Найти в Дзене
Technic

Boeing C-17 Globemaster III – современный гигант военной авиации

Boeing C-17 Globemaster III – многоцелевой военно-транспортный самолёт, разработанный для ВВС США. Он сочетает огромную грузоподъёмность, дальность полёта и способность взлетать и садиться на неподготовленные аэродромы, что делает его основным стратегическим транспортником США и их союзников. --- Потребность в новом самолёте К 1970-м годам военные США использовали Lockheed C-141 Starlifter и C-5 Galaxy для стратегических перевозок, но оба самолёта имели недостатки: В 1980-х ВВС США начали программу разработки нового транспортного самолёта, который мог бы перевозить тяжёлую технику, десантников и гуманитарные грузы на большие расстояния, а также приземляться на короткие и неподготовленные ВПП. Проект получил название C-X, и в 1981 году контракт на его разработку выиграла компания McDonnell Douglas (позже вошла в состав Boeing). Первый прототип C-17 взлетел 15 сентября 1991 года. Испытания показали, что самолёт обладает отличной манёвренностью, высокой грузоподъёмностью и уника
Оглавление

Boeing C-17 Globemaster III – многоцелевой военно-транспортный самолёт, разработанный для ВВС США. Он сочетает огромную грузоподъёмность, дальность полёта и способность взлетать и садиться на неподготовленные аэродромы, что делает его основным стратегическим транспортником США и их союзников.

---

История создания

Потребность в новом самолёте

К 1970-м годам военные США использовали Lockheed C-141 Starlifter и C-5 Galaxy для стратегических перевозок, но оба самолёта имели недостатки:

  • C-141 был слишком мал для тяжёлых грузов.
  • C-5 требовал больших аэродромов и был дорог в эксплуатации.

В 1980-х ВВС США начали программу разработки нового транспортного самолёта, который мог бы перевозить тяжёлую технику, десантников и гуманитарные грузы на большие расстояния, а также приземляться на короткие и неподготовленные ВПП.

Проект получил название C-X, и в 1981 году контракт на его разработку выиграла компания McDonnell Douglas (позже вошла в состав Boeing).

Первый полёт и испытания

Прототип Boeing C-17 Globemaster
Прототип Boeing C-17 Globemaster

Первый прототип C-17 взлетел 15 сентября 1991 года. Испытания показали, что самолёт обладает отличной манёвренностью, высокой грузоподъёмностью и уникальной системой управления.

В 1993 году C-17 официально поступил на вооружение ВВС США.

---

Конструкция и особенности

-3

C-17 сочетает мощность стратегического транспортника и гибкость тактического самолёта.

Четыре турбовентиляторных двигателя Pratt & Whitney F117-PW-100 обеспечивают высокую тягу, позволяя взлетать даже с коротких полос.

Система управления с электродистанционной системой (fly-by-wire) делает самолёт манёвренным и удобным в пилотировании.

Большой грузовой отсек позволяет перевозить тяжёлую военную технику, включая танки M1 Abrams, вертолёты, артиллерию и гуманитарные грузы.

Модернизированная авионика и системы самообороны позволяют работать даже в зонах боевых действий.

-4

Основные характеристики (C-17A)

  • Экипаж: 3 человека (пилот, второй пилот, бортинженер)
  • Длина: 53,0 м
  • Размах крыла: 51,8 м
  • Высота: 16,8 м
  • Масса пустого самолёта: 128 100 кг
  • Максимальная взлётная масса: 265 350 кг
  • Двигатели: 4 × Pratt & Whitney F117-PW-100 (по 17 400 кгс)
  • Максимальная скорость: 830 км/ч
  • Крейсерская скорость: 760 км/ч
  • Дальность: 8 700 км (без дозаправки)
  • Практический потолок: 13 715 м
  • Грузоподъёмность: 77 500 кг (может перевозить один танк M1 Abrams, 3 вертолёта AH-64 Apache или 102 десантника)
  • Длина взлётной полосы: 1 140 м (для посадки)

---

Боевое применение

-5

Балканский конфликт (1990-е)

C-17 активно использовался для переброски войск НАТО в Косово и доставки гуманитарной помощи в зону боевых действий.

Войны в Афганистане и Ираке (2001–2011)

C-17 стал основным самолётом для транспортировки военной техники, боеприпасов и личного состава в зону военных действий.

Благодаря возможности садиться на неподготовленные аэродромы, он доставлял грузы даже в удалённые районы Афганистана, где не могли приземляться другие самолёты.

Гуманитарные миссии

C-17 использовался для эвакуации пострадавших и доставки помощи после стихийных бедствий, включая цунами в Индонезии (2004), землетрясение на Гаити (2010) и ураганы в США.

---

Интересные факты

1. Может выполнять "парашютный сброс" грузов – C-17 может сбрасывать технику, боеприпасы и гуманитарные грузы с парашютами, не садясь на землю.

2. Способен приземляться на грунтовые полосы – он может работать даже в условиях полного отсутствия инфраструктуры.

-6

3. Один из самых надёжных транспортников – налёт C-17 составляет более 3 миллионов часов без серьёзных аварий.

4. Используется не только США – самолёты состоят на вооружении Великобритании, Австралии, Канады, ОАЭ, Индии и Кувейта.

5. Может летать даже с отказавшими двигателями – благодаря продвинутой аэродинамике, C-17 способен безопасно продолжать полёт при отказе одного или даже двух двигателей.

---

Заключение

-7

Boeing C-17 Globemaster III – уникальный военный транспортный самолёт, сочетающий дальность стратегического бомбардировщика и манёвренность тактического транспортника. Он стал основой воздушных перевозок армии США, участвуя в войнах, спасательных операциях и гуманитарных миссиях по всему миру.

Даже после окончания его производства в 2015 году C-17 остаётся незаменимым для ВВС США и их союзников, подтверждая статус одного из лучших транспортных самолётов XXI века.