Вечером 9 ноября 1938 года тщательно спланированное антиеврейское насилие «вспыхнуло» по всему Рейху, в состав которого с марта входила Австрия. В течение следующих 48 часов участники беспорядков сожгли или повредили более 1000 синагог, разграбили и разбили окна более чем в 7500 предприятиях.
Около 30 000 мужчин-евреев в возрасте от 16 до 60 лет были арестованы и отправлены в концентрационные лагеря. Полиция бездействовала, пока совершалось насилие - зачастую со стороны соседей, а не незнакомцев.
Пожарные присутствовали не для того, чтобы защищать синагоги, а для того, чтобы пламя не распространилось на соседнюю «арийскую» собственность. Погром получил причудливое название: «Хрустальная ночь» («Ночь разбитых витрин»). После этого евреи утратили иллюзию того, что у них есть будущее в Германии.
12 ноября 1938 года фельдмаршал Герман Геринг созвал совещание нацистских чиновников, чтобы обсудить ущерб, нанесённый экономике Германии погромами.
Еврейская община была оштрафована на один миллиард рейхсмарок.
Более того, евреи были привлечены к ответственности за устранение ущерба. Немецким евреям, но не иностранным, было запрещено получать страховые выплаты. Кроме того, евреям вскоре запретили посещать театры, заставили ездить в поездах в отдельных купе и исключили из немецких школ.
Эти новые ограничения были добавлены к более ранним запретам, таким как запрет евреям получать университетские дипломы, владеть бизнесом или заниматься юридической или медицинской практикой на службе у неевреев. Нацисты продолжали конфисковывать еврейскую собственность в рамках программы под названием «Ариизация». Геринг завершил ноябрьское совещание с ноткой иронии:
«Я бы не хотел быть евреем в Германии!»
Жертвы нацизма.
В то время как евреи были главными жертвами нацизма по мере его развития и занимали центральное место в нацистской расовой идеологии, жертвами становились и другие группы - одни за то, что они делали, другие за то, что отказывались делать, а третьи за то, кем они были.
Политические диссиденты, профсоюзные деятели и социал-демократы были одними из первых, кого арестовали и отправили в концентрационные лагеря.
При Веймарской республике многовековые запреты на гомосексуальность игнорировались, но эта терпимость резко закончилась, когда в 1933 году СА (штурмовые отряды) начали совершать набеги на гей-бары. Гомосексуальные намерения стали достаточным основанием для судебного преследования. Нацисты арестовывали немецких и австрийских гомосексуалов-мужчин - лесбиянок систематически не преследовали - и отправляли их в концентрационные лагеря, где их заставляли носить специальные жёлтые повязки, а позже - розовые треугольники.
Целью преследования гомосексуалов-мужчин было либо перевоспитание - то, что сейчас можно было бы назвать конверсионной терапией, - либо наказание.
Свидетели Иеговы были проблемой для нацистов, потому что они отказывались присягать на верность государству, регистрироваться для призыва в армию или произносить слова «Хайль Гитлер».
В результате нацисты заключили в тюрьму около 20 000 Свидетелей Иеговы в Германии.
Их могли освободить из концентрационных лагерей, если они подписывали документ, в котором отрекались от своей веры и обещали не обращать в свою веру. Немногие воспользовались этой возможностью, предпочитая мученическую смерть Отступничество.
Немцы африканского происхождения, которых нацисты называли «рейнландскими убл*дками», были потомками немецких матерей и французских колониальных войск из Африки, которые оккупировали Рейнскую область после Первой мировой войны. Хотя их преследования не были систематическими, они включали в себя принудительную стерилизацию и частое интернирование в концентрационные лагеря. Боялись, что они «ещё больше загрязнят» и тем самым ослабят расу.
Нацисты также выделяли цыган и синти, которых пренебрежительно называли «цыганами». Они были единственной группой, которую нацисты систематически убивали в газовых камерах наряду с евреями. Для цыган и синти расовое смешение и представление их как асоциальных элементов также были оправданием для их преследования и убийства.
