Деятельность руководящих работников Пскова в тылу врага
Из докладной записки В.Ф. Михайлова, сентябрь 1942 г.
1. Михайлов Василий Фёдорович – 2-й секретарь Псковского ГК ВКПб
В Гдовском лагере с 16 июля по 19 августа 1941 г. выполнял боевые задачи по заданию командования отряда (засады на шоссе между Гдовом и Добручами и нападение на немецкие автомашины, и их боевую технику, нарушение средств телефонной связи и уничтожение мостов на этом участке. Связь с колхозниками деревни Леошкино).
С 19 августа по 01 сентября 1941 г. переход от Гдова в Псковский район. По дороге установлены связи с Полновскими и Серёдкинскими партизанскими отрядами. По деревням этого же маршрута пропагандистская работа.
С 01 сентября по 30 октября 1941 г. в группе Серёдкинских партизан, в разведке командира группы тов. Басклеева. Пропагандистская работа в сельсоветах: Гридинском, Будишском, Гвярздонском и Новиковском.
С 30 октября по 17 ноября 1941 г. разведка в районах: Новосельский, Стругокрасненский, Плюсский, Уторгошский, Батецкий и Новгородский. Цель – перейти фронт для связи. Это задание выполнял и тов. Челноков – председатель Псковского РИКа. Фронт не перешли из-за невозможности форсировать реку Волхов.
С 19 ноября по 20 декабря 1941 г. в Серёдкинском отряде в командирской разведке. Выполнение боевых заданий. Связь с населением и пропагандистская работа.
С 20 декабря 1941 г. по 4 мая 1942 г. совместно с тов. Акатовым работали на связи с г. Псковом и Псковским районом. Два раза в месяц из Серёдкинского района по группе деревень Колядушского, Новиковского, Бельского сельсоветов Серёдкинского района, Цаплинского и Тупицкого сельсоветов Псковского района и деревень Степановского сельсовета Новосельского района – регулярно направлялись за радиосводками к тов. Киселёву (д. Тупицы Псковского р-на) записывали их за 15-17 дней и по группе указанных выше деревень возвращаясь обратно в Серёдку знакомили крестьян со сводками Информбюро и текущей жизнью нашей страны. Ведя такую работу выявляли одновременно актив, которому поручали разные задания.
За этот же период, находясь в свободное от связи время, выполняли боевые задачи Серёдкинского отряда (уничтожение по заданию отдельных белобандитов, участие в групповых операциях отряда, доставка продовольствия, пропагандистская работа в деревнях и караульная служба в отряде).
С 08 мая 1942 г. в дер. Подчерничье Псковского района на подпольной работе по связи и организации работы в г. Пскове и Псковском районе, по день выхода из Пскова через фронт, т.е. по 06 июля 1942 г.
Товарищ Акатов за этот же период времени в боевых операциях с группой Киселёва в Псковском и Карамышевском районах.
С 06 июля по 22 августа 1942 г. я и тов. Акатов в дороге по переходу линии фронта, по районам: Псковский, Серёдкинский, Новосельский, Стругокрасненский, Порховский, часть Дновского, Дедовичский и Партизанский край. 26 августа 1942 г. были уже в г. Валдай.
2. Киселёв Иван Григорьевич – 1-й секретарь Псковского РК ВКПб
В Псковском районе с августа 1941 г. у Крыпецкого монастыря в лесу с группой работников милиции Псковского райотдела и председателем Псковского РИКа тов. Челноковым. До 20 октября 1941 г. эта группа за исключением отдельных связей с близлежащими деревнями: Матуриха, Сабезин, Ском. Гора, Тупицы и некоторыми другими активной работы не вела.
С 20 октября по 10 ноября 1941 г. тов. Киселёв и его группа: Челноков, Гаранин – начальник милиции, Правдюк – начальник паспортного стола, Чернышев – начальник паспортного отдела г. Пскова и четыре милиционера райотдела (Ф.И.О. не известны) находились в Серёдкинском отряде. 10 ноября тов. Киселёв вновь выбыл в Псковский район, с целью установить связи с активом и работать там на месте.
