Истории с отравлением баскетболистов ЦСКА в Греции исполнилось три десятилетия. Пропустить эту круглую дату я никак не могу. Слишком многое связано с той командой — по большому счету именно с нее начался мой путь в спортивной журналистике. Правда, присутствовать лично на скандальном матче с «Олимпиакосом» мне не довелось. Но все-таки попробую рассказать о тех событиях кое-что интересное.
Видео из архива
Запись этой игры я смотрел, наверное, раз 20-30. Начиная еще со старомодной VHS-кассеты, — в цифровую часть моего видеоархива «отравленный» матч перекочевал сравнительно недавно. Причем файл на жестком диске сохранил «морщины» докомпьютерной эпохи: «картинка» мутная, не широкоэкранная, с рябью и полосами… Зритель XXI века, привыкший к HD-качеству, такое долго не вытерпит.
А игра?! Вместо привычных четвертей — два тайма по 20 минут. Вместо трех судей — двое, которые мало что видят. Трехочковая дуга — на полметра ближе, и все равно толком не могут попасть. Ходят по площадке пешком туда-сюда, в каждой атаке пасуют друг другу полминуты — в общем, скука смертная. Под конец они там вообще спятили, стали усеченными составами играть: 5 на 4, 5 на 3, потом 3 на 3, словно в стритболе… Не баскетбол, а какой-то сумасшедший дом.
Хроника событий
Пожалуй, для тех, кто не в теме, придется вкратце повторить о чем речь. В сезоне 1994/95 ЦСКА первым из наших клубов после распада СССР пробился в групповую стадию Кубка чемпионов, как тогда называлась Евролига. Несмотря на хронические финансовые проблемы, москвичи на этом не остановились. Они выиграли в своей восьмерке 9 матчей из 14 (в том числе у «Реала» с великим Сабонисом) и вышли в четвертьфинал на «Олимпиакос».
Серия плей-офф до двух побед стартовала в российской столице. 9 марта ЦСКА неожиданно разгромил фаворита с разницей +30! Однако две оставшихся встречи должны были пройти в Афинах. 14-го числа греческий суперклуб дома взял реванш в упорной борьбе: 86:77, 1:1 в серии и впереди — решающая игра.
Ночью после матча №2 и на следующее утро у баскетболистов ЦСКА резко ухудшилось самочувствие. Сильная слабость, затем — боли, судороги, даже галлюцинации.
Пятерых — Игоря Куделина, Василия Карасева, Никиту Моргунова, Сергея Панова и Андрея Корнева — пришлось одного за другим госпитализировать. Их состояние было слишком тяжелым.
Поскольку заявка команды по тогдашним правилам состояла лишь из 10 игроков, в распоряжении тренера Станислава Еремина осталась пятерка вообще без запасных. И она тоже чувствовала себя отвратительно.
Наши быстро сообразили, что их отравили минеральной водой, которую, как обычно, предоставляла принимающая сторона. Еще накануне игроки заметили подозрительные проколы в крышках некоторых бутылок, но тогда никто не придал этому значения.
Естественно, ЦСКА предложил перенести третий матч хотя бы на несколько дней. Однако «Олимпиакос» был категорически против: греки ссылались на то, что за срыв ТВ-трансляции придется платить большую неустойку. Российский клуб такими деньгами не располагал и близко.
ФИБА, представленная в Афинах комиссаром Валентином Лазаровым из Болгарии, также не хотела нести лишние расходы, поэтому приняла сторону хозяев. Тем более, что местные врачи, в чьих клиниках оказались российские баскетболисты, уверяли: ничего страшного не произошло. В итоге Лазаров поставил ЦСКА ультиматум — либо вы играете как запланировано (16 марта), либо получаете техническое поражение. Пришлось выходить впятером.
Баскетбол. Кубок европейских чемпионов 1994/95
Плей-офф. 1/4 финала. Третий матч
«Олимпиакос» (Греция) — ЦСКА (Россия) — 79:54 (37:32)
«Олимпиакос»: Э. Джонсон (24 + 11 подборов), Накич (17), Фассулас (9), Тарлач (7), Волков (6), Томич (5), Лимниатис (4), Сигалас (3), Пападакис (2), Стаматис (2).
ЦСКА: Спиридонов (21 + 11 подборов), Кисурин (14), Грезин (8), Вадеев (6), Курашов (5).
Судьи: Даган (Израиль), Каццаро (Италия).
16 марта. Афины. Peace and Friendship Sport Hall. 15 000 зрителей.
Первый матч — 65:95, второй — 86:77
Счет в серии: 2:1
Трое против пятерых
Поразительно, но стартовые 15 минут наши «смертники» Алексей Вадеев, Андрей Спиридонов, Евгений Кисурин, Сергей Грезин и Игорь Курашов даже вели в счете! В середине первого тайма преимущество ЦСКА доходило до 11 очков — 21:10. Но долго это продолжаться, конечно, не могло — вскоре силы гостей стали иссякать. Накануне перерыва «Олимпиакос» вырвался вперед, а во второй половине наши начали выбывать из игры: получил 5-й фол Курашов, захромал и ушел с площадки Спиридонов.
Оказавшись впятером против троих, греки и не подумали уравнивать составы — наоборот, включили удушающий прессинг! Лишь когда преимущество «Олимпиакоса» достигло отметки +20, тренер Яннис Иоаннидис убрал двух человек с паркета, чтобы создать «видимость благородства».
За пять минут до конца Еремин, поняв, что все ясно, дал Вадееву команду получить 5-й фол. Он рассчитывал, что если матч останется неоконченным (играть вдвоем запрещено правилами), оспорить его результат будет проще. Но как только Вадеев сфолил и пошел на скамейку, навстречу вдруг ринулся в бой неистовый Спиридонов! Оказывается, ему успели забинтовать травмированное бедро.
Игра продолжилась до финального свистка, который зафиксировал победу «Олимпиакоса». Греческая команда вышла в «Финал четырех». ЦСКА же, покидая Афины, прихватил с собой несколько бутылок с остатками отравленной воды и по приезде отдал их в лабораторию Министерства обороны.
При анализе в минералке обнаружили галоперидол — сильный психотропный препарат, которым лечат буйно помешанных.
Его содержание было столь велико, что доза реально могла угрожать жизни баскетболистов — вплоть до остановки сердца. Тем не менее скандал с отравлением благополучно замяли. ФИБА даже не провела никакого внятного расследования. Результаты московских анализов не имели юридической силы, так как бутылки изымались без соблюдения соответствующих процедур. Вот, собственно, и вся фактическая сторона дела.