Найти в Дзене

Художник Боль

Эх, какой броский заголовок для статьи! Сразу подумаешь, что это какой-то современный художник взял себе такой эффектный псевдоним и живописует страдания человечества. Но на самом деле он жил в 17 веке, и хотя его имя сейчас пишется как Фердинанд Бол, на старых рамах русская подпись другая, вот пожалуйста: Фердинанд Бол (1616-1680) был одним из лучших учеников Рембрандта, его именем даже названа улица в Амстердаме, правда к концу жизни он от живописи отошел и заведовал лепрозорием. Получается, что живопись для него была ремесло, а не потребность. Но тем не менее, мне кажется он заслуживает внимания. Его картины висят в зале Рембрандта (254) и в соседнем (253) зале школы Рембрандта. Конечно если уж мы приходим в зал Рембрандта, так на "Возвращение блудного сына" посмотреть или оценить качество реставрации "Данаи". Но я как-то заприметила два портрета (всего в Эрмитаже 11 картин Фердинанда Бола). Имя у молодого человека непроизносимое, но сам он какой-то очень современный, напоминает мне

Эх, какой броский заголовок для статьи! Сразу подумаешь, что это какой-то современный художник взял себе такой эффектный псевдоним и живописует страдания человечества. Но на самом деле он жил в 17 веке, и хотя его имя сейчас пишется как Фердинанд Бол, на старых рамах русская подпись другая, вот пожалуйста:

Портрет мужчины за столом с книгой.
Портрет мужчины за столом с книгой.

Фердинанд Бол (1616-1680) был одним из лучших учеников Рембрандта, его именем даже названа улица в Амстердаме, правда к концу жизни он от живописи отошел и заведовал лепрозорием. Получается, что живопись для него была ремесло, а не потребность. Но тем не менее, мне кажется он заслуживает внимания. Его картины висят в зале Рембрандта (254) и в соседнем (253) зале школы Рембрандта. Конечно если уж мы приходим в зал Рембрандта, так на "Возвращение блудного сына" посмотреть или оценить качество реставрации "Данаи". Но я как-то заприметила два портрета (всего в Эрмитаже 11 картин Фердинанда Бола).

Фердинанд Бол (приписывается) Портрет Валиха Схеллингвау (зал 254)
Фердинанд Бол (приписывается) Портрет Валиха Схеллингвау (зал 254)

Имя у молодого человека непроизносимое, но сам он какой-то очень современный, напоминает мне что ли кого-то?

Фердинанд Бол Портрет ученого, сидящего у стола (зал253)
Фердинанд Бол Портрет ученого, сидящего у стола (зал253)

Этот пожилой орел мне всегда напоминал какого-то русского купца или даже казака. Но оказался ученый. Говорю же, подписи к картинам читать полезно!

Бол работал во всех жанрах, есть и натюрморт с дичью и картина на библейскую тему, есть аллегорический портрет виноторговца с женой, аллегорический, потому что они изображены в виде Вакха и Ариадны. И вот виноторговец привлек мое внимание.

Фердинанд Бол Вакх и Ариадна
Фердинанд Бол Вакх и Ариадна

Мне он напоминает Петра Первого! Понятно, что прическа и усы, но вот уже вторая картина в Эрмитаже, которая напоминает мне Петра. Еще на третьем этаже есть, в запасной галерее живописи, "Гнев" называется, художника не помню. Чего это мне везде Петр мерещится? А может и правда похожи?

Ну и самая меня впечатлившая картина Бола. Хотя нет, сначала о Рембрандте. О нем я разумеется ничего писать не собираюсь, столько всего написано талантливыми людьми, но вот если сравнивать с Болом... У Рембрандта самое лучшее - это портреты стариков (неважно мужчин или женщин). У него это такой дрожащий, еле теплящийся огонек жизни. Но все-таки жизни.

Рембрандт Харменс ван Рейн Портрет старушки
Рембрандт Харменс ван Рейн Портрет старушки

У Бола тоже есть портрет старушки.

Фердинанд Бол Портрет старушки с Библией на коленях
Фердинанд Бол Портрет старушки с Библией на коленях

У меня полное ощущение, что эта старушка может Библией засветить промеж глаз (при необходимости конечно). Совсем другое впечатление от старушки. Нашла в этом зале еще одну старушку с Библией, правда не Бол, другой художник.

Абрахам ван Дейк Старушка с Библией на коленях
Абрахам ван Дейк Старушка с Библией на коленях

Видимо это было типичное изображение, если старушка, так с Библией. Интересно было бы отдельную выставку сделать, голландских старушек с Библиями. Похоже опасные были женщины.