1979 год, Волгоградская область, г. Калач-на-Дону. Валентина возвращалась домой с работы из детской больницы. Она отошла от освещенной автобусной остановки и повернула в переулок. Неожиданно сзади послышался какой-то топот. Молодая женщина обернулась, ее кто-то нагонял. Зачем? Мысль о том, что это могут быть преступники, даже не пришла в голову. В следующее мгновение Валентину сбили с ног, рот и нос закрыла мужская перчатка. В голове доктора вспыхнула отчаянная мысль, – «Неужели это конец?».
Проблема темных улиц
Улицы без фонарей – классическое место для нападения на женщин. В темноте нельзя разглядеть лиц изуверов, зато очень легко совершить грязное дело. Валентина не догадывалась, за ней гнались не просто хулиганы. Это были чудовища, готовые совершать преступления. Единственная надежда на спасение – освещенные окна поблизости.
«Мне закрывают лицо перчаткой, и я ничего не вижу», – Валентина Алексеева.
Грубые перчатки закрывали лицо Валентины. Она закричала во весь голос, этот отчаянный крик услышал местный житель. Он сразу сообразил, что происходит что-то неправильное и ужасное. Крикнул в форточку, – «Вызываю милицию!». Нападавшие ослабили хватку, переглянулись, а потом и вовсе бросились бежать.
«На меня нахлынули слезы, было очень страшно. Я попросила мужчину, чтобы он меня провел», – Валентина.
Освещение в глубинках
Калач-на-Дону – это совсем не большой город, если не сказать крохотный. В нем проживает около 30 тысяч жителей. Валентина Алексеева жила на улице Маяковского. Это был самый безопасный район города. И как раз здесь на нее напали преступники. Оперативники допросили Валентину и ее соседа. Важна была каждая деталь. Увы, все произошло в темном переулке.
«Описать подробно никто не мог. Из их показаний можно было понять только то, что преступники одного роста и одинакового телосложения», – Галина Гончарова, следователь прокуратуры.
Валентина работала в детском отделении больницы. За что на нее напали? Как такое могло случиться в тихой советской глубинке? До сих пор неясен мотив. Возможно это была чья-то месть. Неужели Валентина допустила какую-то врачебную ошибку?
В небольших советских городах ярко освещались лишь центральные улицы. На второстепенных фонарей или не было совсем, или они стояли с перегоревшими лампочками. Да и к чему тратить электричество, если к 11 часам вечера абсолютное большинство жителей ложилось спать? Существовали даже специальные нормативы времени освещения. В нашем деле это обстоятельство сыграло трагическую роль. Те, кто возвращались с вечерних смен, ничего не видели.
Второе нападение
Катя Горбунова поздно возвращалась из гостей со дня рождения подруги. Девушка выпила шампанского, и темные переулки ее не страшили. До дома оставалось совсем немного, как вдруг Катя почувствовала, что рядом кто-то есть. В следующую секунду на девушку напали с кирпичом. Катя потеряла сознание. Она очнулась, почувствовав холод и что-то липкое на голове. С нее стали снимать одежду, в отчаянии она попыталась позвать на помощь. Катю снова приглушили. Девушку нашли лишь под утро. Удивительно! Ей каким-то чудом удалось уцелеть. Несчастную срочно доставили в больницу. Кате Горбуновой сделали несколько операций.
Из показаний потерпевшей:
«Я услышала шаги за спиной, несколько раз оглянулась, но в темноте не смогла разглядеть, кто меня преследует. Потом на меня напали, и я потеряла сознание. О том, что произошло после этого, я хочу забыть навсегда».
Важный свидетель
Откуда взялись изуверы в крохотном Калаче-на-Дону? Как их могли пропустить правоохранительные органы? Ведь это не просто преступники, а дегенераты. Милицейский аппарат работал на предельных оборотах.
«Задействованы были все работники райотдела», – Петр Чеботарев, начальник уголовного розыска.
Оперативникам удалось выйти на важного свидетеля – одинокую бабушку, которая часто смотрела в окно. Она рассказала, что местный дурачок Аркаша недавно куролесил. На улице он размахивал руками, что-то кричал, когда зашел в свою комнату, то начал смеяться, а потом отчаянно рыдал. Сопоставили даты, так и есть! Умственно отсталый Аркадий вернулся в нервном веселье как раз тогда, когда напали на Катю Горбунову.
«Отрабатывали очень много людей: умственно отсталых и психически неполноценных», – Петр Чеботарев.
Аркадия задержали в собственной комнате.
Из показаний Аркадия Безуглого:
«Да, это я напал на Катю. Виноват, больше так делать не буду».
Подозреваемый-дурачок
Казалось, что это было чистосердечное признание. Но сыщики понимали, что показания этого человека надо проверять и перепроверять. Тем более, что преступников было минимум двое. И тогда решили провести эксперимент. Аркадию предъявили фотографию женщины из соседней области. Расправа произошла 8 лет назад. Он снова во всем признался. Уверял, что расправился и с этой женщиной, причем на прошлой неделе. Аркаша был готов взять на себя любое преступление.
Пока дурачок оттачивал новое признание, в Калаче произошло новое происшествие. На этот раз напали на школьницу.
Новое преступление
Ранним утром местный житель наконец решил выбросить строительный мусор после ремонта квартиры. Дело сделано, можно возвращаться домой. И тут мужчина заметил вполне приличный женский сапожок. А вдруг рядом есть и другой? Сапоги в дефиците! Человек потянул за сапожок и побледнел от ужаса. Следователь Гончарова помнит, насколько быстро удалось установить личность девушки.
«Весть сразу разнеслась по Калачу, тут же пришли родственники», – Галина Гончарова.
Безутешные мать и отец не верили своим глазам. Кто решился отнять у них любимую дочь? За что такое наказание? Тем временем оперативники деликатно начали опрос родителей. Жертвой стала Нина Горецкая, всего 16 лет. Нина могла стать актрисой театра или поступить в технический ВУЗ, но ничего этого не случилось. Ее жизнь закончилась в куче строительного мусора.
Жители Калача не забыли Нину и сейчас. Семья Горецких была очень дружной, родители воспитывали троих детей. Все друг другу помогали, Нина была самой старшей, а младший ребенок еще ходил в детский садик. При этом оба родителя трудились на местной фабрике.
«Мать работала по ночам и никогда ничего не происходило», – Галина Черникова, соседка.
Первый подозреваемый
Так что же произошло с Ниной? Обстоятельства этого дела шокировали даже работников милиции. Что же происходит в Калаче? Это уже третья жертва. Почему милиция беспомощна? Снова отработали ранее судимых, в поле зрения сыщиков попал Юрий Иванов. Однако выяснилось, что бывший зек имеет железобетонное алиби – в момент преступления он находился на работе.
«Он работал в ночную смену, как нам сказал мастер», – Петр Чеботарев.
Тем не менее Иванова взяли на заметку, уж больно он интересовался ходом расследования. Все расспрашивал о деталях и последствиях преступлений. Такой град вопросов насторожил сыщиков, но задерживать Иванова не за что. Его отпустили. Одновременно с отработкой судимых изучали маршрут передвижения Нины Горецкой. Где она была в тот злополучный вечер? Оказалось, что она отпросилась у мамы на дискотеку. С кем танцевала Нина Горецкая в тот день? И куда она пошла после танцев?
Уважаемые читатели, мы не можем уместить эту длинную историю в одну статью. Если вам интересно узнать о продолжении этого запутанного дела, то обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить вторую часть.