Товарищи Челноков и Гаранин остались в отряде. Правдюк и Чернышев были направлены Киселёвым через фронт 29 октября 1941 г. Остальные милиционеры райотдела направлены Киселёвым к месту своего жительства в Псковский и Карамышевский районы.
С ноября 1941 г. по день нашего ухода через фронт тов. Киселёв всё время в Псковском районе.
Его работа за это время:
1) Установил связи с активом: Типицкого, Цаплинского, Верхне-Галковского, Остенского, Велико-Польского, Лиховского, Больше-Жезловского, Сосновского и Залитского сельсоветов. Связи с отдалёнными сельсоветами и более строгорежимными: Карловским, Каменским, Завеличенским, Тямшанским, Кисловским и Ворошилинским были установлен позднее, через актив. Связи с сельсоветами: Рижским, Погорельским, Москвинским, Краснопрудским и Горбовским были установлены с января 1942 г. тов. Челноковым, по заданию Киселёва.
2) За зимний период Киселёв лично побывал во всех 9-ти сельсоветах его группы связи. За это время он ознакомил актив с докладом тов. Сталина от 06.11.1941 г., сообщая активу сводки Информбюро и поручая отдельные задания по изысканию оружия.
3) Весной и зимой 1942 г. Киселёв лично бывал несколько раз в Пскове на базаре и по связям в городе, готовил доставку оружия и доставку питания для радиоприёмника.
К первым числам мая 1942 г. в д. Загустенье (подпольная штаб-квартира) было собрано оружие: 3-и станковых пулемёта, 2-а ручных Дегтярёва, 5-ть танковых Дегтярёва, около 35 винтовок, до 3000 патронов и около 50 гранат.
4) В апреле 1942 г. вместе с доставкой оружия Киселёв занялся подбором скрывавшихся в деревнях военнопленных, с целью создания отряда для вооруженного выступления против немцев. 18 мая отряд в количестве 54 человек был сформирован во главе с Киселёвым, а также вместе с товарищами Челноковым и Акатовым. Этот отряд должен был приступить к выполнению боевых задач в районе д. Маролюрка Карамышевского р-на с 24 мая.
Но выполнить эту задачу Киселёву не удалось, так как собранные им военнопленные не были проверенными людьми, многие были дезертиры, а некоторые оказались просто бандитами (грабили не разбирая в деревнях, имея задание добыть продукты за счёт белорукавников) и большинство из этих людей отсеялось в первые же дни. Оставшиеся 23 человека Киселёвым были отправлены двумя группами, с оружием, через фронт, в начале июня 1942 г. В результате, хорошо положенное начало доставки оружия и связи с активом было грубо испорчено формированием этого отряда из случайных людей.
Я и тов. Акатов ещё в первый день своего прихода из Серёдки в Псковский р-н категорически возражали Киселёву против организации такого отряда из непроверенных людей, но он отверг наши замечания, настоял на своём, назначив тов. Челнокова зам.начальника отрядом, тов. Акатова зам.начальника по хозяйственной и продуктовой части, сам возглавил отряд, но ни одной боевой операции этот отряд так и не выполнил.
В связи с организацией этого отряда Киселёв допустил и другую ошибку. Действуя при вооружении и созыве в отряд людей была нарушена прежняя хорошая конспирация, в результате чего немцами было арестовано ряд актива тех деревень, где раньше скрывались эти военнопленные (многие из них оказались предателями и провокаторами). Так, например, только в деревнях Велико-Польского сельсовета было арестовано 12 человек, в том числе бывший председатель этого сельсовета тов. Кузьмин. Позже немцы произвели аресты в деревнях Тупицы и Загустенье, где формировался отряд и куда доставлялось оружие.
