Публикация из подборки:
Автор публикации осуждает любые проявления нацизма, в том числе символику. Все картинки взяты из открытых источников и показаны с целью раскрыть исторический контекст.
Гитлер и нацисты одержимо занимались оккультизмом, искали таинственные артефакты, чтобы легитимировать свою расистскую идеологию, и манипулировали мистицизмом, чтобы подпитывать свое стремление к господству.
Увлечение нацистского режима оккультизмом долгое время пленяло и ужасало людей в равной степени. Идея о том, что один из самых жестоких режимов в истории активно преследовал мистические артефакты и эзотерические верования, кажется почти непостижимой. Тем не менее, как показывают исследования, оккультизм сыграл значительную роль в формировании нацистской идеологии и пропагандистских усилий. От принятия движением фёлькише (völkisch) германского язычества до оккультизма Гитлера и поиска реликвий, таких как Копье Судьбы, нацисты использовали сверхъестественное в качестве оружия, чтобы легитимировать свои ненавистнические расовые теории. Эта темная история служит леденящим напоминанием о том, как маргинальные верования, переплетенные с политической властью, могут быть использованы для достижения катастрофических целей.
Истоки нацистского оккультизма
Увлечение и одержимость оккультизмом начались в Германии задолго до прихода Гитлера к власти. В течение XIX и XX веков наблюдался всплеск интереса к мистицизму и эзотерическим верованиям. Тайные общества и оккультные движения становились все популярнее, часто смешивали древние германские мифы с современными, часто расистскими идеологиями.
Одной из групп, которая, как можно предположить, оказала сильное влияние на нацистов, является движение Völkisch. Начиная с конца XIX века, Völkisch можно определить как «сущность немецкой нации» или потребность «очистить немецкую расу». Вдохновленный этой концепцией, появился Гвидо фон Лист - австрийский оккультист, смешавший германское язычество с национализмом.
После одиннадцатимесячной временной слепоты из-за операции по удалению катаракты в 1902 году, Лист очень сильно увлекся оккультизмом. Он проводил связи между немецким языком и предполагаемыми скрытыми значениями и сообщениями в германской рунической письменности и алфавите. Затем Лист основал «Общество Листа», которое привлекло внимание фёлькише из-за его убеждения, что древние еврейские раввины украли учения арманистов, чтобы создать Каббалу, еще больше компрометируя евреев. Хотя Лист умер за годы до официального создания нацистской партии, его исследования и убеждения пользовались большим уважением среди ее членов.
Еще одной ранней фигурой, которая вдохновляла нацистов, был Йорг Ланц фон Либенфельс, основавший учение «Теозоология» и «Орден Нового Храма», который сочетал оккультные идеи с расистскими взглядами. Центральным убеждением Ланца было то, что человеческие расы были результатом процесса размножения высших существ, которых он называл «Теозоа» и «Электрозоа». Он предположил, что эти существа были высшими электробиотическими машинами со сверхъестественными знаниями и силами.
По словам Ланца, знания этих существ простирались за пределы физической вселенной в метафизические измерения, позволяя им творить чудеса и обладать божественными силами. Гитлер, среди прочих, опирался на эти эзотерические и расовые теории. Концепция Ланца о тайном, инициатическом знании нашла отклик у нацистского руководства, которое считало чистую и прикладную науку почти исключительно арийскими достижениями. Нацисты стремились восстановить арийское господство, уничтожив интеллигенцию оккупированных территорий и воспитывая покорное, бездумное население.
Общество Туле
Невозможно говорить о нацистских эзотерических верованиях, не обсудив «Общество Туле» (Thule-Gesellschaft). Это была тайная организация, основанная в Мюнхене в 1918 году как группа по изучению германской древности, но быстро превратившаяся в рассадник националистических и антисемитских идей, которые оказали сильное влияние на раннюю нацистскую партию. Название «Туле» произошло от мифической северной земли, которая, как считалось, была древней родиной германских народов.
