Найти в Дзене

Кандидатская диссертация: для чего она нужна?

Далеко не всегда те, кто поступил или только собирается поступить в аспирантуру четко и ясно понимают для чего им нужна диссертация и ученая степень. Работая с аспирантами и соискателями, мне довольно часто приходилось сталкиваться с рассуждениями, демонстрирующими их личное и довольно глубокое непонимание для чего им нужна защита диссертации. Зачем, какую выгоду в их жизни может им дать ученая степень. Получается так, что они приходят в аспирантуру и не совсем понимают для чего. У них нет четкого и ясного представления об этом. Конечно, это касается не всех. Но сама подобная ситуация меня удивляет. Для чего же все-таки нужна, какую выгоду, какую пользу, какие возможности может дать защита диссертации и получение ученой степени? Давайте попробуем в этом разобраться. Но! Сразу, прямо сейчас, в начале этой статьи, отмечу один важный момент! Есть разные целевые выгоды, которые можно достигнуть в случае успешной защиты диссертации и получении ученой степени! И не просто разные по своей хар
Оглавление

Далеко не всегда те, кто поступил или только собирается поступить в аспирантуру четко и ясно понимают для чего им нужна диссертация и ученая степень.

Работая с аспирантами и соискателями, мне довольно часто приходилось сталкиваться с рассуждениями, демонстрирующими их личное и довольно глубокое непонимание для чего им нужна защита диссертации. Зачем, какую выгоду в их жизни может им дать ученая степень. Получается так, что они приходят в аспирантуру и не совсем понимают для чего. У них нет четкого и ясного представления об этом. Конечно, это касается не всех. Но сама подобная ситуация меня удивляет.

Для чего же все-таки нужна, какую выгоду, какую пользу, какие возможности может дать защита диссертации и получение ученой степени?

Давайте попробуем в этом разобраться.

Но! Сразу, прямо сейчас, в начале этой статьи, отмечу один важный момент! Есть разные целевые выгоды, которые можно достигнуть в случае успешной защиты диссертации и получении ученой степени! И не просто разные по своей характеристике или составу, а разные по уровню достаточности для вас, которое зависит от ваших амбиций и притязаний, когда вы находитесь сначала в роли соискателя, а затем – специалиста с ученой степенью. Я постараюсь в моей статье рассмотреть их именно в таком аспекте.

В моем маленьком исследовании это станет абсолютно ясным и понятным, особенно для тех, кто дочитает мою статью до конца. А может даже и перечитает ее еще разок.

Теперь давайте остановимся на том, что аспирантами и соискателями ученой степени могут становиться самые разные люди по возрасту, полу, роду занятий, профессиональной сфере и характеру их деятельности.

Это могут быть:

- молодые выпускники вузов, люди среднего и даже старшего возраста;

- мужчины и женщины;

- люди, занимающиеся академической или прикладной наукой, производством, управлением, вопросами безопасности, бизнесом;

- специалисты, менеджеры, предприниматели, чиновники;

- научные работники, преподаватели, экономисты, политики, технические специалисты, военные и многие другие.

У каждой группы из перечисленных выше имеются свои причины, побуждающие их писать диссертацию. При этом каждой такой группе характерны свои ожидания относительно выгод, которые они хотят и могут получить для себя при условии получения ими ученой степени.

Причины, которые побуждают людей работать над собственной диссертацией и получить ученую степень

Начнем с причин, толкающих людей на путь написания диссертации. Назовем наиболее распространенные:

- желание «откосить» от армии характерно для молодежи мужского пола (при этом, закон это позволяет);

- желание и возможности карьерного роста, получения преимуществ при продвижении по «службе», особенно с учетом того, что многие должности в сфере высшего образования и науки можно занять только если есть ученая степень. Отметим также, что ее наличие высоко ценится и на государственной службе, и в бизнесе;

- желание самореализации, удовлетворение личных амбиций, самоутверждение через получение ученой степени, стремление поднять свой авторитет среди друзей, коллег по работе, в семье;

- личный внутренний интерес, тяга и даже страсть к занятиям наукой. Многих аспирантов и соискателей просто влечет в эту сферу, они «заражены» желанием узнавать и создавать что-то новое, познавать окружающую природу, проникать в суть вещей и явлений, удовлетворять свою заинтересованность в собственном интеллектуальном развитии;

- желание повысить свое влияние и вес в научной, бизнес или иной, служебной или профессиональной, среде;

- стремление повысить свою экспертность;

- стремление к стабильности на работе, особенно при приближении пенсионного возраста;

- страх несоответствия занимаемой должности, стремление обеспечить безопасность от нежелательного увольнения при проведении сокращений и изменений штатной структуры организаций, так как работников с ученой степенью стараются не увольнять, и вероятность потери работы для них значительно ниже;

- неудовлетворенность уровнем своих доходов, желание увеличить свою зарплату, в том числе за счет надбавок за ученую степень и участие в научно-исследовательских работах и проектах;

- желание обеспечить себе и своей семье более благополучную, обеспеченную и комфортную жизнь.