5) С июня месяца Киселёв, после распада отряда военнопленных, находился в Крыпецком лесу и до нашего ухода через фронт его прежняя активная деятельность сменилась на высиживание в лесу, так как немцы и белорукавники активно выискивали, помимо связей и актива, указанных предателей и самого Киселёва.
С ним оставались: Челноков – председатель Псковского райисполкома, Власов – бывший учитель Тупицкой школы (убежавший в лес в связи с последними репрессиями) и двое наиболее надёжных товарищей из военнопленных.
3. Челноков Вадим Иванович – председатель Исполкома Псковского Райсовета
До прихода в Серёдкинский отряд, то есть до 20 октября 1941 г., был командиром группы, которая находилась в Крыпецком лесу совместно с тов. Киселёвым (всего 8-9 человек).
С 30 октября по 17 ноября 1941 г. совместно с секретарём Псковского ГК ВКПб тов. Михайловым по заданию Серёдкинской группы направлялись через фронт, но не перейдя его ограничились глубокой разведкой до Новгорода.
С 17 ноября 1941 г. по 20 февраля 1942 г. находился в Серёдкинской группе, выполняя караульную службу и доставку продуктов из окружных деревень.
С 20 февраля 1942 г. перешёл в Псковский район, где совместно с тов. Киселёвым установил связи с сельсоветами, занимался пропагандистской работой в деревнях тех же сельсоветов по заданию Киселёва.
Проживал в Псковском районе нелегально в д. Зуи Тупицкого сельсовета у Прасковьи Ивановны Глубкиной – жены репрессированного в 1941 г. органами НКВД.
4. Басклеев Александр Иванович – секретарь Серёдкинского РК ВКПб по кадрам
Командир сводной группы Серёдкинских местных партизан и актива псковичей. Вернулся в Серёдку 5-го сентября 1941 г. из Осьминского р-на, куда провожал остатки отряда Ленинградского полка, оперировавшего в Серёдкинском р-не до конца августа 1941 г.
Тов. Басклеев, будучи хорошо знаком с Серёдкинским районом завязал связи с группой сельсоветов: Гридинский, Вудишинский, Новиковский, Колядушинский, Бельский и Свердловский, в которых и проводилась основная работа Серёдкинской группы.
Басклеев подготовил группу к Зимовке, в лесу между деревнями Гридино, Дудино и Княжицы, было вырыто 3-и вполне оборудованные землянки.
За всё время совместного с ним пребывания показал себя стойким большевиком, хорошим товарищем, опытным знатоком лесных массивов, смел и инициативен. Проводимая пропагандистская работа в районе, наша тесная связь с населением, вполне удавшиеся диверсии по сожжению льнозавода, лесопильного завода, двух мостов на большой дороге, лесосклада вызвало со стороны немцев преследование крупными силами карателей нашего отряда в течение всей зимы и весны 1942 г. Почти во всех деревнях были сформированы, так называемые группы «самообороны», активно помогавшие немцам. На их режим наша группа отвечала активными делами.
За весь период боевых действий, с сентября 1941 г. по май 1942 г., в нашем отряде погибли семь человек. Несмотря на эти потери Басклееву удалось сохранить свою группу.
4-го мая 1942 г., уходя в очередной рейд к Пскову, я и тов. Акатов оставили Серёдкинских товарищей в лесу, на границе Серёдкинского и Полновского районов в 3-х км от д. Молоди. С Басклеевым оставались: Хоботов – председатель Серёдкинского Исполкома Райсовета, местные партизаны – Чуев, Бауков, Михельсон, Киссман, Мотяшин и Коробков – лейтенант РККА из военнопленных.
В день назначенного нами свидания, по истечении срока нашего с Акатовым похода в Псков, на место явки никто из Серёдкинских товарищей не пришёл и что стало с ними для нас неизвестно.
