27 марта закончился показ нашумевшего сериала про необычный бизнес работников провинциальной тюрьмы. Страсти по "Аутсорсу" не утихают на протяжении двух месяцев, и уже точно можно сказать, что новое шоу войдет в список самых выдающихся за всю историю российского сериалостроения.
Нажмите на кнопку, чтобы читать под песню из сериала!
Режиссер Душан Глигоров - одно из наиболее узнаваемых имен отечественного кинематографа последних лет. Сериалы "Хрустальный", "Химера" и "Трасса" - вот лишь неполный список успешных проектов сербско-российского постановщика. Глигорова отличают фирменная мрачность и страсть к сюжетам, ставящим людей "в максимально острые и неудобные ситуации". Обычно подобные истории Душану подбрасывал сценарист Олег Маловичко, но на этот раз режиссер сменил источник вдохновения.
Анна Козлова, автор сериалов "Медиатор" и "Самка богомола", написала новый сценарий по мотивам повести "Дочь военного пенсионера" Дениса Драгунского, и Глигоров не смог пройти мимо. За производство взялась привычная режиссеру продюсерская компания "Среда" во главе с Александром Цекало и Иваном Самохваловым. На главные роли были приглашены Иван Янковский, Эльдар Калимулин, Данил Стеклов, Дмитрий Сумин и Леонид Тележинский.
Камчатский край, 1996 год. В местную тюрьму специального назначения приезжает новый сотрудник. Костя Волков из загадочного города Кимры ("а это вообще где"?) присоединяется к отряду бойцов охраны. Теперь новичку предстоит конвоировать заключенных и иногда нажимать на курок для исполнения наказаний. Смертная казнь в стране еще не отменена, хотя Борис Ельцин внимательно следит за ситуацией с портрета, висящего на стене в кабинете начальника тюрьмы. А пока, смертники подают прошения о помиловании, но в итоге все равно оказываются на спецкладбище.
Коллегами Кости стали такие же молодые парни: Саша, вот-вот собирающийся жениться, и Рома - простак, звезд с неба не хватающий. Рядом крутится завравшийся тюремный врач Петр и сверхпринципиальный прокурор Андрей, который не берет взяток. Выполняя грязную работу в этой компании, Костя задается вопросом: а что, если делигировать исполнение казни тем, кто больше всего в ней заинтересован? То есть, родственникам несчастных жертв, жаждущим мести. Они захотят лично расправиться с маньяками и не пожалеют денег за "услугу". Идея Кости находит отклик в душах Саши, Ромы, Петра и Андрея. Так начинается тайный рискованный бизнес.
"Аутсорс" - далеко не самое популярное слово в России девяностых, но именно его использует Костя при описании "бизнес-модели". Также называется и сериал, в котором Душан Глигоров ловко придерживается собственного узнаваемого стиля. Драматургия у сценаристки Анны Козловой строится иначе: здесь нет внятной экспозиции и флешбеков, исследующих прошлое героев, как было у Олега Маловичко в той же "Трассе". Козлова фокусируется на поведении и конфликтах персонажей в конкретный момент настоящего. Здесь и сейчас, без каких-либо "но". И режиссеру Глигорову данный вариант тоже подходит: "Аутсорс" суров, прямолинеен и не идет на компромиссы со зрителем. С первых же минут становится ясно: шутки кончились, все серьезно.
Визуальные решения сериала подчеркивают его специфику. "Дежурный" оператор Глигорова, Батыр Моргачев, выбрал формат кадра 4:3, одновременно отсылая публику к геометрии тюремной "клетки" и экранам ретро-телевизоров. Никуда не делись и стандартные атрибуты "эпохи девяностых": интерьеры обшарпанных квартир с коврами и бесконечными "стенками", шумные дискотеки, круглосуточные ларьки с водкой и неуютные темные улицы. Все это на фоне величественных вулканов, ведь место действия - колоритная Камчатка с ее портами и праворульными автомобилями.
Персонажей в "Аутсорсе" много, и большинство линий подается со всеми подробностями. Однако, сериал никак нельзя обвинить в том, что он топчется на месте. Говорят и скандалят много, но каждая сцена двигает сюжет вперед. Здесь нет эпизодов ради эпизодов, неуместной лирики и размазывания соплей. Да, можно предъявить авторам мелкие концептуальные нестыковки: вряд ли человек, подобный Косте, стал бы работать в тюрьме, да и в целом "охранники так не разговаривают". Но это незначительные огрехи. Гораздо важнее то, что за формой кроется внятное содержание. Речь не просто о том, как не просто было выживать в 90-х. Это сложная и многослойная история.
Но есть у сериала одна существенная проблема, из-за которой о нем спорят в Интернете и за его пределами: "Аутсорс" морально тяжело смотреть. И дело даже не в эстетике девяностых и прилагающейся к ней "безнадеге". Самое печальное в том, что здесь нет ни одного положительного персонажа. Каждый герой по-своему мерзок и отвратителен. Разница лишь в степенях отвратительности и способности брать за нее ответственность. Получается, что зритель вынужден переживать не за личности, а за ситуацию целиком. За всю страну, если угодно. Потерянную и потерявшуюся.
Из-за отсутствия позитивности "Аутсорс" предсказуемо окрестили "очередной чернухой". Особо крикливые критики отчаянно защищают "время свободы", говорят, мол, в девяностых "все было гораздо лучше", и обвиняют Глигорова в том, что "этот серб ничего не знает о России". Что ж, их право. Но автор данных строк встретил ту эпоху примерно в таком же провинциальном городе с населением в 20 тысяч человек, только на противоположном конце страны. И особенной разницы с тем, что показали в "Аутсорсе" не заметил. Сериал ничего не приукрашивает, и часть публики к такому, увы, не готова.
Давно известно, что искусство должно лечить души и волновать сердца. По поводу первого сказать тяжело, но со вторым у "Аутсорса" все в порядке. Он дает богатую пищу для размышлений, бередит былые раны и заставляет задуматься о нескольких моральных дилеммах. Но не ждите ответов, их все равно не будет. Как обычно бывает в жизни, смысл у каждого человека свой, и приходит с опытом. Или после пары рюмок и салата с кальмарами. Но главное помнить: если на стене висит автомат, то в конце он обязательно выстрелит.
Оценка CinemaTravel: 9/10
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ CINEMATRAVEL В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!