В 1939 году, вскоре после начала войны, немцы запустили программу T4, эвфемистически названную программой «эвтаназии», для убийства умственно отсталых, физически неполноценных и эмоционально неуравновешенных немцев, которые самим своим существованием нарушали нацистский идеал арийского превосходства.
Их называли «недостойными жизни». Также использовалось экономическое обоснование, поскольку эти немцы считались «бесполезными потребителями». В рамках этой программы нацисты впервые применили газовые камеры и массовые крематории. Убийство инвалидов было тренировочной площадкой для ключевых сотрудников, которые позже работали в лагерях смерти «Акция Рейнхард».
Немецкая общественность протестовала против этих убийств. Римско-католический епископ Мюнстера Клеменс Август, граф фон Гален выступил против них, и программа T4 была официально прекращена. Тем не менее убийства и стерилизация этих немецких «арийцев» тайно продолжались на протяжении всей войны.
После вторжения в Польшу немецкая оккупационная политика была направлена в первую очередь против евреев, но также жестоко обращалась и с нееврейскими поляками. Стремясь к жизненному пространству, Германия систематически пыталась уничтожить польское общество и государственность.
Нацисты убивали польских священников и политиков, уничтожали польское руководство и похищали детей польской элиты, которых их новые немецкие «родители» воспитывали как «добровольных арийцев». Многие поляки также были вынуждены выполнять тяжёлую работу, питаясь скудной пищей, были лишены имущества, переселены и интернированы в концентрационные лагеря.
Немецкая экспансия и образование гетто.
Парадоксально, но в то время как Германия пыталась избавиться от своих евреев путём принудительной эмиграции, территориальная экспансия приводила к тому, что под её контроль попадало всё больше евреев.
В марте 1938 года Германия аннексировала Австрию, а в сентябре 1938 года - Судетскую область (ныне Чешская Республика). В марте 1939 года она установила контроль над протекторатом Богемия и Моравия (ныне Чешская Республика).
Когда 1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу, «еврейский вопрос» стал насущным. Когда Польша была разделена между Германией и Советским Союзом, под контроль Германии попали ещё более двух миллионов евреев. Какое-то время нацисты рассматривали возможность отправки евреев на остров Мадагаскар, расположенный у юго-восточного побережья Африки, но отказались от этого плана как от непрактичного: нацисты не одержали победу в битве за Британию, моря стали зоной боевых действий, а ресурсов, необходимых для такой масштабной депортации, было недостаточно.
21 сентября 1939 года Рейнхард Гейдрих приказал создать Юденрате (“Еврейские советы”), состоящие из 24 человек - раввинов и еврейских лидеров.
Приказ Гейдриха возлагал на эти советы личную ответственность в “буквальном смысле этого слова” за выполнение немецких приказов.
Когда осенью 1940 года нацисты закрыли Варшавское гетто, крупнейшее из 400 гетто в оккупированной немцами Польше, евреи - на тот момент 30 процентов населения Варшавы - были вынуждены жить на 2,4 процента территории города. Плотность населения гетто достигала более 200 000 человек на квадратную милю (77 000 человек на квадратный километр) и 9,2 человека на комнату. Болезни, недоедание, голод и бедность сказались на них ещё до того, как прозвучал первый выстрел.
Для немецких правителей гетто было временной мерой, перевалочным пунктом для еврейского населения, пока не была разработана и реализована политика в отношении его судьбы.
Для евреев жизнь в гетто была ситуацией, в которой, как они думали, им придётся жить до конца войны. Они стремились сделать жизнь терпимой даже в самых тяжёлых условиях. Когда нацисты запретили школы, они открыли подпольные школы. Когда нацисты запретили религиозную жизнь, она продолжалась в подполье. Евреи использовали юмор как средство сопротивления, как и песни. Они взялись за оружие только в конце нацистской оккупации.
Историки расходятся во мнениях относительно даты принятия решения о систематическом убийстве евреев, так называемом «окончательном решении еврейского вопроса». Споры ведутся о том, было ли это одно централизованное решение или ряд региональных решений, принятых с учётом местных условий. В любом случае, когда в июне 1941 года Германия напала на Советский Союз, своего бывшего союзника, нацисты начали систематическое убийство евреев.
Продолжение читай в подборке "Холокост":