Найти в Дзене
Gamefiksa

Логические ошибки в сочинении егэ

Логические ошибки в сочинении ЕГЭ – это грубые нарушения смысловой и логической связности текста, которые затрудняют понимание авторской позиции и аргументации. Они приводят к снижению баллов по критерию К5 (Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения).

Вот основные типы логических ошибок и способы их избежать:

1. Нарушение причинно-следственных связей:

  • Суть: Утверждение, что одно событие является причиной другого, хотя на самом деле между ними нет прямой связи.
  • Пример: “Он много читал, поэтому сдал экзамен на отлично.” (Чтение может быть одним из факторов успеха, но не единственной и обязательной причиной).
  • Как избежать:Четко формулируйте причинно-следственные связи.
    Используйте вводные слова и союзы, указывающие на причину (“потому что”, “так как”, “вследствие чего”, “поэтому”, “следовательно” и т.п.).
    Убедитесь, что между причиной и следствием есть логическая связь.

2. Противоречие:

  • Суть: Сочетание в тексте взаимоисключающих утверждений.
  • Пример: “Он был добрым и злым одновременно.” (Если нет пояснения, как эти качества сочетаются, это логическое противоречие).
  • Как избежать:Внимательно перечитывайте текст, чтобы убедиться в отсутствии противоречий.
    Если хотите показать противоречивость персонажа или явления, используйте вводные слова, указывающие на это (“с одной стороны”, “с другой стороны”, “однако”, “тем не менее” и т.п.).

3. Несоответствие тезиса и аргументов:

  • Суть: Аргументы не подтверждают или не опровергают выдвинутый тезис.
  • Пример: Тезис: “Чтение полезно для развития интеллекта.” Аргумент: “Моя любимая книга - детектив.” (Сам факт любви к детективу не доказывает пользу чтения для развития интеллекта).
  • Как избежать:Четко формулируйте тезис.
    Подбирайте аргументы, которые непосредственно подтверждают или опровергают тезис.
    Объясняйте связь между аргументом и тезисом.

4. Отсутствие связи между предложениями и абзацами:

  • Суть: Текст разбит на отдельные, не связанные между собой фрагменты.
  • Пример: Абзац о проблеме экологии внезапно переходит к рассуждениям о пользе спорта без каких-либо связующих элементов.
  • Как избежать:Используйте средства связи между предложениями и абзацами (вводные слова, местоимения, повторы ключевых слов, синонимы, антонимы).
    Стройте абзацы вокруг одной основной мысли.
    Соблюдайте логическую последовательность изложения.

5. Подмена тезиса (логическая уловка):

  • Суть: В процессе аргументации автор незаметно переходит к обсуждению другого, похожего, но отличного тезиса.
  • Пример: Начали доказывать пользу чтения, а закончили тем, что все должны любить читать.
  • Как избежать:Четко сформулируйте тезис и придерживайтесь его на протяжении всего сочинения.
    Не уклоняйтесь от основной темы и не переходите к обсуждению других вопросов.

6. Неоправданный повтор мысли:

  • Суть: Многократное повторение одной и той же мысли разными словами без добавления новой информации.
  • Пример: “Он был очень умным. Его интеллект был высок. Он обладал незаурядными умственными способностями.”
  • Как избежать:Избегайте многословности.
    Если хотите подчеркнуть мысль, используйте разнообразные риторические приемы, а не просто повторяйте одно и то же разными словами.

7. Нарушение последовательности изложения:

  • Суть: Нарушение логической последовательности в изложении фактов, событий, мыслей.
  • Пример: Рассказ о последствиях события до рассказа о самом событии.
  • Как избежать:Соблюдайте хронологическую или логическую последовательность изложения.
    Используйте план сочинения, чтобы структурировать свои мысли.

8. Ложные обобщения и необоснованные выводы:

  • Суть: Делать общие выводы на основании частных случаев или недостаточных данных.
  • Пример: “Я видел двух грустных людей, следовательно, все люди несчастны.”
  • Как избежать:Опирайтесь на проверенные факты и обоснованные суждения.
    Избегайте категоричных заявлений и обобщений.
    Делайте выводы, которые соответствуют имеющимся данным.

9. Ошибки в определении понятий:

  • Суть: Неверное или неточное определение используемых понятий.
  • Пример: “Литература – это просто набор слов.”
  • Как избежать:Определяйте понятия в соответствии с общепринятыми значениями.
    Используйте словари и энциклопедии для уточнения значений понятий.

Как выявить логические ошибки в своем сочинении:

  1. Составьте план сочинения: Это поможет вам структурировать свои мысли и избежать нарушения логической последовательности.
  2. Внимательно перечитайте сочинение: Прочитайте сочинение несколько раз, обращая внимание на логические связи между предложениями и абзацами.
  3. Прочитайте сочинение вслух: Это поможет вам почувствовать ритм текста и выявить места, где нарушается логика изложения.
  4. Попросите кого-нибудь проверить ваше сочинение: Свежий взгляд может помочь увидеть ошибки, которые вы пропустили.
  5. Воспользуйтесь критериями оценки ЕГЭ: Проверьте свое сочинение по критериям К5 и К6, чтобы убедиться, что в нем нет логических и речевых ошибок.

Избегая этих логических ошибок, вы сможете написать связное, последовательное и убедительное сочинение, которое получит высокую оценку на ЕГЭ.