Найти в Дзене
Посмотрим

Сергей Зарянко — художник-виртуоз, которого критиковали за излишнюю реалистичность

У этого портрета в Третьяковской галерее всегда кто-нибудь стоит с удивленно-восторженным взглядом. Как живая! Как он так сумел?! Он — художник Сергея Константиновича Зарянко (1818-1870). Не только эта, другие его картины тоже потрясают реалистичностью. Но вот при жизни художника над ним за чрезмерную виртуозность живописи даже посмеивались. Зарянко не признавал творчества по вдохновению. Он считал, что в работе художника важнее математический расчет. «Вдохновение есть мечта, положительный вздор, нелепость... Точность, господа, достигается не фантазиями, не творчеством и вдохновением, а трудом, терпением и изобретательностью всевозможных способов для математического изучения натуры», — утверждал Зарянко. А художников, которые ставят результат своей работы в зависимость от эфемерного вдохновения, он называл жалкими. Но и те, кому подход Зарянко к живописи не был близок, выражений тоже не подбирали.
Фамилия Зарянко стала именем нарицательным, даже «ругательным» — зарянковщиной называл

У этого портрета в Третьяковской галерее всегда кто-нибудь стоит с удивленно-восторженным взглядом. Как живая! Как он так сумел?!

Сергей Зарянко. Портрет княгини Марии Васильевны Воронцовой. 1851. Третьяковская галерея, Москва
Сергей Зарянко. Портрет княгини Марии Васильевны Воронцовой. 1851. Третьяковская галерея, Москва

Он — художник Сергея Константиновича Зарянко (1818-1870). Не только эта, другие его картины тоже потрясают реалистичностью. Но вот при жизни художника над ним за чрезмерную виртуозность живописи даже посмеивались.

Сергей Зарянко. Девочка в голубом платье. Портрет Натальи Сергеевны Зарянко, дочери художника. 1870. Третьяковская галерея, Москва
Сергей Зарянко. Девочка в голубом платье. Портрет Натальи Сергеевны Зарянко, дочери художника. 1870. Третьяковская галерея, Москва

Зарянко не признавал творчества по вдохновению. Он считал, что в работе художника важнее математический расчет. «Вдохновение есть мечта, положительный вздор, нелепость... Точность, господа, достигается не фантазиями, не творчеством и вдохновением, а трудом, терпением и изобретательностью всевозможных способов для математического изучения натуры», — утверждал Зарянко. А художников, которые ставят результат своей работы в зависимость от эфемерного вдохновения, он называл жалкими. Но и те, кому подход Зарянко к живописи не был близок, выражений тоже не подбирали.

Фамилия Зарянко стала именем нарицательным, даже «ругательным» — зарянковщиной называли произведения, в которых стремление к натуралистичности перешагнуло за границы здравого смысла.

У Сергея Зарянко было много учеников, которые стали известными художниками, следовавшими правде жизни, но не копировавшими реальность формально, соревнуясь с фотографией: Константин и Владимир Маковские, Дмитрий Прянишников, Василий Пукирев. Один из учеников, Василий Перов, оставил подробные воспоминания о Зарянко. Учителя он вспоминает с теплом, но не скрывает того, что его педагогические и творческие методы не одобряет.

В частности, Перов рассказывает, что под руководством Зарянко студент, совсем недавно взявший в руки кисть и карандаши, за несколько месяцев создавал такую виртуозную работу, что ее отправляли в Академию художеств в Петербург — и автора работы награждали медалью. Но когда медалист пытался приняться за другую картину, выяснялось, что они ничего не может сделать: бесконечная шлифовка произведения не давала опыта и навыков. Перов шутит: рисунок ученики Зарянко зашлифовывали так, «что на нем с трудом бы могла удержаться кованая муха».

А вы что думаете о живописи Зарянко? Его герои для вас живые или безжизненные?