Сегодня мы снова перенесёмся на Чукотку и расскажем о заброшенной Технико-Эксплуатационной Части 171-го Тульского Краснознамённого истребительного авиационного полка 25-й дивизии ПВО, базировавшегося на аэродроме "Угольный" и расформированного в 1993 г.
История формирования полка и боевого пути в годы ВОВ:
Свою историю полк берёт с 15 апреля 1941 г., когда на аэродроме "Мясново" в г. Тула, в составе 77-й смешанной авиационной дивизии Московского Военного Округа, под командованием майора Смирнова впервые был сформирован 171-й истребительный авиационный полк на самолётах И-16 и И-153.
В июле 1941 г. полк начал перевооружение с И-153 на истребители МиГ-3, а 21 сентября 1941 г. полк перешёл в состав 6-го авиационного корпуса ПВО и в октябре перебазирован на аэродром "Крутышки" в г. Кашира.
В ноябре 1941 г. полк был снова передислоцирован на аэродром в г. Ряжск, где 1 января 1942 г. командиром полка был назначен подполковник С. И. Орляхин.
13 февраля 1942 г. полк вошёл в состав 125-й истребительной авиационной дивизии ПВО и снова вернулся на аэродром формирования "Мясново", в апреле на соседний аэродром "Волынцево", а в мае на ещё один Тульский аэродром "Рыдома".
В начале июля 171-й иап перешёл в 286-ю истребительную авиационную дивизию в составе 1-й воздушной армии и снова передислоцирован на аэродром "Бабарыкино" в г. Ефремов, а в конце июля в составе 15-й воздушной армии на аэродром "Телегино" в г. Елец.
С сентября 1941 г. по июль 1942 г. лётчики полка произвели 2742 боевых вылетов, защищая г. Тула, сбив 16 самолётов врага, в том числе и неоднократно идя на таран, врезаясь в строй идущих на город Ю-88.
В августе 1942 г. полк снова был передислоцирован на соседний аэродром "Быковка" в г. Елец, затем в октябре на ещё один аэродром "Северный" также в Ельце.
С июля по октябрь 1942 г. в боях за освобождение Воронежа лётчики полка совершили ещё 737 боевых вылетов, сбив 31 самолёт противника.
16 марта 1943 г. полк был включен в состав 3-го бомбардировочного авиационного корпуса 15-й воздушной армии и опять перебазирован на аэродром в г. Ефремов, а уже 27 марта перешёл в состав 284-й истребительной авиационной дивизии и убыл на аэродром "Выползово" в г. Чернь.
15 апреля 1943 г. 171-й иап стал запасным авиационным полком авиабазы ПВО Московского Военного Округа и дислоцировался на аэродроме в г. Арзамас.
Приказом №207 Народного Комиссара Обороны И. В. Сталина от 4 мая 1943 г. За образцовое, мужественное и героическое выполнение боевых заданий в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками по обороне города Тулы в период с 21 сентября 1941 г. по 7 июля 1942 г. полку было присвоено собственное наименование "Тульский".
15 июня 1943 г. полку было вручено Красное знамя Тульского обкома ВКП(б) и Облисполкома.
В начале мая 1943 г. полк снова поменял аэродром на ст. Сейм, а 27 мая 1943 г. вновь перешёл, теперь уже в состав 315-й иад той же 15-й армии и убыл на аэродром "Скородное" в г. Плавск.
13 июля 1943 г. на Курской дуге в боях за освобождение Орла, Брянска и других приграничных городов, асы полка только за один день сбили ещё 31 самолёт, с 19 июля базируясь на аэродроме "Студенец" в г. Чернь, а с 31 июля на соседнем аэродроме "Козловка".
В августе 1943 г. полк ещё несколько раз сменил аэродром на "Красное" в г. Мценск и затем на "Мезенка" в г. Орёл.
В октябре 1943 г. полк на самолётах Ла-5 в составе 315-й иад 15-й воздушной армии был переброшен на Прибалтийский фронт.
В январе 1944 г. командиром полка был назначен майор А. Г. Швецов, а в октябре полк под командованием уже подполковника А. И. Халутина был включен в состав 14-го истребительного авиационного корпуса и в ноябре стал пополняться новыми машинами Ла-7.
9 августа 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР, 171-й иап за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение городами Двинск и Резекне Режица и проявленные при этом доблесть и мужество, был награждён орденом Красного Знамени и стал именоваться 171-й истребительный авиационный Тульский Краснознамённый полк.