Басклеев, будучи в бою под Гдовом 16 июля 1941 г. был ранен и захвачен немцами в плен. Спустя 10-12 суток из плена бежал, и прибыв в Серёдкинский район влился в отряд Ленинградского полка, с которым действовал до конца августа 1941 г.
5. Акатов Виктор Абрамович – секретарь Псковского РК ВКПб
В Псковский район прибыл вместе с Киселёвым и Челноковым 1-го августа 1941 г. Действовал в группе Шубникова – Казанцева до 16-го сентября 1941 г. Организовано несколько взрывов железнодорожного полотна близ станции Торошино.
В сентябре месяце при попытке перейти фронт был задержан и 10 суток находился в плену у немцев в Дубовицком лагере близ Старой Руссы. После побега из плена с 18 ноября 1941 г. находился в составе Серёдкинской группы по 4 мая 1942 г. Выполнял боевые задания. Вёл пропагандистскую работу вместе с тов. Михайловым в Серёдкинском, Псковском и Новосельском районах. Связывался с колхозным активом Корловского, Каменского, Амосовского сельсоветов Псковского района.
6-го июля 1942 г. вместе с Михайловым выбыл из Псковского района для перехода фронта и 6-го сентября прибыл в Ленинград.
6. Хоботов Михаил Фёдорович – председатель Серёдкинского РИКа
Принимал участие в бою 16 июля 1941 г. по обороне Гдова. Вместе с активом ушёл в лес, находясь у д. Леошкино до 27 июля, после чего прибыл в отряд Гдовского актива, где находился до 19 августа 1941 г.
В группе Серёдкинских партизан с августа 1941 г. со дня прибытия тов. Басклеева избран помощником командира отряда по снабжению. Со своей работой справлялся хорошо. Показал себя стойким коммунистом. Принимал активное участие в большинстве операций Серёдкинского отряда. Будучи хорошо знаком с Серёдкинским районом организовал прочные связи с активом. Выполнял пропагандистскую работу.
7. Гущин Андриан Васильевич – 1-й секретарь Псковского ГК ВКПб
Принимал участие в бою по обороне Гдова. С 16 июля по 19 августа 1941 г. в Гдовском отряде выполнял боевые задания. 19 августа вышел к Пскову. В Серёдкинском отряде являлся душой группы. Стойкий, выдержанный и дисциплинированный коммунист. Выполнял пропагандистскую работу, принимал участие в операциях отряда.
Убит предателем Цуккер 20 марта 1942 г. на дороге между деревнями Гридино и Мельницы, на перекрёстке дороги с Сержи на Сутоки.
8. Богданов Дмитрий Александрович – председатель Псковского Горсовета
Принимал участие в бою по обороне г. Гдова. С 16 июля по 19 августа 1941 г. в Гдовском отряде выполнял задания по доставке продуктов. В Серёдкинском отряде, в виду его болезненного состояния, большую часть времени нёс караульную службу, принимал участие в нескольких боевых операциях. Смел в боевой обстановке. Выдержанный большевик.
Погиб на боевом посту от рук фашистских карателей 27 апреля 1942 г. в лесу у д. Городня.
9. Никифоров Степан Гаврилович – секретарь Исполкома Псковского Горсовета
По заданию Облисполкома 22 июля 1941 г. с группой секретарей райкомов благополучно перешёл линию фронта в Лужском районе, для работы в тылу врага.
28 июля 1941 г. в Новосельском районе близ д. Молоди покинул группу и направился по заданию в г. Псков. В сентябре 1941 г. после некоторого пребывания в Пскове, попытался выйти из немецкого тыла через фронт, но вернулся обратно и некоторое время находился в д. Сверчиха Серёдкинского района у старосты Алексеева. От Алексеева стало известно, что в сентябре Никифоров ушёл имея намерение пробраться в Палкинский район к знакомым или родственникам. Каких-либо иных сведений о тов. Никифорове с конца 1941 г. в Псковскую группу не поступало. Есть предположение, что он до сих пор находится в Палкинском районе.