Основатель Рудольф фон Зеботтендорф находился под сильным влиянием фёлькише-общества «Германский Орден» (Germanenorden), посвятившей себя возрождению древних германских традиций и продвижению арийского превосходства. Зеботтендорф вербовал членов, продвигая программу, сочетающую оккультный мистицизм с радикальными националистическими и антисемитскими убеждениями.
На собраниях «Общества Туле» часто обсуждались эзотерические темы, древняя германская история и предполагаемая еврейская угроза Германии. Они пропагандировали идею о том, что евреи ответственны за несчастья Германии, включая ее поражение в Первой мировой войне и последующие экономические кризисы. Общество также приняло концепцию арийской Атлантиды, которую они считали колыбелью высшей цивилизации, которая в конечном итоге возродится и восстановит величие Германии.
Гиммлер и замок Вевельсбург
Генрих Гиммлер, один из самых влиятельных нацистских деятелей и один из главных помощников Гитлера, был очень предан оккультизму, до такой степени, что многие назвали бы его одержимым. Увлеченный арийскими мифами и легендами, он стремился возродить древние германские ритуалы и обычаи. Гиммлер превратил свой личный замок Вевельсбург в центр оккультных практик и ритуалов СС.
Замок Вевельсбург был стратегически выбран из-за своего расположения недалеко от древнего места битвы в Тевтобургском лесу, где германские племена в 9 году до н. э. разгромили римские войска. Стены замка были покрыты свастиками, а также древнегерманскими рунами и символами. В одной из комнат стояло двенадцать больших колонн, каждая из которых представляла лидера СС и воздавала дань уважения рыцарям Круглого стола короля Артура.
Гиммлер выдал важным членам СС особые кольца, называемые Totenkopfrings или «Мертвые головы», на которых были выгравированы черепа, эзотерические символы и имя Гиммлера. Кольца умерших членов СС хранились внутри замка. Считается, что к концу Второй мировой войны Гиммлер запечатал все оставшиеся кольца внутри близлежащей горы. Считается, что было создано около 14 500 колец, хотя многие из них были утеряны со временем.
Аненербе: нацистские оккультные исследования
«Аненербе» (Наследие предков),
было организацией, основанной в 1935 году Генрихом Гиммлером, Германом Виртом и Рихардом Дарре для проведения исследований культурной истории арийской расы. Гиммлер видел в «Аненербе» способ раскрыть древние германские традиции, укрепить нацистскую идеологию и доказать стойкость арийской расы через их предполагаемое наследие викингов. Группа проводила экспедиции по всему миру, включая наиболее известные в Тибете и Скандинавии, в поисках любых свидетельств древних арийских цивилизаций и их мистических практик.
Считалось, что мистическим убежищем для исчезнувшей арийской расы была затерянная цивилизация Атлантида, о которой писали такие известные личности, как древнегреческий философ Платон. Гитлер выдвинул гипотезу, что «арийские» нордические люди мигрировали в Индию с севера около 1500 лет назад и совершили «преступление», смешавшись с коренным «неарийским» населением. Это, по его мнению, привело к разбавлению их превосходных расовых качеств, но тем не менее может доказать их наследие.
Находясь в Тибете, группа измеряла черепа и физические особенности людей, делала слепки голов, лиц, рук и ушей, собирала отпечатки пальцев и ладоней, сделала более 40 000 фотографий и собрала 2 000 «этнографических артефактов» во время своего пребывания. Группа также изучала тибетские легенды, утверждая, что буддизм и японская легенда о самураях изначально были вдохновлены нордическими племенами, пришедшими в Восточную и Южную Азию. Гиммлер даже утверждал из их исследования, что «нордическая раса не эволюционировала, а спустилась прямо с небес, чтобы поселиться на Атлантическом континенте».
Однако, хотя группа не достигла значительного прогресса в сборе вещественных доказательств, подтверждающих теорию Гитлера, впоследствии они были вынуждены вернуться в Германию с началом Второй мировой войны.
