Дорога Ревда – Мариинск – Краснояр. По обочине в сторону Ревды идет мужчина в предпенсионном возрасте. В каждой руке по трехлитровой бутылке, сзади небольшой рюкзак, на котором подвешена трость. Мужчина прихрамывает.
– С Платониды иду, вот воды набрал. Домой несу, – отвечает односложно на мои вопросы мужчина. На уточнение, не далеко ли до Ревды идти, ведь километров 15 осталось ему шагать. – Я в Екатеринбург.
Мужчина немногословный. Но удалось выяснить, что несколько раз в год он идет к Платониде пешком и возвращается также домой. Такая традиция – ходить к святому месту. Но бывает тяжело, поэтому иногда часть пути преодолевает на автобусах, либо просит водителей его довезти. Тем более в последние годы с ногами проблемы. Но все еще пытается не нарушать многолетнюю традицию.
Обычно он идет два-три дня в одну сторону. Ночует, где получится. Трудности, хотя он их так не называет, его не пугают. Это не трудности – «святой путь», который нужно обязательно пройти.
Про религиозную составляющую я не стал расспрашивать. Мужчина не хотел много общаться. Было понятно, что, такими вопросами от незнакомого человека, его отвлекают от каких-то важных мыслей.
Скиты возле Краснояра
«Платонида», «скит Платониды» – это название места, где, по преданию, жила отшельница Платонида (еще ее называют Пелагеей Саввиной, Планидой Савиновой). Это место расположено на реке Малый Ик, возле горы Шунут, недалеко от деревни Краснояр Ревдинского района. Оно одно из самых популярных мест паломничества старообрядцев не только Свердловской области, но и всей России.
В районе Краснояра, по данным исследователей, было много скитов старообрядцев. Здесь часто обосновывались люди, бежавшие от власти, общества, споров в религии. По данным доцента кафедры этнологии, археологии и специальных исторических дисциплин Уральского гуманитарного института УрФУ Сергея Белобородова (работа «Старообрядческие скиты в Ревдинской волости Екатеринбургского уезда»), в окрестностях Краснояра старообрядческие пустыни начали появляться не позднее XVIII века.
Здесь жила матушка Таисья (рубеж XVIII-XIX веков), был обнаружен скит игуменьи Анисьи с сестрами (появился в 1790 году), скит матушки Поллинарии (начало XIX века), скиты инокинь Манефы, Анфисы, Аперсиды (начало XIX века). Но все они со временем были забыты и потеряны.
Долго посещали паломники скит инока Аввакума (появился в конце XIX – начале XX века). Пишут, что его можно найти и сейчас по могильному земляному холму и обшитым доскам. Сюда и сейчас приходят люди.
Другим популярным местом является скит инока Геласия (конец XVIII века), который изначально располагался на реке Малый Ик. Со временем сюда стали переселяться другие старообрядцы, основав небольшое поселение. Но затем произошел пожар, скит был разрушен. После этого Геласий и братия перебрались на реку Большой Ик и построили там новый скит. Со временем руководители скита менялись, братию пытались убедить перейти в единоверие, они же просили помощи у руководителей местных заводов. Последних два события не произошло, братия ушла, а скит опустел и разрушился. Но уверяют, что место захоронения Геласия все еще посещается старообрядцами.
В конце XIX века появился скит отца Израиля. Он был, согласно исследованию Сергея Белобородова, одним из духовных лидеров старообрядцев Урала того времени. Скит располагался на реке Нязя. Недалеко от него был женский скит. По данным историков, одним из последних в ските жили матушки Македония и Елена. В деревню они переселились только в 70-х годах XX века.
Легенды о Платониде
Старообрядцы посещают/посещали вышеуказанные скиты или места, где они находились, проводят там обряды. Но всем, конечно, известно место жития Платониды, которое, по некоторым данным, появилось в этом районе раньше всех. Скит возник у горы Шунут, Платонида была одной из насельниц женского скита и, вероятнее всего, сначала жила не одна. После ее смерти у реки Малый Ик обнаружили ее могилу, она стала местом поклонения старообрядцев не только Урала, но и всей России еще в XVIII веке. Историки считают, что Платонида относилась с крещеным калмыкам.
Сергей Белобородов приводит несколько преданий о Платониде, которые рассказывали ревдинские староверы. Подробно они изложены в заметках путешественников, их без труда можно найти в интернете.
По одной из версий, в Краснояре жила старообрядческая семья, где были два брата и сестра Платонида. После смерти родителей братья отвели сестру в лес, на реку Малый Ик, и оставили там. Через 30 лет они вернулись на то место, а Платонида была не только живой, но и все еще была молодой. По легенде, девушка пила воду из родника со «святой водой», который там течет. Вода молодит и оставляет красоту. Этот родник, кстати, все еще существует.
По второй версии, Платонида была из татарской семьи. Девушку захотели отдать замуж, но она сбежала к горе Шунут и поселилась в скиту. По легенде, ее охранял медведь. Однажды бандиты пришли к ней, застрелили медведя и Платониду. Там где она умерла, появился родник со «святой водой». По данным историка, это было в 1760 году. Через 40 лет могилу Платониды раскопали, а тело нашли нетленным.
