Найти в Дзене
РБК Autonews

Что такое холостой ход и как его настроить

Холостой ход (ХХ) — это режим, в котором работает двигатель внутреннего сгорания, когда автомобиль неподвижен, а педаль акселератора не нажата. ХХ необходим, чтобы подготовить ДВС к восприятию нагрузки при добавлении газа. В противном случае мотор будет глохнуть. На первых «самобеглых колясках» выраженного режима ХХ не было только из-за того, что их двигатели с примитивными карбюраторами могли устойчиво работать лишь в очень узком диапазоне оборотов. И все же отказаться от режима ХХ можно. Для этого потребуется раскручивать коленвал ДВС до необходимого количества оборотов с помощью электромотора, как это делается на ряде моделей автомобилей с системой Start/Stop или гибридной силовой установкой. Технически режим ХХ реализован с помощью датчика или регулятора холостого хода. При запуске ДВС без нажатия педали газа это устройство, снабженное электромотором, открывает канал в обход закрытой дроссельной заслонки для подачи воздуха, количество которого регулируется клапанным механизмом. Дат
Оглавление
  1. Что это
  2. Расход топлива
  3. Обороты
  4. Настройка

Что такое холостой ход

Холостой ход (ХХ) — это режим, в котором работает двигатель внутреннего сгорания, когда автомобиль неподвижен, а педаль акселератора не нажата. ХХ необходим, чтобы подготовить ДВС к восприятию нагрузки при добавлении газа. В противном случае мотор будет глохнуть. На первых «самобеглых колясках» выраженного режима ХХ не было только из-за того, что их двигатели с примитивными карбюраторами могли устойчиво работать лишь в очень узком диапазоне оборотов. И все же отказаться от режима ХХ можно. Для этого потребуется раскручивать коленвал ДВС до необходимого количества оборотов с помощью электромотора, как это делается на ряде моделей автомобилей с системой Start/Stop или гибридной силовой установкой.

Датчик холостого хода

Технически режим ХХ реализован с помощью датчика или регулятора холостого хода. При запуске ДВС без нажатия педали газа это устройство, снабженное электромотором, открывает канал в обход закрытой дроссельной заслонки для подачи воздуха, количество которого регулируется клапанным механизмом. Датчик холостого хода отключается, когда водитель нажимает на педаль акселератора, и вновь включается при остановках или стоянке с включенным ДВС.

Расход топлива на холостом ходу

Расход топлива на холостом ходу зависит от типа и состояния двигателя, его рабочего объема и температуры воздуха за бортом. Бензиновые ДВС в режиме ХХ потребляют примерно от 0,6 до 2,6 л топлива в час. Дизельные — от 0,4 до 4+ л/ч. Ради экономии горючего отключать двигатели при движении под уклон нет никакой необходимости. Во-первых, с 1970-х годов на карбюраторных ДВС используются экономайзеры принудительного холостого хода. Эти устройства, представляющие собой электромагнитный клапан, закрывают отверстие жиклера ХХ карбюратора и тем самым прекращают подачу топлива в цилиндры в режиме торможения двигателем (педаль газа отпущена, но передача включена). На ДВС с электронной системой впрыска та же задача решается временным отключением форсунок. Более того, отключать ДВС в движении крайне небезопасно, поскольку одновременно отключатся вакуумный усилитель тормозов и гидроусилитель руля. Тем более противопоказано на ходу отключать двигатель на машинах с автоматической коробкой передач. Маслонасосы АКП приводятся от коленвала ДВС, и отсутствие принудительной смазки компонентов трансмиссии быстро приведет к ее выходу из строя.

EAKNARIN JITONG / Shutterstock / FOTODOM📷Расход топлива на холостом ходу зависит от типа и состояния двигателя, его рабочего объема и температуры воздуха за бортом
EAKNARIN JITONG / Shutterstock / FOTODOM📷Расход топлива на холостом ходу зависит от типа и состояния двигателя, его рабочего объема и температуры воздуха за бортом

Сколько оборотов должно быть на холостом ходу

Количество оптимальных оборотов двигателя (в действительности его коленвала) на ХХ зависит от конструкции ДВС и определяется компанией-производителем. В любом случае обороты ХХ подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить:

  • устойчивость работы ДВС;
  • нормальную работу генератора, масляного насоса двигателя и АКП (при наличии), помпы системы охлаждения, кондиционера;
  • экономичность.

У прогретого ДВС обороты холостого хода постоянны и в зависимости от двигателя составляют примерно от 600 до 1000 об/мин. Обороты ХХ на моделях с АКП несколько выше, поскольку коробка-«автомат» забирает часть мощности двигателя для корректной работы ее механико-гидравлической системы управления. Временно режим ХХ повышается с помощью соответствующего датчика/регулятора для скорейшего вывода непрогретого ДВС, а также катализаторов в оптимальный температурный режим. По достижении необходимой температуры обороты ХХ снижаются до стандартных значений, указанных в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Отклонение от нормы нельзя игнорировать. Слишком низкие обороты ХХ вызывают:

  • ускоренное образование нагара на элементах газораспределительного механизма и цилиндро-поршневой группы ДВС;
  • снижение эффективности работы маслонасоса, помпы системы охлаждения, кондиционера.

Завышенные обороты ХХ ведут к повышенному расходу топлива.

Плавающие обороты ХХ указывают на целый ряд возможных неисправностей. Среди них:

  • загрязнение топливного фильтра;
  • износ или засорение инжекторов;
  • неисправность свечей зажигания;
  • износ топливного насоса;
  • загрязнение датчика ХХ;
  • загрязнение дроссельной заслонки;
  • выход из строя датчика температуры двигателя;
  • загрязнение клапана системы рециркуляции отработавших газов (EGR).

Как настроить холостой ход

S.Candide / Shutterstock / FOTODOM📷Карбюраторные ДВС позволяют владельцу автомобиля самостоятельно произвести необходимую настройку
S.Candide / Shutterstock / FOTODOM📷Карбюраторные ДВС позволяют владельцу автомобиля самостоятельно произвести необходимую настройку

У современных ДВС с электронной системой впрыска топлива режим холостого хода регулируется блоком управления двигателя и изменение числа оборотов ХХ возможно только программными способами.

Карбюраторные ДВС позволяют владельцу автомобиля самостоятельно произвести необходимую настройку. Например, для двигателя ВАЗ-2105 с карбюратором «Озон» алгоритм действий следующий:

  1. Прогреть двигатель.
  2. Заглушить двигатель.
  3. Проверить, утоплена ли до конца рукоятка «подсоса».
  4. Снять корпус с воздушным фильтром.
  5. Плоской отверткой полностью завернуть имеющиеся на карбюраторе винты регулировки количества и качества рабочей смеси.
  6. Вывернуть винт качества на один-два оборота.
  7. Вывернуть винт количества на два-три оборота.
  8. Вращая в разные стороны винт качества, найти такое его положение, при котором обороты ХХ максимальны.
  9. Вращая в разные стороны винт количества, добиться еще больших оборотов ХХ.
  10. Вращая в разные стороны винт качества, проверить, являются ли эти обороты максимальными для установленного положения винта количества. Если нет, повторить операции п.п. 8 и 9.
  11. При неизменном положении винта количества рабочей смеси завернуть винт качества настолько, чтобы обороты снизились до 850–900 в минуту.

Читайте также: