Найти в Дзене
Компания «Свеза»

Театр внутри театра: удивительный арт-проект БДТ

27 марта — Всемирный день театра. Праздник для всех, кто работает на сцене и рядом с ней, ходит на спектакли и просто любит волшебное искусство, которое рассказывает нам истории, вдохновляет и захватывает, заставляет сочувствовать и переживать. Как не поговорить сегодня о театре? Тем более что у нас есть очевидная общая тема: декорации, для которых фанера служит одним из базовых материалов. Но мы нашли пример еще интереснее — целый Фанерный театр, сооруженный внутри Большого драматического театра в Санкт-Петербурге. В 2019 году в БДТ имени Г. А. Товстоногова был реализован грандиозный проект, приуроченный к 100-летию легендарного театра. Его разработали художественный руководитель БДТ Андрей Могучий, художник Александр Шишкин-Хокусай и архитектор Андрей Воронов. Решив, что обычное праздничное оформление к юбилею — слишком скучно, они построили Фанерный театр. Многоярусный архитектурный павильон подчеркнуто простых форм установили прямо внутри исторического здания театра. Резкие контуры
Оглавление

27 марта — Всемирный день театра. Праздник для всех, кто работает на сцене и рядом с ней, ходит на спектакли и просто любит волшебное искусство, которое рассказывает нам истории, вдохновляет и захватывает, заставляет сочувствовать и переживать. Как не поговорить сегодня о театре?

Тем более что у нас есть очевидная общая тема: декорации, для которых фанера служит одним из базовых материалов. Но мы нашли пример еще интереснее — целый Фанерный театр, сооруженный внутри Большого драматического театра в Санкт-Петербурге.

Архитектурная игра

В 2019 году в БДТ имени Г. А. Товстоногова был реализован грандиозный проект, приуроченный к 100-летию легендарного театра. Его разработали художественный руководитель БДТ Андрей Могучий, художник Александр Шишкин-Хокусай и архитектор Андрей Воронов. Решив, что обычное праздничное оформление к юбилею — слишком скучно, они построили Фанерный театр.

Многоярусный архитектурный павильон подчеркнуто простых форм установили прямо внутри исторического здания театра. Резкие контуры вклинились в классический парадный интерьер и зажили своей жизнью, удивляя, провоцируя и никого не оставляя равнодушным.

Фанерный театр — совсем как настоящий. У него есть свой гардероб, фойе, зрительный зал. И треугольная сцена, которая «летит» над партером, как нос ледокола, ломая традиции и границы. Вот только в зале — лишь 30 мест, а высота зеркала сцены 140 см, поэтому актера на авансцене невозможно увидеть целиком.

Именно в этом идея авторов: авангардный «театр в театре» — символ борьбы и взаимодействия традиций и инноваций в искусстве. Его грубая конструкция не стирает, а подчеркивает богатство декора, росписи и лепнины. Геометрия задает контраст для изящных колонн, арок и галерей. Природная текстура оттеняет позолоту и мрамор. Роскошная люстра, недосягаемая в прошлом, вдруг опустилась почти на уровень глаз. А в окошки, прорезанные в фанерных стенах, можно выглянуть в торжественный «старый» мир.

Здесь есть конфликт, но какой спектакль без конфликта?

Однако эстетика русского авангарда — кубы и треугольники, красный и черный цвет — решает не только художественные задачи. В год юбилея авторы хотели отдать дань уважения художникам, оформлявшим первые спектакли БДТ в начале ХХ века. На одной из стен поместили мемориальные таблички с их именами: Бориса Кустодиева, Александра Бенуа, Кузьмы Петрова-Водкина и других великих.

С чистого листа… фанеры

«Архитекторы называют фанеру материалом будущего: она воспринимает и принимает все что угодно — ее можно покрасить, к ней можно что-то прибить, никоим образом не нарушая ее природу», — говорит Андрей Могучий. Фанерный театр создан как чистое пространство, которое наполнится смыслами, впитывая энергию зрителей и их впечатлений.

А впечатлений накопилось много. На протяжении года здесь шла Программа современного искусства БДТ — с отдельным репертуаром спектаклей и кинопоказов, концертов и презентаций.

Для некоторых из них конструкция стала не просто местом, но действующим лицом произведения. Так появился «Архитектон Тета» — «звуковая скульптура для ансамбля, хора и слушателей в движении», написанная композитором Борисом Филановским специально для Фанерного театра. Музыканты распределились внутри, а зрители — снаружи. Сложное пространство создало акустические эффекты, усиленные резонирующей способностью фанеры. Зрители переходили с места на место, чтобы охватить целиком музыку, которая прозвучала по-своему для каждого.

Уникальная, единственная в своем роде инсталляция действовала в течение всего юбилейного года, а затем была разобрана. Яркий пример синтеза архитектуры, театра и современного искусства, Фанерный театр связал историю БДТ с его будущим, готовностью к экспериментам и нежеланием стоять на месте.