Найти в Дзене

БОЛЬ

В студенческие времена я четыре года лечил пролежни у тяжелых больных. Об этом знали врачи нескольких московских больниц и вызывали меня в качестве полноценного гнойного хируга. Естественно, чаще всего вызывали в реанимацию, нейрохирургию и травматологию. И там мне объяснили разницу боли и болевых ощущений. Настоящая боль буквально парализует орган. Все остальное – болевые ощущения. И я порядочно насмотрелся на то, как люди из-за болевых ощущений отказывались двигаться. Очень часто они больше никогда не вставали. Один выдающийся травматолог научил меня, что в тех случаях, когда вы знаете причину болевых ощущений, и эта причина не связана с развитием какого-либо жизнеугрожающего состояния – их лучше всего игнорировать. Это большая ошибка – ждать, пока они сами пройдут, и вот тогда-то... Например, у меня 14 переломов – издержки спортивной юности. Два года назад я сломал ногу. И она не срослась. Сразу после снятия ортеза я начал ходить на сквош. Больно было? Еще как. Но это лучше, чем ле

В студенческие времена я четыре года лечил пролежни у тяжелых больных. Об этом знали врачи нескольких московских больниц и вызывали меня в качестве полноценного гнойного хируга. Естественно, чаще всего вызывали в реанимацию, нейрохирургию и травматологию.

И там мне объяснили разницу боли и болевых ощущений. Настоящая боль буквально парализует орган. Все остальное – болевые ощущения. И я порядочно насмотрелся на то, как люди из-за болевых ощущений отказывались двигаться. Очень часто они больше никогда не вставали.

Один выдающийся травматолог научил меня, что в тех случаях, когда вы знаете причину болевых ощущений, и эта причина не связана с развитием какого-либо жизнеугрожающего состояния – их лучше всего игнорировать. Это большая ошибка – ждать, пока они сами пройдут, и вот тогда-то...

Например, у меня 14 переломов – издержки спортивной юности. Два года назад я сломал ногу. И она не срослась. Сразу после снятия ортеза я начал ходить на сквош. Больно было? Еще как. Но это лучше, чем лежать на диване и долежаться до диабета. Сейчас почти не хромаю.

Что-то похожее я наблюдаю в разговорах. Люди часто избегают не то чтобы малейших болевых ощущений, а вообще любого дискомфорта, предпочитают «лежать на диване». В итоге в какой-то момент они в принципе теряют способность вести мало-мальски сложную коммуникацию.

Конечно, бывает настоящая «боль» – многие люди описывают, что если на них орут, то их буквально парализует. В голове вакуум, а состояние близко к обморочному. Такое не стоит игнорировать, с этим нужно работать, причем с двух сторон – работа с состоянием и работа с навыком.

Кстати, мы с нашими друзьями готовим целый отдельный продукт на эту тему. Скоро расскажу.

P.S.: Еще одна фотка студенческих времен. Похоже, дело все-таки не в стрижке.

#Даниил