Найти в Дзене
Кинопоиск

«Аутсорс» — что это было: хит или разочарование сезона?

На Okko вышла финальная серия «Аутсорса» — мрачной драмы Душана Глигорова («Трасса») и Анны Козловой («Краткий курс счастливой жизни»). В сериале сотрудники спецтюрьмы продают смерть: отдают исполнение высшей меры наказания на аутсорс. Финал этой почти древнегреческой трагедии в России 1990-х кого-то впечатлил, кого-то расстроил — критики и киножурналисты рассказывают о впечатлениях от заключительного выхода героя. Герои думают, как избавиться от Кости Волкова (Иван Янковский), сдавшего их полиции. Они узнают у приговоренного доктора рецепт смертельных коктейлей. Вколоть его Косте должен Саша (Эльдар Калимулин), но он не может решиться на это. В итоге шприц в шею Косте втыкает Наташа (Мила Ершова), и Волков остается неподвижным на автобусной остановке. Начальник тюрьмы Битюгов (Виталий Коваленко) выходит на международный уровень и продает казнь японским туристам. И это их последний аутсорс: Борис Ельцин меняет смертную казнь на пожизненное заключение. Растерянные герои сидят в кабинете
Оглавление

На Okko вышла финальная серия «Аутсорса» — мрачной драмы Душана Глигорова («Трасса») и Анны Козловой («Краткий курс счастливой жизни»). В сериале сотрудники спецтюрьмы продают смерть: отдают исполнение высшей меры наказания на аутсорс. Финал этой почти древнегреческой трагедии в России 1990-х кого-то впечатлил, кого-то расстроил — критики и киножурналисты рассказывают о впечатлениях от заключительного выхода героя.

-2

Коротко о том, что случилось в финале:

Герои думают, как избавиться от Кости Волкова (Иван Янковский), сдавшего их полиции. Они узнают у приговоренного доктора рецепт смертельных коктейлей. Вколоть его Косте должен Саша (Эльдар Калимулин), но он не может решиться на это. В итоге шприц в шею Косте втыкает Наташа (Мила Ершова), и Волков остается неподвижным на автобусной остановке. Начальник тюрьмы Битюгов (Виталий Коваленко) выходит на международный уровень и продает казнь японским туристам. И это их последний аутсорс: Борис Ельцин меняет смертную казнь на пожизненное заключение. Растерянные герои сидят в кабинете Битюгова, куда врывается заключенный с автоматом и всех расстреливает. Вслед за ним входит живой Костя.

Против

-3

Татьяна Симакова

Управляющий редактор Кинопоиска

   Мила Ершова
Мила Ершова

Первые серии «Аутсорса» обещали нам русскую версию «Фарго». Увы, вместо этого мы получили мелодраму в духе шоу Андрея Малахова с опостылевшими штампами про изнасилования, домашний абьюз и драки в кабаках. Особенно топорно смотрятся женские персонажи: сцена с Наташей (Мила Ершова), которая лопает рафаэлки, одна из лучших во всем сериале, было бы отлично ей и закончить арку героини, но нет, раздули античную трагедию. История Кати, жены прокурора, самая многообещающая, просто повисла в воздухе — почему ее так слили? У сценаристов до нее руки не дошли? Про жену главного героя вообще ничего не понятно, с этой фанаткой Шиллера какая-то чехарда происходит весь сериал, не женщина, а чистая функция, не имеющая ни характера, ни мало-мальски прописанных мотивировок. Куда в конце концов делась их дочь?

Сам финал настолько предсказуемый, что только выиграл бы, если б с этой горы трупов и началось повествование, как в том же «Фарго».

На мой взгляд, «Аутсорс» выезжает только за счет визуального решения — всему остальному не хватает изобретательности и, простите, искреннего интереса к людям. Очевидно желание авторов посильнее шокировать зрителя чередой бессмысленной жестокости, но вместо шока в качестве послевкусия остается только бесконечная усталость.

-5

Тимур Алиев

Кинокритик, автор Telegram-канала «Комендант кинокрепости»

   Леонид Тележинский, Данил Стеклов, Эльдар Калимулин, Дмитрий Сумин
Леонид Тележинский, Данил Стеклов, Эльдар Калимулин, Дмитрий Сумин

Финал крайне не понравился, скажу даже точнее — он мне противен. Его главная проблема — выразительное, торжественное одобрение зла, которое одерживает верх. С самого начала ясно, что никто из персонажей даже отдаленно не близок к героическому амплуа — у каждого скелеты в шкафу, что вылезают наружу; демоны, которые проявляются прямо и косвенно. Что мы видим в конце? Мерзавца в образе инфернального силовика, который курит и улыбается.