Встречается легенда, похожая на пребывание Симеона Верхотурского в Меркушино. Там он чинил людям одежду и не брал за это плату. Про Платониду говорят, что она убирала покосы жителей Краснояра и ничего не брала с них.
История Платониды
Больше всех о Платониде знал краевед из Первоуральска Владимир Трусов, который скончался несколько лет назад. Он автор десятков работ об истории и краеведении, одной из них является книга «Платонида без тайн» (три переиздания, последнее в 2016 году). Книга доступна для покупки, в открытых источниках ее не найти.
В книге собраны рассказы и легенды не только о Платониде, но и много информации о старообрядцах того района – Варфоломее, Вансонофии, вышеупомянутых иноке Аввакуме и отце Израиле.
Исследователи считают, что Владимир Трусов опубликовал реальную историю жизни Платониды. По его данным, она была арестована в рамках борьбы Василия Татищева (основателя Екатеринбурга и Перми) со старообрядцами, в 1735-1736 годах. Не говорится, в каком месте ее задержали.
Платониду отправили на заключение в Тобольск, а затем в Екатеринбург. Она находилась в Заречном тыне, это была тюрьма для старообрядцев (сейчас на этом месте спортивный комплекс «Динамо»). По данным Владимира Трусова, Платониде тогда было 46 лет.
Ее должны были выпустить из тюрьмы в 1762 году, по случаю коронации Екатерины II. Но освобождать старообрядцев из Заречного тына не спешили, Платонида была выпущена на свободу только в 1765 году (тогда ей было около 74 лет). В тюрьме она пробыла 27 лет.
Через несколько лет после освобождения она ушла в леса около Краснояра. Скончалась, по данным краеведа, в 1785 году (примерно в 94 года).
Платониду похоронили там же, у реки Малый Ик. Был установлен памятник. К этому месту сразу стали массово идти паломники. Даже шли крестными ходами.
В советские времена паломничество пытались прекратить. Разрушили установленную часовню. Затем бульдозер сравнял с землей могилу Платониды. Поэтому неизвестно, где она реально была похоронена.
«Святая вода» и лечение болячек
Но со временем паломничество возобновилось. Место прибрали и благоустроили. В 90-х годах у родника, где течет «святая вода», установили небольшую металлическую ограду с крышей и крестом наверху. Но ее своровали. После появился купол и крест.
«Каждый пришедший к роднику инокини Платониды может внести свою лепту в обустройство святого места. Посильный камень. Пусть это будет вам камень покаяния», – написано на кресте.
Поэтому люди несут камни к кресту и куполу.
На данный момент могила Платониды восстановлена, но, вероятнее всего, не на том месте, где она была ранее. Над ней появился большой каркас с крышей, где паломники проводят свои обряды. Массовое их прибытие наблюдается несколько раз в году.
Недалеко установлены еще три креста, правда, неизвестно кому они посвящены. Вероятнее всего, в честь других старообрядцев.
К Платониде приходят за радоновой водой, которая бежит из родника. Именно ее нес встреченный на дороге в Ревду мужчина.
Идут сюда и чтобы искупаться в прохладной реке Малый Ик. По ее берегам на деревьях висит много одежды. По поверью, нужно окунуться в реке в одежде, а затем ее снять. Тогда заболевание пройдет. Платонида, якобы, излечивает.
Есть и сказания, похожие на легенды о женщине в белом на Тальковом камне. Якобы, Платонида выходит по ночам в белой одежде, помогает людям выйти из леса или пугает нехороших людей.
Возле источника с радоновой водой туристы разбивают палаточные лагеря. Там несколько больших полян, которые могут вместить десятки людей, рядом есть вода, в пешей доступности горы.
Поток туристов в эти края увеличивается постоянно, так как и без Платониды окрестности Краснояра популярны у туристов: из-за гор Шунут (самая высокая гора в окрестностях Екатеринбурга), Старик-камень и Дед-камень (с них открываются километровые виды на тайгу), здесь проходят спортивные марафоны, расположены охотничьи хозяйства.
Добраться до Платониды можно из Ревды. Необходимо ехать на автобусе/машине до Краснояра. После конечной остановки необходимо ехать/идти по улице Рабочей, затем по дороге на Большую Лавровку. Километров через 6 нужно свернуть направо на поляну, переехав через реку. Машину необходимо оставить на поляне, а дальше пешком 5-8 километров по лесной тропе. Заплутать сложно, даже несмотря на большое количество разветвлений. Почти все пути ведут к Платониде или Шунуту.
Можно проехать и другой дорогой, по которой передвигаются вездеходы. За несколько десятков метров до Мариинска нужно повернуть направо, а далее двигаться по прямой, затем повернуть налево. Дорога широкая, поэтому сложно ошибиться. Она выведет к Платониде. Но она для машин, на великах и пешком по ней сложно ехать/идти, так как она разбита и намного длиннее – километров 16. Но если сухо, то можно рискнуть.