Мы видим, что причины, побуждающие к получению ученой степени, могут быть сведены к некоторому набору желаемых к реализации собственных желаний, мечтаний, устремлений, страстей, устранению болей, неудовлетворенностей, негативных переживаний, волнений и самых разнообразных страхов. Многие из них выглядят довольно меркантильно. И, честно говоря, это заметно.

Основные цели получения ученой степени

Результаты общения и проведенных опросов аспирантов и соискателей позволяют нам перечислить наиболее распространенные цели, которые они стремятся реализовать при получении ученой степени. Такими целями часто становятся:

- реализация карьерных устремлений;

- увеличение доходов;

- работа в желаемой сфере деятельности;

- повышение квалификации, профессиональных возможностей, расширение своих компетенций;

- внутреннее личное развитие, трансформация себя и своих способностей как специалиста и ученого;

- повышение своего благосостояния и качества жизни своей семьи;

- приобретение более высокого социального статуса;

- желаемое социальное и профессиональное окружение;

- повышение социальной безопасности и стабильности.

Основные направления, в которых можно найти новые возможности, пользу или выгоды от получения ученой степени

Молодые ученые с ученой степенью могут найти полезную и выгодную для себя реализацию по достижению поставленных перед собой целей в таких областях как: карьера, доходы, научная, образовательная, экспертная, консалтинговая, предпринимательская или бизнес деятельность, положение в обществе, внутреннее развитие, благополучие семьи и многие другие.

Рассмотрим более подробно некоторые выгоды и новые возможности, которые могут быть реализованы соискателем при получении ученой степени:

1. В отношении карьеры:

- возможность реализовать свои карьерные амбиции и занять руководящие должности в научных и образовательных учреждениях;

- возможность занимать позиции в государственных структурах, требующих высокой профессиональной квалификации;

- преимущество при трудоустройстве в наукоемкие компании, инновационные исследовательские центры, в научно-исследовательские отделы крупных компаний;

- возможность занимать руководящие должности в наукоемких производственных корпорациях и предприятиях;

- право руководства аспирантами и научными коллективами;

- возможность осуществлять деятельность руководителя или ответственного исполнителя при выполнении научно-исследовательских работ, участвовать в диссертационных, ученых, экспертных советах или комиссиях;

- доступ к работе в престижных международных проектах.

2. В отношении доходов:

- возможность получать более высокую заработную плату в научных и образовательных учреждениях;

- возможность получать гранты на исследования, для которых наличие ученой степени часто является обязательным требованием;

- возможность коммерциализации своих исследований, в том числе путем патентования и монетизации научных, технологических, технических разработок и научных результатов, продажи лицензий на использование технологий;

- дополнительный доход от экспертной и консультационной деятельности;

- возможность монетизации своих знаний через преподавание и консалтинг;

- доступ к высокооплачиваемым позициям в корпоративном секторе.

3. В отношении бизнеса:

- создание малых инновационных предприятий или собственных технологических стартапов;

- привлечение в качестве научного консультанта для бизнеса;

- проведение корпоративных тренингов и консалтинга для руководителей и специалистов наукоемких производств.

4. В отношении профессионального роста:

- наработка умений организовывать и проводить исследования любой сложности;

- приобретение навыков управления научными проектами и коллективами;

- совершенствование способностей эффективно передавать знания другим;

- получение возможности создавать инновационные решения;

- приобретение доступа к новейшим исследованиям и разработкам;

- возможность участвовать в международных исследовательских проектах, а также в выполнении государственных, корпоративных, коммерческих или частных научно-исследовательских работ;

- возможность участвовать в международных конференциях и симпозиумах;

- возможность взаимодействия с ведущими специалистами в своей отрасли наук, в том числе за рубежом;

- получение доступа к современному, часто редкому и дорогостоящему исследовательскому оборудованию;

- возможность создавать и развивать собственные научные направления и школы.

5. В отношении положения в обществе:

- повышение своего влияния на развитие своей научной отрасли;

- приобретение уважения, признания и авторитета в научном сообществе и своем научном коллективе;

- получение статуса эксперта в своей научной области;

- повышение своей ценности как эксперта или консультанта для бизнеса;

- приобретение авторитета при работе с зарубежными партнерами, особенно в технологических отраслях;

- приобретение авторитета при выступлениях в СМИ и на публичных мероприятиях.

6. В отношении благосостояния семьи:

- получение стабильного дохода от основной деятельности;

- получение возможности дополнительных заработков;

- получение социальных гарантий при работе в государственных учреждениях;

- доступ к профессиональным связям, полезным для членов семьи;

- получение возможности обеспечить качественное образование детям.

