Она сделала из Сократа величайшего философа и получила за это в истории славу символа сварливости и глупости. Справедливо ли это?
Нет, Ницше так говорит не о прекрасной гетере Аспасии. Эти слова адресованы жене самого знаменитого греческого мыслителя - Ксантиппе, вошедшей в истории в историю как символ глупости и сварливости.
Античные авторы описывают Ксантиппу как женщину недалекую и с характером, “который не многие могли вынести” постоянно злившуюся, что её муж целыми днями бродит по Афинам в сомнительных компаниях, всё время болтает и занимается не пойми чем.
При этом, все отмечают, что она была заботливой матерью и горько оплакивала Сократа после его казни.
Но главный упрек, предъявляемый Ксантиппе, что она не понимала каким великим человеком был её муж.
Но ведь, это и не входило в её обязанности. Зачем древним грекам, вообще были нужны жёны? Вообще-то, только для того, чтобы рожать детей и вести хозяйство.
Для нас, несмотря на все происходящее в Европе в последние лет 15, это не очень привычно, но далеко не всегда и не во всех обществах идеалом красоты считалась женщина. Древние греки были убеждены, что весь мир, после того как первоначальный хаос был упорядочен богами в космос (греческое слово “космос” означает “порядок”) приобрел форму тела - и человеческое тело создано по образу и подобию космоса.
В это своем представлении греки, кстати, не были одиноки, подобные взгляды, хоть и не настолько сильно выраженные, можно встретить у многих древних народов.
Скрытно эту мысль можно увидеть даже в Ветхом Завете, где первый человек, Адам, создан Богом по Его образу и подобию. Но поскольку ветхозаветный Бог очевидно бестелесен, то образцом для тела человека подразумевается созданный и упорядоченный Творцом материальный мир.
Но не просто человек - а мужчина, что связано, в том числе и с тем, что в то время память об эпохе матриархата (или, как минимум, эпохи борьбы полов за главенство) была еще свежа и новое мужское общество переживало разрыв с ней еще довольно остро. Таким образом совершенным телом, идеалом красоты было для греков именно мужское тело.
В то время как женское тело воспринималось скорее как, так сказать техническое - орудие для рождения мужчин.
Из этого в свою очередь рождался культ мужской красоты, в соответствии с которым мужчина, в отличие от наших современных представлений (хотя сейчас мы как раз тоже находимся в процессе их изменений) должен был стараться быть красивым и желать нравится, в отличие от женщины, которой такое стремление не пристало.
Сократ был некрасив и это очень ему мешало. Его часто из-за этого просто не воспринимали всерьез, что, в свою очередь, заставляло философа много шутить и в итоге породило знаменитую “сократическую иронию”.
Урод в представлении греков не мог быть полноценным мудрецом, однако пожалуй именно история с Сократом заложила передавшееся нам будущее обратное представление, что мудрец обычно не очень красив.
А далее, в ходе многовекового развития истории с переносом на женскую красоту, (поскольку в нашем обществе стремится красивой все-таки должна быть именно женщина) эта ситуация привела к знаменитому представлению о глупых красавицах и умных дурнушках и, что лишние знания уродуют женщину.
Любовь к жене как культурный шок
Но вернемся снова к грекам, Сократу и Ксантиппе.
Для древнего грека жена не то, что не была, но и не должна была быть объектом не то, что любви, а просто влечения. Ей не нужно было быть ни умной (женское образование, мягко говоря, не поощрялось), ни красивой. Она должна была быть, прежде всего, здоровой и хозяйственной.
Для тех, кто все-таки не мог обходиться без восхищения женской красотой ( а таких все-таки было большинство греческих мужчин) существовали умные, прекрасные и независимые гетеры вроде упомянутой в начале Аспасии или не менее знаменитой Френы. Однако эти женщины платили за свой успех невозможностью обретения семейной жизни и маргинальным, не сказать сомнительным, социальным статусом как для себя, так и для своих детей.
Поэтому когда апостол Павел, проповедуя в греческом мире, Евангелие заповедовал эллинам ефессянам: “так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя” они испытывали настоящий культурный шок. Идея любить жену, совем не была для них тем, что подразумевается само собой.
Поэтому же и жена Сократа, Ксантиппа, делала лишь то, что от неё ожидало общество: была хозяйственной, ограниченной, искренне преданной своему мужу, но не понимавшей, и не желавшей понимать его величия, женщиной. “В награду” за это получила в истории славу символа сварливости и глупости, но только потому, что её мужем оказался Сократ, а не грузчик из Пирея, с которым она вела бы себя точно так же, следуя модели созданной для нее греческим обществом.
ТЕЛЕГРАМ -КАНАЛ "ПРОВОКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ" - Еще больше интересного каждый день