Найти в Дзене

Книжный обзор(чик) | «Приглашение на казнь»: Как Набоков превратил антиутопию в языковое пиршество

В начале 2025 года мне стало ясно: я устала от того, что в списке антиутопий обычно мелькают одни и те же названия: «1984», «Скотный двор», «Мы». И если Замятин, как мне кажется, хорош, то Оруэл успел набить оскомину. Я отправилась искать что-то уходящее мыслью дальше, чем «плохое государство хочет нас поработить». И нашла.

«Приглашение на казнь» (1935–1936) — роман Владимира Набокова, написанный в Берлине, где автор жил в эмиграции. 

Несмотря на очевидные параллели с тоталитарными режимами XX века, сам Набоков настаивал, что роман не политичен: «Оба режима для меня — один и тот же серый фарс», — но добавлял, что это лишь «декорации» для главной темы — метафизического бунта против пошлости и иллюзорности мира . 

Сюжет строится вокруг Цинцинната Ц., приговорённого к казни за «непрозрачность» — неспособность слиться с обществом, где все люди «прозрачны» и одинаковы. Его тюрьма — это абсурдный театр с палачом-клоуном, директором-лицемером и женой-изменницей, а финал стирает грань между реальностью и миражом . 

Я хотела абсурда, сюрреализма — и Набоков дал мне это в избытке. Его мир не давит серостью тоталитаризма, а гипнотизирует странностью, как сон, который не можешь разгадать после пробуждения.

Язык как главный герой

«Каменные ступени были склизки и узки, с неосязаемой спиралью призрачных перил». 

Набоков не описывает — он конструирует реальность через детали. Даже воздух в тюрьме кажется «вязким», а тени «прилипчивыми». Это не чтение — это погружение в виртуозный словесный лабиринт . 

И (ура!) никаких Больших Братьев. Героя казнят не за бунт, а за непрозрачность, инаковость.

«Обвиненный в страшнейшем из преступлений, в гносеологической гнусности, столь редкой и неудобосказуемой, что приходится пользоваться обиняками вроде: непроницаемость, непрозрачность, препона; приговоренный за оное преступление к смертной казни; заключенный в крепость в ожидании неизвестного, но близкого, но неминучего срока этой казни (которая ясно предощущалась им как выверт, рывок и хруст чудовищного зуба, причем все его тело было воспаленной десной, а голова этим зубом); стоящий теперь в коридоре темницы с замирающим сердцем, – еще живой, еще непочатый, еще цинциннатный, – Цинциннат Ц.».

Палач в маске «друга»: м-сье Пьер — возможно, самый отвратительный (и комичный!) злодей в литературе. Его фальшивая доброжелательность страшнее открытой жестокости. 

Финал раскрывать не стану, как не сделал этого и Набоков. Он оставляет нас в подвешенном состоянии, как после пробуждения от яркого сна.

Кому читать?

Если вы готовы к сложному, но восхитительному языку и хотите антиутопию, где форма важнее политического месседжа — это ваш роман. Если же ждёте прямолинейного сюжета… ну, не стоит)