Найти в Дзене
Вечерняя Казань

Экс-начальница ЗАГСа Татарстана не признала «черную кассу»

Гульшат Нигматуллина — в прошлом глава Управления ЗАГС Кабмина РТ, а ныне безработная подсудимая — рискует сесть за решетку на 10 лет по обвинению в мошенничестве и превышении должностных полномочий. Ее коллеги дали признательные показания. Вахитовский райсуд Казани приступил к рассмотрению дела Гульшат Нигматуллиной — бывшей главы Управления ЗАГС Кабмина Татарстана. Следствие и прокуратура считают ее причастной к организации хищения 16,4 миллиона рублей, которые в качестве премий должны были получить 26 сотрудников районных отделений ЗАГСа Татарстана. Вместе с ней на скамье подсудимых оказались Ренат Ахметзянов — экс-замначальника управления республиканского ЗАГСа — и Ландыш Шарафутдинова — некогда заведующая сектором обеспечения госзакупок ЗАГСа РТ. Подчиненные Нигматуллиной полностью признали вину и сотрудничают со следствием. При этом их бывшая начальница частично признает лишь один эпизод «превышения должностных полномочий». Вменяемое Нигматуллиной «мошенничество в особо крупном»
Оглавление

Гульшат Нигматуллина — в прошлом глава Управления ЗАГС Кабмина РТ, а ныне безработная подсудимая — рискует сесть за решетку на 10 лет по обвинению в мошенничестве и превышении должностных полномочий. Ее коллеги дали признательные показания.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

Вахитовский райсуд Казани приступил к рассмотрению дела Гульшат Нигматуллиной — бывшей главы Управления ЗАГС Кабмина Татарстана. Следствие и прокуратура считают ее причастной к организации хищения 16,4 миллиона рублей, которые в качестве премий должны были получить 26 сотрудников районных отделений ЗАГСа Татарстана.

Вместе с ней на скамье подсудимых оказались Ренат Ахметзянов — экс-замначальника управления республиканского ЗАГСа — и Ландыш Шарафутдинова — некогда заведующая сектором обеспечения госзакупок ЗАГСа РТ. Подчиненные Нигматуллиной полностью признали вину и сотрудничают со следствием.

При этом их бывшая начальница частично признает лишь один эпизод «превышения должностных полномочий». Вменяемое Нигматуллиной «мошенничество в особо крупном» женщина полностью отрицает. Отметим, что Шарафутдиновой и Ахметзянову «хищение» не вменяется.

Карьера как по нотам

Гульшат Нигматуллиной 56 лет — свою карьеру женщина начала с преподавания в «специализированных учебных заведениях», где с 1988 года проработала около двух лет. С  началом 90-х будущий начальник Управления записи актов гражданского состояния Кабмина РТ перешла на радио, в кресло редактора музыкального вещания.

Там она проработала три года: увольнение совпало с окончанием Нигматуллиной Казанской консерватории — подсудимая по образованию музыковед. Эта «корочка» помогла женщине попасть на госслужбу, в татарстанский Минкульт, где она и сделала карьеру.

С 1993 года Нигматуллина прошла путь от главного специалиста отдела искусств до помощника министра и в конце концов стала начальником отдела по социально-культурной работе и взаимодействию с муниципальными учреждениями культуры. Пойти на еще новое повышение помогла еще одна «корочка» — «мастера делового администрирования» по стандартам МВА, ее женщина получила в 2007 году.

Уже в 2008-м заняла пост заместителя министра культуры республики, а в 2009-м встала у руля управления культуры и развития языков народов РТ аппарата Кабмина — в этой должности Нигматуллина проработала аж 10 лет, откуда в 2019-м ушла в кресло начальника ЗАГСа Кабмина РТ.

Автор фото: Госсовет РТ
Автор фото: Госсовет РТ

Собеседники «Вечерней Казани», некогда сотрудничавшие с Нигматуллиной, характеризуют ее как «ловкого аппаратчика», намекая на лоббирование интересов «Татармультфильма» — частной компании, руководит которой сын ее второго мужа Азат Ганиев.

Сам же супруг подсудимой,
Марат Ганиев, числится в этой же организации генеральным продюсером. На него, кстати, зарегистрировано сразу два автономных некоммерческих общества, тоже называющихся «Татармультфильм» — как ООО, так и АНО «Татармультфильм» исправнейшим образом получали от Минкульта РТ госконтракты в период, когда Нигматуллина еще имела к министерству отношение.

«Забрала» не там?

Перейдя в управление ЗАГСа татарстанского Кабмина, Нигматуллина тут же столкнулась с серьезной задачей — по указу президента России Владимира Путина в республике необходимо было оцифровать около 14 миллионов актовых записей гражданского состояния. Под задачу федеральное правительство выделило более 800 миллионов рублей — и к расходованию этих средств в регионе у силовиков появились вопросы.

«Люди в погонах» начал копать — и вдруг обнаружили, что Нигматуллина собственным распоряжением выписывала сотрудникам районных ЗАГСов премии, которые, как выяснилось позже, возвращала себе наличкой. Схема выглядела просто: Ахметзянов и Шарафутдинова звонили «на места» и просили вернуть деньги, перечисленные якобы по ошибке.

При этом, как следует из обвинительного заключения, оглашенного на процессе прокурором Анной Маркарьян, ни Ахметзянов, ни Шарафутдинова о преступном умысле Нигматуллиной не знали.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань
Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань

По словам представителей Ахметзянова, Нигматуллина объясняла своим подчиненным, что таким образом высвобождает средства для нецелевых расходов — к примеру, для проведения какого-либо праздника либо подарка на день рождения коллегам. Напомним, что общая сумма таких «траншей» составляла 16,4 миллиона рублей.

Что же касается выполненной работы по поручению Путина, то экс-начальница ЗАГСа Кабмина РТ еще на стадии предварительного следствия говорила, что с поставленной задачей она справилась и ее подчиненные оцифровали более 13 миллионов записей в период «тяжелейших ковидных ограничений».

Ожидается, что на следующем заседании стороны допросят потерпевших — всего по делу в этом статусе проходят 26 человек.

Автор: Андрей Мартыгин