Найти в Дзене
ВЕДОМОСТИ

Финансовый суверенитет

Санкционные ограничения последних лет стали мощным стимулом для создания в России собственной финансовой инфраструктуры. Несмотря на вызовы, бизнес и государство оперативно адаптировались, выстроив параллельные механизмы расчетов, которые не только заместили утраченные каналы, но и способствовали появлению нового рынка трансграничных переводов.

В 2022 г. с введением санкций российские компании столкнулись с блокировкой международных платежей: переводы задерживались или вовсе отклонялись европейскими и американскими банками. Как говорил год спустя директор департамента организации международных расчетов Банка России Михаил Ковригин на съезде Ассоциации российских банков, кредитные организации вынуждены проводить трансграничные денежные переводы «бочком и ползком».

Назревшие перемены

Сегодня платежная система в России существенно изменилась. Система передачи финансовых сообщений (СПФС), созданная в 2014 г. как альтернатива SWIFT в условиях санкционных рисков, стала реальной альтернативой западным каналам. Она начала активно расширяться именно после отключения крупнейших российских банков от международной платежной системы, обеспечивающей передачу данных и платежей между нашей страной и иностранными кредитными организациями, отмечало Frank Media.

Меняется не только российская платежная система. Все больше стран стремятся сократить зависимость от доллара и проводить расчеты в альтернативных валютах. Так, Китай стремится обеспечить большую роль юаня в мировой финансовой системе, государство сделало приоритетом расширение использования своей валюты за рубежом. Сейчас к китайской системе передачи финансовых сообщений CIPS (Cross-border Interbank Payment System) подключены примерно 200 000 участников из 150 стран. Индия также развивает свой инструмент транзакций – SFMS (Structured Financial Messaging System). Обсуждается создание системы межбанковских переводов внутри БРИКС – BRICS Bridge.

К чему привело развитие альтернативных платежных систем

Российский бизнес активно осваивает альтернативные пути расчетов с контрагентами: платежи в национальных валютах, использование торговых домов и субагентов, а также внедрение блокчейн-технологий. И это уже не просто ответ на ограничения, а устойчивый тренд. Текущая ситуация в мире подтверждает, что способность к гибкости и самостоятельности – новое конкурентное преимущество.

Компания «A7», созданная банком ПСБ, также создала собственный сервис трансграничных переводов. Он построен на агентской модели с использованием ценных бумаг в цепочке расчетов. Механизм «А7» можно использовать для оплаты контрагентам в любой точке мира. Получателям не нужно устанавливать специальное программное обеспечение, а переводы при этом быстрые (от одного до пяти дней), безопасные и прозрачные.

Наибольшей популярностью пользуются направления Азия, Европа и Ближний Восток. Китай как крупнейший торговый партнер России стабильно удерживает лидерство по объему операций.

По данным b2b – платежной платформы Convera, к 2030 г. объем мирового рынка трансграничных платежей достигнет $290 трлн (по сравнению с $194,6 трлн в 2024 г.).

В связи с этим тренд на развитие собственной независимой финансовой инфраструктуры и упор на расчеты в национальных валютах только усилятся. Развитие российского рынка трансграничных переводов было вызвано огромным спросом со стороны экспортеров, одномоментно оставшихся без привычных каналов передачи денежных потоков. Это стало не просто ответом на вызовы, а частью долгосрочной стратегии. Трансформация уже произошла, но я считаю, что это только начало.