Казалось бы, смерти всех задействованных в схеме аутсорса персонажей выглядят закономерной расплатой. Но это искусная мистификация — главный идеолог, подобие Бога на Земле, который решает, жить или умереть, остается в живых и, очевидно, продолжит нести зло. О чем создатели хотят сказать в конце? О том, что русский человек позволяет делегировать ответственность за свою жизнь, а потому заслуживает судьбы, с которой позднее смиряется, затянув поясок в трудные времена. Бежит от кошмара только героиня Даши Котрелёвой — возможно, единственный персонаж, который достоин иной участи.

  📷
📷

Читайте также

Разговор с создателями «Аутсорса»: Душан Глигоров и Батыр Моргачёв — о тюрьме внутри и снаружи

-8

Лиза Кузнецова

Редактор Кинопоиска

   Даша Котрелёва
Даша Котрелёва

«Аутсорс», безусловно, событие сезона, Глигоров и Моргачёв поднимают планку после «Трассы». Но для меня все же лучшей осталась пятая серия с новосельем прокурора (Дмитрий Сумин), а не последний эпизод.

Чувствуется, что создатели сомневались насчет финала (его переписывали пять раз), и выбранный вариант мне кажется неудачным из-за несоразмерности преступлений и наказания.

Героев просто расстреляли, но почему бы не оставить их в той душащей паузе в кабинете, наедине с их проблемами и немыми вопросами? Что делать прокурору, чтобы не вернуться назад к родителям и удержать жену? Где врачу найти оставшиеся деньги на лечение жены? Юле теперь решать этот вопрос в одиночку, а Кате, видимо, пропивать оставшуюся валюту. Выбрали рок-н-рольный финал с дьявольски-комедийным появлением Янковского (его «воскрешение» подозреваешь уже на кадре с автоматом).

Очень рада за Нину (Даша Котрелёва), которая с пачкой долларов свалила и от абьюзера Кости, и от псевдоспасителя Ромы (Данил Стеклов). Еще и сапоги успела купить!

За

-10

Василий Говердовский

Редактор раздела «Сериалы» в Afisha.ru, автор Telegram-канала «Киноговер»

   Эльдар Калимулин и Данил Стеклов
Эльдар Калимулин и Данил Стеклов

Я не фанат ни дуэта Глигоров — Моргачёв, ни сценаристки Анны Козловой, но «Аутсорс» для меня — один из лучших российских сериалов эвер. Возможно, даже лучший, но чтобы сказать наверняка, нужно подождать, пока не пройдет время и не уляжется пыль. Окончательно меня убедил финальный эпизод и его зубодробительные последние минуты. Общая беда российских сериалов: яркий старт, после которого до финала доползает нечто невразумительное. «Аутсорс» — удивительный случай, когда самый мощный хук авторы приберегли напоследок.

Еще финал получился идеальной иллюстрацией к мысли о том, что между смешным и страшным не такая уж и пропасть. Мем про рафаэлку уже зажил своей жизнью, но, по-моему, лучше всего удался заключительный панч сериала: последними казнили самих палачей. В то же время из-за концовки я с трудом заснул ночью — nightmare fuel как он есть.

Как ни странно, безнадежность финала вовсе не вызывает у меня желания купить мыло и веревку.

Козлова не просто так упоминала в одном из интервью «вайб эсхиловской трагедии» — в адском пламени катарсиса сгорает вся лишняя мишура, оставляя с кристально чистым пониманием: жить вот так — нельзя. А осознание, как известно, первый шаг к изменению — и надежде.

  📷
📷

Читайте также

«Аутсорс»: черное драмеди Душана Глигорова про приватизацию высшей меры наказания

-13

Лариса Малюкова

Критик, кинообозреватель, автор канала «Кино с Ларисой Малюковой»

   Эльдар Калимулин и Иван Янковский
Эльдар Калимулин и Иван Янковский

На мой взгляд, «Аутсорс» — прорывной сериал, в котором есть замах на раскрытие сущностных смыслов (вечная проблема «право имеющего» на окончательный приговор, проблема инфантильности ряда сограждан, готовых быть обманутыми, манипулируемыми; наконец, вновь острый вопрос смертной казни, которую хотели бы вернуть некоторые депутаты). Но смыслы смыслами, а работа Глигорова и Моргачёва из проекта в проект демонстрирует растущее (буквально на глазах) мастерство. Это не значит, что там нет изъянов, драматургических пропусков (прежде всего в образе главного героя Кости Волкова — человека из ниоткуда с приметами Мефистофеля).

Сериал здорово придуман, насыщен живыми сложными характерами, живыми приметами времени — от йогуртовых стаканчиков с водкой до дефицитных Raffaello, — и эти детали превращаются в жутковатые символы.