Поиски Копья Судьбы и Святого Грааля
Очевидно, что нацисты были одержимы идеей заполучить мистические артефакты, которые могли бы наделить их сверхъестественной силой. Одним из таких артефактов было «Копье Судьбы», также называемое «Копьем Лонгина», - мифическое орудие, которое, как говорят, пронзило бок Иисуса Христа во время его распятия. Легенда гласит, что тот, кто завладеет копьем, станет непобедимым. Историки спорят, действительно ли Гитлер верил в его силу, однако в 1938 году, когда нацисты вторглись в Вену, первой целью Гитлера был «Музей истории искусств», чтобы заполучить копье. Оно, наряду с другими украденными артефактами, должно было быть выставлено в задуманном Гитлером грандиозном музее Führermuseum (Музей фюрера).
Еще одним артефактом, который искали нацисты, был «Святой Грааль», чаша, которую, как считалось, использовал Иисус во время «Тайной Вечери». Отто Ран, немецкий историк и искатель Грааля, считал, что катары, средневековая христианская секта, спрятали реликвию недалеко от замка Монсегюр во Франции. Однако, посетив замок, Ран нашел только подземные туннели, и ему не удалось найти Грааль. После публикации своей книги «Крестовый поход против Грааля», Ран привлек особое внимание Гиммлера, поскольку он тоже был одержим Граалем.
Оккультизм в нацистской пропаганде
Нацистский режим умело использовал оккультную символику в своей пропаганде, чтобы создать ощущение таинственности и непобедимости. Такие символы, как свастика, древний символ удачи, были переосмыслены, чтобы представлять нацистскую идеологию и вызывать связь с воображаемым славным арийским прошлым.
Нацисты также использовали скандинавскую мифологию и образы в своих пропагандистских плакатах, чтобы продвигать идею о том, что нордические народы являются потомками викингов и вместе могут бороться с «большевизмом», а также содействовать нацистской экспансии.
Нацистская архитектура и искусство также отражали эти оккультные влияния. Грандиозные проекты Альберта Шпеера и монументальные здания Третьего рейха были призваны передать ощущение вечной власти и предназначения и во многом вдохновлялись древними стилями и мотивами. Проекты Шпеера, особенно не построенный Volkshalle (Зал Народа), были вдохновлены древнеримской архитектурой. Volkshalle был задуман как колоссальное купольное сооружение, напрямую черпающее вдохновение из римского Пантеона. Этот проект должен был символизировать империю, которая должна была просуществовать тысячу лет, отражая долговечность Римской империи.
Теория Шпеера о «ценности руин» была еще одной концепцией, заимствованной из античного мира, где здания проектировались так, чтобы оставлять эстетически приятные руины. Это должно было гарантировать, что наследие Третьего Рейха сохранится на протяжении тысячелетий, подобно руинам Древнего Рима и Древней Греции.
Нацистская архитектура часто включала символы из германской и скандинавской мифологии. Например, на «Нюрнбергской территории съездов партии» были представлены проекты, призванные вызывать чувство мистицизма и силы. Использование Шпеером прожекторов для создания «Храма света» было призвано придать нацистским митингам чувство потустороннего значения, смешивая политическую власть с мистическим зрелищем.
Однако поражение нацистского режима в 1945 году означало, что многие из его архитектурных замыслов были заброшены. Обширные планы городского обновления, которые включали снос и перестройку значительной части Берлина, остались незавершенными, поскольку война ужесточалась и в конечном итоге привела к капитуляции Германии.
Заключение
Одержимость нацистов оккультизмом была не просто любопытством - она подпитывала их расистское стремление к власти. Такие лидеры, как Гитлер и Гиммлер, видели в мистических артефактах и древних арийских мифах способ легитимировать свою ненавистническую идеологию расового превосходства. За оккультными символикой и мифологией в пропаганде, скрывались их отвратительную планы за завесой мистики. Обращение нацистов к сверхъестественному служило их стремлению к господству, превращая их оккультные увлечения в пугающий пример того, как экстремистские идеологии могут быть использованы в качестве оружия злыми режимами. Эта мрачная история подчеркивает важность бдительности в отношении экстремистских идеологий, маскирующихся под сверхъестественное.