Найти в Дзене
О, КИНО

Голодные игры: как Сьюзен Коллинз и Гэри Росс превратили антиутопию в кинопрорыв

В 2012 году экранизация романа Сьюзен Коллинз "Голодные игры" взорвала бокс-офис, собрав почти $700 млн и запустив новую эру подростковых антиутопий. Но за эпичными сражениями и политическими аллегориями скрывалась битва не менее жесткая — та, что происходила за кадром. От кастинга, едва не стоившего Дженифер Лоуренс волос, до трюков с огнем, которые чуть не спалили актеров — вот как создавалась первая часть саги о Панеме. Книга против Голливуда: кто рискнул на бунт? Права на экранизацию романа-бестселлера купила Lionsgate за $200 тыс. — смешную сумму для будущей франшизы. Студия, изголодавшаяся после успеха "Сумерек", видела в "Голодных играх" золотую жилу, но сомневалась: как перенести на экран детские убийства и сатиру на общество потребления? Автор книги, Сьюзен Коллинз, настояла на участии в сценарии. Режиссером стал Гэри Росс ("Плезантвиль"), чья любовь к социальной сатире перевесила отсутствие опыта в экшенах. Его главная идея: "Это не фантастика. Это зеркало, в котором виден на
Оглавление

В 2012 году экранизация романа Сьюзен Коллинз "Голодные игры" взорвала бокс-офис, собрав почти $700 млн и запустив новую эру подростковых антиутопий. Но за эпичными сражениями и политическими аллегориями скрывалась битва не менее жесткая — та, что происходила за кадром. От кастинга, едва не стоившего Дженифер Лоуренс волос, до трюков с огнем, которые чуть не спалили актеров — вот как создавалась первая часть саги о Панеме.

Книга против Голливуда: кто рискнул на бунт?

Права на экранизацию романа-бестселлера купила Lionsgate за $200 тыс. — смешную сумму для будущей франшизы. Студия, изголодавшаяся после успеха "Сумерек", видела в "Голодных играх" золотую жилу, но сомневалась: как перенести на экран детские убийства и сатиру на общество потребления? Автор книги, Сьюзен Коллинз, настояла на участии в сценарии. Режиссером стал Гэри Росс ("Плезантвиль"), чья любовь к социальной сатире перевесила отсутствие опыта в экшенах. Его главная идея: "Это не фантастика. Это зеркало, в котором виден наш мир".

Кастинг. Как Дженифер Лоуренс чуть не осталась без волос, а Джош Хатчерсон набрал 7 кг картошки

Роль Китнисс Эвердин была лотереей для всех молодых актрис Голливуда. Студия рассматривала Хейли Стейнфилд ("Истинная grit"), Эбигейл Бреслин и даже Эмму Робертс. Но 20-летняя Дженифер Лоуренс, уже номинированная на "Оскар" за "Зимнюю кость", пришла на пробы с рыданиями в сцене "Я доброволец!" и покорила всех. Чтобы вжиться в роль, она научилась стрелять из лука, села на диету из орехов и зелени, а позже… случайно окрасила волосы в зеленый, переборщив с тоником для темных оттенков.

-2

Джош Хатчерсон (Пита Мелларк) ради роли набрал 7 кг, питаясь макаронами и картофелем — по сюжету, его герой вырос в бедности. А вот Лиам Хемсворт (Гейл) почти провалил пробы: режиссер сомневался, что 21-летний австралиец сможет сыграть "грубого парня из Шахт". Спасла сцена, где Гейл учит Китнисс ставить ловушки — Хемсворт сам вырос в глубинке и знал толк в выживании.

Но самый неожиданный выбор — Вуди Харрельсон в роли Хеймитча. Актер, известный похабными комедиями, сначала отказался: "Я не умею играть циников". Тогда Росс прислал ему письмо с анализом персонажа: "Хеймитч — не пьяница. Он единственный, кто понимает цену жизни". Харрельсон согласился, но потребовал убрать из сценария все шутки про алкоголь — "это не смешно".

-3

Лесной ад, огненные костюмы и «дрожащая камера»

Съемки начались в Северной Каролине, где бюджет в $78 млн растянули на 84 дня. Окрестности Шарлотты стали Дистриктом 12: полуразрушенные шахтерские дома, грязь и туман создавали нужный апокалиптический дух. А вот Капитолий построили в атлантском отеле-пустышке, добавив неоновых красок и футуристических декораций.

Грим и костюмы:

  • Элизабет Бэнкс (Эффи Тринкет) проводила по 3 часа в кресле гримеров: розовый парик, ресницы-лопатки и ногти, расписанные под мозаику. "Я чувствовала себя инопланетянкой", — смеялась актриса.
  • "Огненное платье" Китнисс для парада трибутов весило 40 кг. Чтобы создать эффект живого огня, костюмеры вшили в ткань светодиоды, но во время съемок провода заискрили — Лоуренс чуть не загорелась.
  • Сцены с "шершнями-убийцами" (трекерджекерами) снимали с настоящими пчелами. Джош Хатчерсон, у которого аллергия, выпил горсть таблеток и сказал: "Либо Пита умрет, либо я".

Операторская работа:
Том Стерн, оператор Клинта Иствуда, выбрал "дрожащую камеру" для сцен Игр — чтобы зритель чувствовал себя участником бойни. Но фанаты романа взбунтовались: в бою за провизию у Ровов было не разглядеть лиц. Росс позже извинился: "Мы хотели передать хаос, но перестарались".

Режиссура: почему Росс ушел из франшизы?

Гэри Росс потратил месяцы, чтобы уговорить студию оставить сцену смерти Рю — 12-летней девочки из Дистрикта 11. "Без этого фильм теряет смысл", — говорил он. Но после успеха первой части режиссер отказался от сиквелов: "Я выдохся. Это был марафон на грани возможного". Позже его заменил Фрэнсис Лоуренс.

-4

Когда Катнисс стала иконой

Премьера собрала $152 млн за первые выходные. Критики хвалили игру Лоуренс, но ругали "слепящую" оператику. Зато зрители оценили мрачный реализм: подростки в соцсетях запустили флешмоб #Я_Катнисс, а фраза "Счастливого голодания! И пусть удача всегда будет с вами!" стала мемом.

Фильм сделал Дженифер Лоуренс суперзвездой, реабилитировал карьеру Вуди Харрельсона и доказал, что подростковое кино может быть умным и беспощадным.

P.S. А вы знали, что во время съемок сцены в пещере Джош и Дженифер так замёрзли, что обнимались под пледом между дублями? Гэри Росс запретил ставить обогреватели — "дрожь в голосе должна быть настоящей". Вот так рождалась магия — через дискомфорт, риск и тонны картофельного пюре.

-5