Внутренний конфликт спрятан и в визуальной игре, столкновении расчеркнутого клеткой тюремного пространства жизни каждого из героев и заснеженных просторов горных вершин. И что еще важно: бодро начавшись, сериал не разочаровывает в развитии, к финалу готовя громоподобный твист. Не вдаваясь в детали, скажу лишь, что мефистофелевская сущность «исполнителя Кости» из города Кимры в конце станет еще очевидней. А женские истории окажутся мотором многоярусного сюжета с эмоциональным центром в образе обесчещенной Наташи (Мила Ершова), главной мстительницы, силы которой питает голубая шуба и дефицитные конфеты.

-15

Елена Рябцева

Продюсер видео Кинопоиска, режиссер, автор канала «Культурный алхимик»

   Карина Разумовская
Карина Разумовская

Если «Груз 200» — это фильм про ужас и хтонь эпохи застоя, то «Аутсорс» — про то же самое, но в 90-е. Между фильмом Балабанова и сериалом на самом деле много общего, о чем говорил в интервью и сам Глигоров. Он считает «Груз 200» черной комедией и таким же сделал свой «Аутсорс»: в обеих работах нельзя принимать все за чистую монету, присутствуют жуткие, но при этом меметичные сцены, есть цепляющие образы (красные туфли Анжелики и сапоги Нины), хлесткие фразы («Мухи у нас» и «ЧП у нас») и аудиовизуальный контрапункт («В краю магнолий» и барочная музыка). Забавно, что в шестой серии появляется еще и тень Гоголя — писателя, который всегда творил на грани социальной сатиры и мрачной фантасмагории: начальник тюрьмы буквально превращается в Чичикова — он ездит по соседним тюрьмам и переписывает на себя смертников.

Через такую призму смотрения абсурд происходящего в сериале кажется обыденностью. Волков — эталонный психопат, который говорит, казалось бы, правильные вещи и говорит так, что заслушаешься, но в то же время убивает людей и абьюзит жену. Для матери Наташи главное, чтобы женщина была при мужике, не важно, какой он, важно, чтобы он был. Сначала она выдает Наташу замуж, а затем променивает родную дочь с ее проблемами на любовника и его интересы. Медсестра Юля и даже Нина, долго державшиеся, все-таки переходят черту, тоже в итоге выбирая деньги, а не моральные принципы.

Кого-то чуть больше жалко, кого-то вообще не жалко, но здесь нет положительных персонажей.

Финал же произвел на меня очень сильное впечатление. И дело не в глупости и/или абсурдности происходящего — таков весь сериал, — а в том, чего нет в кадре, но что будет. «Груз 200» был эпитафией 80-м: в конце фильма нагромождение трупов отживающей эпохи, а по телевизору выступает Черненко — скоро начнутся 90-е. «Аутсорс» — эпитафия 90-м: все нечистые на руку дельцы мертвы, потому что по их понятиям жить в новом мире уже нельзя, на стене кабинета висит забрызганный кровью портрет Ельцина, остался только человек новой формации — Волков. Скоро начнутся 2000-е.

-17

Иван Ковальчук

Автор Кинопоиска и канала «Культовые русские сериалы»

   Виталий Коваленко
Виталий Коваленко

«Аутсорсу» — а это все же грандиозное событие для российской сериальной индустрии — нужна была яркая и мощная развязка. Мои ожидания оправдались, причем по всем параметрам. В финале «Аутсорс» сделал то, что должен был сделать, — вышел на пик. Был жестким — стал еще жестче. Был смешным и абсурдным — стал еще смешнее и еще абсурднее. Женские персонажи, которые казались второстепенными на фоне мужских, получили самые интересные арки, а надзиратели и смертники окончательно поменялись местами. Как итог — последняя и самая кровавая казнь, между прочим, также отданная Костей Волковым на аутсорс. Послевкусие непривычное: хочется и рафаэлку съесть, и Летова послушать.

Не хватало разве что большого скандала, связанного с сериалом, но за день до премьеры финального эпизода случился и он — усилиями сценаристки Анны Козловой. Теперь картина полная — можно без натяжек признавать «Аутсорс» суперхитом.

-19

Артем Ремизов

Киноблогер, автор канала «Ремизорро»

   Дарья Савельева и Леонид Тележинский
Дарья Савельева и Леонид Тележинский

«Аутсорс» — это тот самый контент, который трудно смотреть и трудно не смотреть. Это большое искусство, поражающее своим реализмом. Да, первые серии можно обвинить в нагромождении событий, мол, нам накидывают кучу всякой хтони, которая порабощает зрителя. Но ведь в жизни реально бывают черные полосы, долгие, затянувшиеся, такие, из-за которых ты на время можешь потерять надежду, особенно в тяжелое время 90-х. Время, когда люди были заперты, как и главные герои заперты в формате 4:3, где камеры подсматривают за людьми из углов коридоров и с крыш, будто они подопытные крысы. И главное исследование, которое проводят ученые, — кто готов потерять себя ради хорошей жизни, а кто — остаться собой, чтобы просто жить.

