был построен к 1769 году. 

Ансамбль включал следующие храмы:

🙏Церковь Св. Екатерины (освящена в 1764 году). 

🙏Церковь Св. Захарии и Елизаветы

(освящена в 1765 году). 

🙏Церковь Александра Невского 

(освящена в 1808 году). 

🙏Смольный собор Воскресения Христова (освящëн в 1835 году). 

Внутренняя отделка Смольного собора шла под руководством Юрия Матвеевича Фельтена в 1762—1764 годах.

Собор монастыря был достроен архитектором Василием Петровичем Стасовым лишь в 1835 году.

-33

Колокольня Смольного собора — это проект, разработанный Растрелли, который так и не был завершён.

Первоначально колокольню планировали возвести перед главным фасадом монастыря. 

Пятиярусная башня высотой 147 метров должна была располагаться прямо перед храмом. 

Императрица Елизавета Петровна одобрила проект, и Растрелли принял решение увеличить высоту колокольни до 170 метров.

Строительство колокольни продолжалось до 1767 года, был возведён её первый ярус. Однако возведение было остановлено из-за перераспределения финансирования.

-34

Идея возрождения колокольни Смольного собора вновь обрела актуальность в 2020 году благодаря Фонду содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга. 

Проект колокольни высотой 174 метра, разработанный архитектурной мастерской Михаила Мамошина, предполагает вариант её расположения на Смольной набережной. 

Согласно замыслу архитектора, колокольня будет стоять отдельно от монастыря, но визуально она будет связана с другими православными объектами на берегу Невы, 

такими как церковь Бориса и Глеба (разрушена в 1975 году... ) 

 и Александро-Невская лавра.

-35

Зимний дворец 

(в 1918—1943 годах — Дворец Искусств) 

— главный императорский дворец России, расположенный на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. 

Здание дворца (ПЯТОЕ по счёту) 

-36

было построено в 1754—1762 годах российским архитектором итальянского происхождения Варфоломея Варфоломеевича Растрелли 

в стиле пышного елизаветинского барокко 

*баро́кко (итал. «вычурный»)*

с элементами французского рококо в интерьерах.

Рококо́ (фр. ироничное переложение слова рокайль — «щебень, галька, каменные обломки»).

-37

Рокайль - элемент орнамента в искусстве XVIII века, основанный на мотиве стилизованных раковин, камешков, свитков.

-38

Напомню вам, друзья, ещё о том, что на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки стоит Строгановский дворец. 

Построен по проекту архитектора в 1753—1754 годах.

-39

Воронцо́вский дворец на Садовой улице напротив Гостиного двора возведён по проекту архитектора Франческо Растрелли 

в 1749—1758 годах для канцлера Михаила Илларионовича Воронцова. 

С 1955 по 2017 год, более 60 лет, здесь учились суворовцы...

-40

Большой Гостиный Двор строился сначала по проекту Растрелли, 

затем по проекту Жана-Батиста-

Мише́ля Валле́н-Деламо́та

с 1757 по 1785 годы.

-41

Ани́чков дворец

начал строиться в 1741 году по указу императрицы Елизаветы Петровны, только что взошедшей на престол в результате очередного переворота. 

-42

Проект разноэтажного здания в виде растянутой буквы «Н» был создан одним из первых архитекторов новой столицы Михаилом Григорьевичем Земцовым, однако тот скончался в 1743 году. 

-43

Завершал строительство дворца по проекту Земцова Бартоломео Растрелли.

-44

Дворец в 1753 году.

-45

Растрелли подготовил проект пятиярусного иконостаса и алтарной сени Спасо-

Преображенского собора в Петербурге.

-46

Он дважды составлял проект восстановления обрушившегося в 1723 году шатра собора Новоиерусалимского монастыря,

-47

для которого также разработал декор кувуклии (греч. - опочивальня) - 

-48

место, где расположены Гроб Господень и Придел Ангела.

-49

Память о великом зодчем хранится в нашем городе:

в названии площади у Смольного собора, 

в его скульптурных изображениях в Царском Селе, а также на Манежной площади и в Александровском парке. 

Его имя выбито на памятнике Первостроителям Санкт-Петербурга в Сампсониевском саду. 

Спасибо за Внимание! 

Ваш Ленинградец. 

27 марта 2025 года, четверг.