Найти в Дзене

О религии Кавказских Албанцев

28.03.2025 Страбон приводит интересные подробности об албанской религии, которая была сосредоточена на поклонении трем божествам: Солнцу, Зевсу и Луне ( География 11.4.7). Хотя принято связывать эту триаду с тремя великими божествами иранского маздеизма — Митрой, Ахура Маздой и Анахитой (ср. Wesendonk, Caucasica I, стр. 54; Trever, Ocherki , стр. 151) — это приближение неточно. Не отрицая того факта, что албанская религия была пронизана маздеистским влиянием, необходимо иметь в виду другие внешние факторы и существование местного субстрата. Святилище Луны, расположенное недалеко от иберийской границы, обладало обширной священной территорией, управляемой верховным жрецом, который был вторым по рангу во всем царстве. Храмовые рабы ( hierodules ) были склонны впадать в транс и делать пророчества (Strabo, loc. cit.). Эти черты характерны не столько для культа Анахиты, сколько для практик, распространенных в некоторых святилищах Каппадокии и Понта, посвященных лунным божествам (ibid., 12.

28.03.2025

Авторство: Marie-Lan Nguyen, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1288574
Авторство: Marie-Lan Nguyen, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1288574

Страбон приводит интересные подробности об албанской религии, которая была сосредоточена на поклонении трем божествам: Солнцу, Зевсу и Луне ( География 11.4.7). Хотя принято связывать эту триаду с тремя великими божествами иранского маздеизма — Митрой, Ахура Маздой и Анахитой (ср. Wesendonk, Caucasica I, стр. 54; Trever, Ocherki , стр. 151) — это приближение неточно. Не отрицая того факта, что албанская религия была пронизана маздеистским влиянием, необходимо иметь в виду другие внешние факторы и существование местного субстрата. Святилище Луны, расположенное недалеко от иберийской границы, обладало обширной священной территорией, управляемой верховным жрецом, который был вторым по рангу во всем царстве. Храмовые рабы ( hierodules ) были склонны впадать в транс и делать пророчества (Strabo, loc. cit.). Эти черты характерны не столько для культа Анахиты, сколько для практик, распространенных в некоторых святилищах Каппадокии и Понта, посвященных лунным божествам (ibid., 12.2, 3, 3.31; ср. Trever, Ocherki , pp. 150ff.). Отличительным элементом культа Луны в Албании было совершение человеческих жертвоприношений, описанных Страбоном ( Geography 11.4.7).

Вероятно, что культ Луны существовал уже давно, по крайней мере локально. Однако традиция эпохи Сасанидов обнаруживает следы других, совершенно иных верований, которые были настолько глубоко укоренены, что к концу V века царь Вачаган III должен был принять энергичные меры, чтобы справиться с ними. Была секта «отрезателей пальцев», уже запрещенная марзбанами , и секта отравителей; в каждом случае жертва назначалась самим Демоном. Согласно другому верованию, Демон ослеплял тех, кто отказывался приносить жертвы Злу и т. д. (Мовсес, История 1.18, тр. с. 30-32). Таким образом, существовал набор практик по сути демонического характера, далеких от принципов маздеистского права и трудно согласующихся с тем, что известно о древнейшей религии албанцев.

Источники: https://www.iranicaonline.org/articles/albania-iranian-aran

Библиография :

1. Дюмезиль Ж. Une chrétienté disparue. Les Albanais du Caucase , Mélanges asiatiques , Париж, 1940–1941, стр. 126 и далее.

2. Р. Н. Фрай, EI 2 I, стр. 660-61.

3. В. Томашек, Паули-Виссова I, кол. 1303-04.

4. Ф. Турнебиз, «Агуани», Dictionnaire d'Histoire et de Géographie Ecclésiastique I, Париж, 1904 г., столбцы. 953-954.