7. В отношении безопасности и стабильности:

- востребованность и конкурентоспособность на рынке труда;

- широкий выбор направлений для профессиональной реализации;

- защищенность благодаря высокой квалификации;

- возможность работать в разных странах;

- устойчивость к экономическим кризисам благодаря универсальности навыков.

8. В отношении внутреннего развития:

- совершенствование ваших аналитических способностей, развитие системного, критического мышления;

- трансформация и совершенствование вашего научного видения, понимания изучаемых явлений, формирование более глубокого научного мировоззрения;

- развитие у вас эффективных навыков самообучения и самоорганизации;

- способность глубоко разбираться в сложных вопросах в области своей профессиональной деятельности.

Как много всего. Надо признаться, это далеко не все из того, что может дать вам ученая степень. И, конечно, нужно сказать о том, что получить и реализовать эти возможности все и сразу, одним огромным «призом», вряд ли возможно. Зато после защиты диссертации и получения ученой степени эти выгоды реально можно начать собирать в свою «корзину». Например, для начала оформив и получив ученое звание доцента.

Так какие же выводы мы можем из этого всего сделать?

Первое, отметим, что, защитив диссертацию, вы получаете возможность приобрести достаточно большое количество «плюшек» из довольно обширного перечня.

Второе, мы можем сгруппировать и распределить перечисленные выгоды по разным уровням в зависимости от их значимости для вас.

Давайте выделим основные группы выгод от получения ученой степени.

Первая группа – это выгоды, связанные с увеличением ваших доходов, и всем тем, что из этого следует, включая повышение вашего собственного благосостояния, а также улучшения условий и уровня жизни вашей семьи.

Вторая группа включает те вопросы, которые связаны с повышением большей стабильности, устойчивости и безопасности вашего положения в организации, где вы работаете. Кроме этого, вы переходите на значительно более высокий уровень личной конкурентоспособности, результативности, эффективности и успешности, а это, в свою очередь, способствует достижению ваших финансовых, карьерных и иных целей.

Третья группа. Вы становитесь значительно более полезным и нужным, как профессионал, который может сам «взломать» любую тему или проблему в своей отрасли знаний. Такой специалист всегда будет востребован, с работой и доходом! С момента получения ученой степени вы входите в группу специалистов высшей квалификации, а также формируемое ими научное сообщество. Вас воспринимают как равного в вашей профессиональной среде. И это касается не только научной сферы.

Четвертая группа включает в себя признание ваших научных, профессиональных достижений, вы приобретаете уважение и авторитет среди ваших коллег. Вы начинаете играть значимую роль в вашем коллективе и профессиональном сообществе, ваше мнение становится более весомым и важным для ваших коллег. Вы способны оказывать влияние на решение вопросов, касающихся выбора направлений и организации проводимых исследований.

Пятая группа. Вы преобразуете, трансформируете себя, поднимаете ваши способности и возможности на совершенно иной, значительно более высокий уровень. Ваше понимание, представление, видение явлений, процессов, проблем и способов их решения в вашей научной сфере во многом становится решающим в вашем научном коллективе, а может быть и в целом в научном сообществе. На этом уровне полностью раскрывается ваш творческий потенциал.

И что же у нас получилось? Оказывается, что каждая из указанных групп целевых выгод соискателя ученой степени кандидата наук соответствует одному из уровней пирамиды потребностей Абрахама Маслоу, а все группы, взятые вместе, характеризуют путь личностного и профессионального роста специалиста с ученой степенью. Вот оно как.

Подводя общий итог, можно сказать так.

Ученая степень может дать ее соискателю возможность занять более высокое положение в профессиональном сообществе, в научной иерархии и структуре научной власти, а также в целом – более теплое место под солнцем и лучшую жизнь! При этом такую жизнь, какую вы выберете для себя сами.

Попробуйте прямо сейчас составить свой список желаемых вами достижений из предложенного перечня целей, выгод и возможностей…

Что у вас получилось? Заманчиво?

Я очень давно, более 30 лет, занимаюсь научными и диссертационными исследованиями и разработками, в том числе в качестве ученого секретаря диссертационного совета. За это время накопил достаточно большой опыт в этих вопросах и сейчас делюсь им в моих каналах в Дзен и Телеграм. Присоединяйтесь! На моих каналах вы найдете много полезных материалов, советов и рекомендаций, в частности, о том:

- как можно быстро и качественно и при этом самостоятельно подготовить кандидатскую диссертацию;

- как найти идею, выработать замысел, разработать план диссертации и в целом определить, о чем, как и что в ней писать;

- как проводить научные исследования и наполнять диссертацию нужным смыслом и содержанием;

- а также как преодолевать затруднения, возникающие в процессе вашей работы над диссертацией.

В моих каналах в Дзен и в Телеграм я рассказываю об этом очень подробно. Подписывайтесь! Пишите комментарии, задавайте вопросы! Это поможет мне сделать эти каналы более интересными и полезными для вас.