В апреле 1945 г. 171-й иап был переброшен на Ленинградский фронт в состав Курляндской группы войск, а в мае перешёл в Прибалтийский Военный Округ.
За весь период нахождения на на фронтах Великой Отечественной Войны лётчики 171-го иап произвели 4007 боевых вылетов, сбив 149 самолётов противника, а майор А. Г. Шевцов получил звание Героя Советского Союза.
Послевоенная история и расформирование полка:
1 января 1946 г. полк под командованием подполковника Н. М. Шутова был передан Белорусскому Военному Округу, где он вместе с корпусом перешёл в состав 1-й воздушной армии.
20 февраля 1949 г. полк на самолётах Ла-7 вместе с дивизией были переданы 58-му истребительному авиационному корпусу 26-й воздушной армии.
1 июля 1950 г. полк вместе с дивизией перешёл в состав 88-го истребительного авиационного корпуса ПВО 64-й воздушной истребительной армии Московского округа ПВО
1 сентября 1951 г. полк вместе с дивизией перешёл в состав Северо-Кавказского Военного Округа, где начал получать новые самолёты МиГ-15.
На начало июля 1954 г. 171-й иап вместе с дивизией находился в составе 36-го истребительного авиакорпуса ПВО Северо-Кавказской армии ПВО.
1 марта 1960 г. полк перешёл в состав 14-го корпуса ПВО 19-й армии ПВО и получил новые самолёты МиГ-17.
1 апреля 1980 г. полк под командованием Г. Н. Шулепова снова был передан теперь уже Закавказскому Военному Округу и перевооружился на самолёты Су-15ТМ.
1 октября 1982 г. полк под командованием полковника А. И. Басова был передан Дальневосточному Военному Округу и стал дислоцироваться на аэродроме совместного базирования "Угольный" на Чукотке, который одновременно являлся аэродромом подскока для дальней стратегической авиации.
1 мая 1986 г. под командованием подполковника А. А. Кондрикова полк был включен в состав 25-й дивизии ПВО 11-й отдельной Краснознамённой армии ПВО.
В составе 25-й дивизии ПВО, штаб которой располагался рядом с аэродромом в военном гарнизоне Угольные Копи, 171-й иап выполнял задачи по прикрытию как самого аэродрома и Чукотской группировки войск с воздуха, так и для сопровождения советской стратегической и транспортной авиации, а также американских самолётов, подлетающих слишком близко к границе.
Сам аэродром "Угольный" был построен на территории вечной мерзлоты, а его основной задачей являлась возможность регулярного принятия самолётов дальней стратегической авиации СССР для дозаправки топливом и получения ядерных бомб, хранившихся в десятке километров от аэродрома в подземной Центральной Базе Хранения ядерного оружия Объект "С" №955 "Магадан-11" в недрах горы Обрывистая, о которой у нас есть отдельные подробные статьи и которая была расформирована в 1986 г. в связи с модернизацией дальних бомбардировщиков Ту-95 в стратегические ракетоносцы, получавшие вооружение уже при аэродромах постоянного базирования.
А 1 августа 1993 г. 171-й истребительный авиационный Тульский Краснознамённый полк ПВО в.ч. 64371 был расформирован.
Т.к. аэродром был совместного базирования, то делился на западную часть, где базировалась военная авиация и на восточную часть, где располагался гражданский аэропорт. В 2003 и 2009 гг. на аэродроме была проведена реконструкция и он всё также используется по назначению как гражданскими, так и военными самолётами.
А вот бывшая ТЭЧ полка после расформирования была заброшена и стала использоваться как площадку для утилизации старых самолётов.
Такой мы застали её в 2018 г.
А такой она была в 2000-х гг., когда рядом на площадке ещё оставалось несколько последних Су-15ТМ.
К нашему же визиту внутри оставались лишь кучки от Сушек.
В которых всё ещё можно было узнать когда-то грациозные боевые самолёты.
Теперь наверное уже и этих остатков нет.
Ну а напоследок бросим взгляд на аэродром вдали.
И взлетающий самолёт.
И отправляемся в бывший военный гарнизон Угольные Копи, где дислоцировалась 25-я дивизия ПВО, о котором у нас есть отдельные подробные статьи.
В центре гарнизона у Дома Офицеров в августе 1977 г. был установлен постамент с истребителем МиГ-19 в честь авиаторов-первопроходцев и защитников неба Чукотки. Правда эта машина не имеет никакого отношения к 171-му иап т.к. находилась в составе 529-го истребительного авиационного полка, который и сменил в своё время 171-й иап.
Но это уже совсем другая история, так что на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912
Спасибо за просмотр и до новых встреч.