Вначале своих завоеваний Чингисхан начавший свой путь с территорий нынешней Монголии естественно подминал под себя земли окружающих племен. Первым не повезло соседям бурятам проживавшим у озера Байкал, потом китайцам куда его войско вторглось в 1211 году. Император был уже совсем не молод по меркам тех лет- возраст перевалил за пятьдесят, но это не мешало ему лично возглавлять военные походы длившиеся годами.
После взятия Пекина в 1214 году, он разочаровался в землях китайцев и направил свой взор на плодородные земли Средней Азии. Настал час разгрома богатого Хорезмского царства.
Как раз в это время хорезмшах Мухаммед строил амбициозные планы походов на Багдад и в направлении Китая. Слухи о мощи монголов он считал преувеличенными. А тут еще его наместник в провинции Отрара приказал перебить монгольских караванщиков, прибывших в город. Великий хан потребовал расправы над виновными, но шах казнил посланника Чингисхана, а остальным участникам посольства обрили бороды. Всего этого было только и нужно завоевателю, чтобы объявить войну державе правителя Хорезма. 16 февраля 1220 года монголы заняли Бухару. Лишь 400 ополченцев во главе с Гурханом еще 12 дней героически сопротивлялись, запершись в Арке. Победители поделили пленных между собой. Стала Бухара «разрушенной до основания». Хроники передают слова Чингисхана:
"А не погрязли бы вы в грехах - послало бы вам Небо такую напасть, как я?"
Самарканд часть духовенства сдала без боя. Ибн ал-Асир: «На четвёртый день они объявили в городе, чтобы все население вышло к ним, а если кто замедлит с этим, его убьют. К ним вышли все мужчины, женщины и дети, и они сделали с ними то же, что и с жителями Бухары — учинили грабежи, убийства, угон в неволю и всяческие бесчинства.
В следующем году монголы взяли после длительной осады Шемаху (город персов на Кавказе). Потом вторглись в Грузию и двинулись через Дербент на Северный Кавказ, в земли алан. Хитрость и коварство завоевателей были безграничны. Они обратились к половцам:
«Мы и вы — один народ, из одного племени, аланы же нам чужие, мы заключим с вами договор, что не будем нападать друг на друга, и дадим вам столько золота и платья, сколько душа ваша пожелает, только предоставьте алан нам».
Аланы были разбиты , а затем монголы неожиданно напали и на половцев. Монгольские войска дошли до Дона, совершили вторжение в Крым, разграбив Судак( город-крепость итальянцев -генуэзцев), а затем вновь направились в половецкие степи.
Уходящий 1222 год киевский летописец проводил лаконичной фразой:"Не бысть ничто же" - "Не было ничего". Это означало, что год прошёл на редкость спокойно, без обычных княжеских усобиц и набегов степняков.Русская земля жила в этот год своей обычной жизнью... В Новгороде приняли на княжение сына владимирского князя Юрия - молодого Всеволода Юрьевича, "и бысть мирно", с удовлетворением замечает летописец. В Ростове строили новый белокаменный собор, в Суздале золотистый дивный церковные двери, украшенные затейливым орнаментом и сценами из Священного писания; в Нижнем Новгороде на холме у слияния Оки и Волги возводили мощную крепость - опору русского влияния на Средней Волге. По всей Русской земле, куда ни посмотри, шла непрерывная созидательная работа..И вот весной 1223 года пришли вести о неведомой силе, пришедшей в половецкое поле...
"...По грехам нашим пришли народы незнаемые при Мстиславе князе Романовиче в десятое лето княжения его в Киеве. Пришла неслыханная рать, безбожные моавитяне, называемые татары, их же никто ясно не знает, кто они и откуда пришли, и каков язык их, и какого племени они, и что за вера их. И зовут их татары. А иные говорят — таурмены, а другие — печенеги.
В Киев прибыло посольство половецкого хана Котяна - они просили Русь о помощи. К тому времени половецкие племена уже начали часто замиряться с русскими князьями - вот и дочь Котяна была замужем за Мстиславом Киевским.
«Нашу землю татары отняли сегодня, а вашу завтра возьмут. Приходите, обороните нас. Если не поможете нам, то мы нынче иссечены будем, а вы завтра».И долго думали князья и сотворили совет в городе в Киеве такой: «Лучше нам встретить их на чужой земле, нежели на своей».
В это же время в Киев прибыло посольство от монголов. «Слышали мы, что идёте вы против нас, послушав половцев. Но мы вашей земли не занимали, ни городов ваших, ни сёл, на вас не приходили, но пришли, посланные богом, на холопов своих и на конюхов, на поганых половцев. Возьмите с нами мир, а с нами войны нет. Если бегут к вам половцы, то вы бейте их и добро их берите себе. Слышали мы, что и вам они много зла сотворили. Потому мы их и бьём отсюда». Князья же русские того не послушали и послов татарских перебили, а сами пошли против татар".Сражение на Калке состоялось 31 мая. Битву объединенные силы половцев и русских князей проиграли.Татары погнались за русскими князьями и били их до Днепра. "Шесть было убито, а из простых воинов только десятый дошел". В одной летописи есть вставка, сообщающая о гибели на Калке 70 «храбров» во главе с Александром Поповичем, часто считающимся прообразом былинного Алёши Поповича. Преследуя русских, монголы - пока для острастки - вторглись в пограничные пределы Руси.
"Дошли татары до Новгорода Святопольческого. Люди, не знавшие коварства татар, выходили им навстречу с крестами. Они же убивали всех..."
Но вскоре монголы повернули к Волге, возвращаясь к Чингисхану. Возможно, их предводители получили от великого хана соответствующее предписание. Это был первый стремительный поход монголов на Русь закончившийся в 1224 году, после которого Чингисхан вновь ушел воевать в Китай.Но в августе 1227 г. (18 или 25 числа) в возрасте 67 лет под стенами захваченной столицы тангутов Синицын китайского государства Си Ся он умер. Это стало, как не странно, только началом расцвета для великой империи Монголов, которую наследники разделили на части. Теперь молодые целеустремленные ханы стремились сами расширить владения. Земли граничащие с Русью достались хану Батыю(внуку Чингисхана) и получили название Золотой Орды. Новый правитель не мог воевать с окружавшими его с востока и юга улусами возглавляемыми братьями по крови, поэтому двинул свои войска на северо-запад. Но это уже другой рассказ и почти не про монголов, а именно про Русь..