Организация связей в Серёдкинском районе
В Серёдкинской группе тов. Басклеева с начала сентября 1941 г. помимо установления связей с активистами одиночками, были организованы кустовые группы в сельсоветах: Будишском, Гверздонском, Колядушском, Новиковском, Гридинском и Бельском. В этих группах актива насчитывалось от 5 до 12 человек в каждой.
Целью создания таких групп являлось:
1. Приближение к колхозникам нашего партийно-политического руководства.
2. Распространение советских листовок, ознакомление колхозников с докладом тов. Сталина от 6-го ноября 1941 г. и другая пропагандистская работа.
3. Проведение одиночных и в некоторых случаях групповых бесед с колхозниками через группу, по заданию руководства нашего отряда.
4. Изыскание на местах оружия для актива.
5. Помощь нашему отряду в доставке провианта.
Так, например, в Колядушской группе, где насчитывалось 12 человек, в том числе 5 человек коммунистов: Сысоев, Богданов, Сорокин и Кириллов из д. Колдуха и тов. Стулов из д. Заозерье. Возглавлял эту группу тов. Богданов, ранее работавший в этом сельсовете председателем. Товарищ Сысоев по нашему указанию работал старостой д. Колядуха.
В этом кусте неоднократно проводились подпольно – партийные собрания, а через тов. Сысоева деревенские сходки, которые по сути дела превращались в собрания колхозников.
В Будишской группе, возглавляемой б/п Андреевым Михаилом из д. Люботежь, который также по нашему указанию работал в этой деревне старостой, было организовано 8 человек из молодёжи этой деревни.
Группа доставляла оружие и полностью сохранилась в боевом отношении до последних дней.
В этой группе следует отметить бывшую учительницу д. Городня Ольгу Егоровну Новикову (её муж был репрессирован органами НКВД в 1940 г.) тов. Новикова несмотря на тяжелое материальное положение, имея 4-х малолетних детей и старуху-инвалида мать, самоотверженно выполняла обязанности разведчицы и связного по группе деревень (Люботежь, Спасовщина, пос. Серёдка, Заречье и др.). В нашем распоряжении была полностью представлена её квартира, в любое время дня ночи. Здесь же проводились свидания с нужными нам людьми.
В конце апреля 1942 г. по доносу неизвестного нам лица Новикова была арестована немцами и её дальнейшая судьба для нас неизвестна.
В Бельском сельсовете группу возглавлял член ВКПб, бывший председатель сельсовета тов. Тихонов Ефим Тихонович из д. Шушпаново. К работе в его группу были привлечены бывший секретарь сельсовета Сидоров, проживающий в д. Уголки, Иванов – кандидат ВКПб из д. Клетицы, Петров из д. Шушпаново и др. Всего в группе насчитывалось 9 человек.
Товарищ Тихонов со своей группой являлись для нас связью между Серёдкинским и Псковским районами. На квартире Тихонова были организованы явки, эта же группа помогала нам в доставке продуктов.
У тов. Тихонова неоднократно проводились нелегальные собрания группы, где поднимались вопросы по мероприятиям в связи с мобилизацией мужского населения в немецкую армию, читка доклада тов. Сталина и др.
В связи с мероприятиями немецкого командования по усиленному отлову руководства нашей группы (облавы карательных отрядов, насаждение полицейских в деревнях, засады и т.п.) работа кустовых групп, в значительной степени, была свёрнута, а с 19 апреля 1942 г., после нападения на нас карательного отряда, который преследовал нас до мая месяца – связь с ними была потеряна, и была ли восстановлена в дальнейшем Серёдкинскими товарищами – неизвестно, так как 4-го мая я и тов. Акатов ушли на связь в Псковский район, после чего мы с ними больше не виделись.
Геннадий Синицкий, по материалам ЦГАИПД СПб. Ф.116-л. Оп. 1-1. Д. 381. Лл. 1- 4об.