Ну а что финал? Финал как раз показывает конец этой самой жизни, иногда справедливый, иногда не очень. Но оценивать это не стоит, стоит взглянуть на все, что было до, и оценить для себя, кто вы — человек с большим сердцем или тварь дрожащая по имени Константин?

-21

Оля Краснова

Автор Кинопоиска и канала «Изображая реальность»

-22

Финал «Аутсорса» — аттракцион воздаяния: под аккомпанемент «Гражданской обороны» неизбежное наказание практически приводит к катарсису. Омрачает его разве что прежняя тяга к микроманифестам: будто все, что ни произнесет томно курящий Иван Янковский, так и останется недоступным зрителю. Хочется ответить: поняли мы, поняли — отданная на аутсорс ответственность до добра не доводит. Но и не сочувствовать настрадавшимся персонажам, чье счастье в кои-то веке было (было ли?) так близко, — тоже непросто. В этой двойственности и кроется сила — избранная развязка (а вариантов, по словам создателей, было несколько) как нельзя лучше резюмирует: все должны получить по заслугам, но насилием, увы, насилие не победить. Ведь хмурый трикстер Костя Волков так и остается томно курить в камеру. А «Аутсорс», который завершился не менее ярко, чем начинался, вновь стал предметом оживленных споров в телеграм-каналах. Это ли не показатель успеха?

  📷
📷

Читайте также

«Очень удобно делать виноватым другого»: Эльдар Калимулин — об «Аутсорсе», кризисе 30-летних и третьем «Методе»

-24

Бэтси Исакова

Редактор подкастов и автор канала «киновойс»

   Карина Александрова и Дмитрий Сумин
Карина Александрова и Дмитрий Сумин

У «Аутсорса» один из лучших и мощнейших финалов в современных российских сериалах. Это ультимативная развязка, грамотно завершающая линии всех героев, а некоторых еще и возвращающая на точку старта истории в лучших традициях кольцевой композиции. Кроме формальных восторгов, конечно, нельзя забывать и об эмоциональной стороне происходящего. В зависимости от объекта вашей зрительской симпатии в течение сериала в финале вас ожидает либо мощный катарсис (так было у меня), либо одна из множества эмоций в спектре от удивления до разочарования. В любом случае такой простор для разночтений — тоже весьма ценная опция по меркам современного сериалостроения, где в большинстве либо четкий крючок на второй сезон, либо однозначный финал. В этом «Аутсорс» близок к жизни: никакой круг насилия просто так не прерывается, цикл продолжается, и история, даже после отмены смертной казни, повторяется (возможно, уже за кадром).

-26

Никита Демченко

Редактор Кинопоиска, автор канала «Седьмое искусство»

   Иван Янковский
Иван Янковский

Начавшись как умеренно абсурдистская черная комедия про дрожащих тварей, решивших возыметь право, «Аутсорс» со временем вышел на такие обороты, что сравнивать его в пору уже не с прозой Федора Михайловича, а с эсхиловскими трагедиями. Тем более что духовным воскресением по Достоевскому тут и не пахнет. Вместо него — бессмысленное и беспощадное зло, повсеместно плодящееся под аккомпанемент из барочной музыки и кухонных споров о былом величии Союза. Наблюдать за этим макабром предлагают сквозь квадратный кадр, метафорически дублирующий очертания тюремного окошка, но в последнюю минуту сериала дистанция, позволявшая слабонервным совладать с взнервленной непредсказуемостью сюжета, резко сокращается. И вот Костя Волков — мрачный трикстер и доппельгангер — смотрит прямо на зрителя и, как бы обращаясь к нему, констатирует: «ЧП у нас, ребят». В дни, когда понятия хорошего и плохого все сильнее размываются, эти слова звучат как предостережение. Что с ним делать, каждый решит сам. Главное — не отдавать мыслительный процесс на аутсорс.

-28

Какие у вас впечатления от финала сериала?

Поделитесь своим мнением в комментариях на сайте! Мы приветствуем аргументированную дискуссию.

Редактор: Лиза Кузнецова

Приемы, вызывающие тревогу у зрителей, буквально — «топливо для ночных кошмаров».

Имеется в виду интервью Анны Козловой Зинаиде Пронченко для издания Republic, признанного в РФ иноагентом. Генпродюсер Okko Гавриил Гордеев на записи подкаста «Художественный смысл» просил не ассоциировать сериал с одним человеком и добавил, что они «категорически не согласны» с мнением Анны.