Найти в Дзене
артЭПИЦЕНТР

Атомный Дали: ядерная физика на картинах сюрреалиста Сальвадора Дали

Сальвадор Дали и его жена Гала у второй итерации картины 'Мадонна Порт-Льигата'
Сальвадор Дали и его жена Гала у второй итерации картины 'Мадонна Порт-Льигата'

Сальвадор Дали — один из самых загадочных художников XX века, чьи работы балансируют между сном и реальностью, наукой и мистикой. Но знали ли Вы, что однажды его творчество совершило резкий поворот под влиянием открытий в ядерной физике? «Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст» - говорил Дали. В 1940-х годах Дали, вдохновленный наукой об атоме, расщеплением материи и теорией относительности, создал целую серию работ. Этот период вошел в историю искусства как "ядерный" или "атомный" мистицизм Дали.

Бомба, изменившая искусство: как Хиросима повлияла на Дали

В августе 1945 года мир потрясли события в Хиросиме и Нагасаки. Сальвадор Дали, всегда чутко реагировавший на научные открытия, был ошеломлен мощью атомной энергии. Он был одержим идеей атома, а атомная бомба стала для него не только символом разрушения, но и источником мистического откровения.

Он писал: «Эти взрывы потрясли меня до самых глубин моего естества — отныне любимой моей темой сделался атом».

С этого момента в его картинах появляются парящие объекты, распадающиеся формы и сферические структуры, словно материя существует в состоянии вечного деления.

"Атомная Леда" — шедевр ядерного сюрреализма

Одной из ключевых работ этого периода стала "Атомная Леда" (1949). На картине изображена Леда, жена спартанского царя Тиндарея, с лебедем — классическая сцена с отсылкой к античному мифу с нарушающим законы классической физики расположением деталей – здесь ничто ни с чем не соприкасается! Леда будто сидит на пьедестале, будто обнимает лебедя, но на самом деле действительность распалась на отдельные предметы - они парят в пространстве, не касаясь друг друга.

Атомная леда Сальвадор Дали, 1949
Атомная леда Сальвадор Дали, 1949

Дали объяснял это влиянием принципа "антигравитации", который, по его мнению, управлял атомами. Он был убежден, что материя состоит из частиц, которые никогда не соприкасаются, — и эта идея стала основой его нового "ядерного" стиля.

"Расщепленный атом" и религиозные мотивы

Еще более удивительным стал "Атомный крест" в работе "Мадонна Порт-Льигата" (1949). Дали изображает Деву Марию и младенца Христа как геометрические формы, парящие в пространстве. Даже тело Христа состоит из сферических элементов, напоминающих атомы.

"Мадонна Порт-Льигата" Сальвадора Дали, 1949
"Мадонна Порт-Льигата" Сальвадора Дали, 1949

Художник утверждал, что Бог — это чистая энергия, а материальный мир — лишь иллюзия, созданная взаимодействием частиц.

Развивая эту тему Дали создал ещё несколько картин, усиливая эффект.

"Мадонна Порт-Льигата" Сальвадора Дали, 1950
"Мадонна Порт-Льигата" Сальвадора Дали, 1950
"Мадонна в частицах" Сальвадора Дали, 1952
"Мадонна в частицах" Сальвадора Дали, 1952

"Галатея со сферами": мир как голограмма

В 1952 году Дали пишет "Галатею со сферами" — портрет своей жены Галы, чье лицо состоит из плавающих сфер. Эта работа напоминает голограмму или рентгеновский снимок, где материя распадается на составляющие, но создаёт целостный образ – картина обладает глубиной, которую не способна передать фотография, но здесь мы можем включить на полную силу нашего восприятия и воображение.

"Галатея со сферами" Сальвадора Дали, 1952
"Галатея со сферами" Сальвадора Дали, 1952

Дали считал, что так как все предметы состоят из атомов, которые не соприкасаются, то реальность — это иллюзия и искусство должно это показывать.

Наследие "атомного" Дали

Ядерный период Дали продлился до 1960-х годов и оказал огромное влияние на современное искусство. Его образы предвосхитили идеи квантовой физики, цифровые технологии и даже виртуальную реальность.

Сегодня, глядя на его работы, можно только удивляться, как художник, далекий от науки, интуитивно почувствовал принципы, которые физики подтвердили лишь десятилетия спустя.

Дали — провидец атомного века?

Сальвадор Дали доказал, что искусство и наука неразделимы. Его "атомные" картины — это не просто фантазии, а визуальная философия, предсказавшая будущее науки. Возможно, именно поэтому его творчество остается актуальным даже в эпоху квантовых компьютеров и искусственного интеллекта.

А что вы думаете? Был ли Дали гениальным провидцем или просто мастером эпатажа? Делитесь в комментариях 🙌

А лучше приходите на встречу с современным Искусством и самыми передовыми Художниками нашего века - на арт-события от ЭПИЦЕНТР галерея ХХ1 века, афиша здесь https://артэпицентр.москва/events