Найти в Дзене

Ремонт ABS пластика без фена и паяльника

Оглавление

Рассказываем о двух способах соединения деталей из пластика ABS в домашних условиях - с помощью химических растворителей и с применением жидкого или твёрдого клея на основе эпоксидной смолы.

Химическая сварка растворителем

В промышленности под химической сваркой понимают, в том числе, соединение с помощью ультразвука, когда пластик размягчается с помощью специального ультразвукового станка почти также, как под воздействием обычной термической сварки. Мы же остановимся на том методе химической сварки ABS, который знаком домашним мастерам - соединение деталей после предварительного их размягчения растворителями.

Выбор растворителей

Есть несколько доступных растворителей, подходящих для работы с ABS. Большинство из них продаются в строительных магазинах. Можно использовать:

  • дихлорэтан (это классика, самый популярный растворитель для работы с АБС, знакомый всем моделистам и домашним мастерам);
  • тетрахлорэтилен(ещё его называют перхлорэтиленом);
  • дихлорметан;
  • ацетон (с осторожностью, часто швы, полученные с его помощью, оказываются хрупкими);
  • метилэтилкетон (он обычно используется как очиститель, но и как растворитель для химической сварки подойдёт).

Суть процесса

Сварка с помощью растворителя выполняется так:

  1. Сначала готовим поверхности: зачищаем их, если пластик толстый, делаем в месте стыка небольшое углубление, срезав часть материала ножом или фрезой гравёра.
  2. Далее добавляем в место стыка наш растворитель. Ждём, пока пластик расплавится под его воздействием. На это потребуется несколько минут.
  3. Когда пластик станет мягким, добавляем ещё немного растворителя и сразу же поверх него укладываем и прижимаем полосу ремонтного пластика (пруток или отрезанный от ненужной детали подходящий по размеру кусочек ABS, который должен полностью заполнить шов).
  4. То же самое делаем с обратной стороны детали.
  5. Прижимаем ремонтный пластик к месту расплава и оставляем так на сутки. Для фиксации лучше использовать струбцины.

Суть технологии такая же, как при использовании фена или экструдера, только материал плавится не температурой, а растворителем. Тонкие детали можно варить без вставки в шов ремонтного пластика, просто расплавив их и прижав друг к другу.

Плюсы технологии

  1. Для работы нужен только сам растворитель. Цена литровой бутылки в среднем около тысячи рублей. Можно найти фасовку меньше, так как расход будет небольшим.
  2. Аккуратный ровный шов, если сделать всё правильно.
  3. Доступная цена по сравнению со сваркой с помощью паяльника или экструдера.

Минусы технологии

  1. Приходится работать с токсичными и горючими растворителями.
  2. Сложно без опыта определить время размягчения материала для соединения деталей.
  3. Работать сложнее, чем с обычным клеем.
  4. Необходим дополнительно “ремонтный пластик” (пруток).

Твёрдый и жидкий клей

К этому типу сварки мы отнесли всё, что связано с заполнением шва посторонними компонентами. В большинстве случаев речь идёт о различных вариантах эпоксидной смолы с наполнителями. Такой клей может быть сухим или жидким.

Сухая сварка или “пластилин”

Обычно она выглядит как стержень с сердцевиной из эпоксидной смолы. Работать нужно следующим образом:

  1. Отделить часть стержня.
  2. Размять его в руках, защищённых перчатками, придав консистенцию пластилина и смешав компоненты стержня. Соприкасаясь они будут размягчаться, превращаясь из порошка в вязкую массу.
  3. Дождаться, пока стержень изменит цвет (обычно он должен стать коричневым).
  4. Заклеить получившимся “пластилином” шов, предварительно обезжирив и зачистив место стыка.
  5. Дать стыку высохнуть (от получаса до суток, в зависимости от марки клея).

Работать с таким клеем очень просто, он прощает ошибки. Также его важное преимущество - возможность соединять АБС с другими типами пластика. Из недостатков - не очень привлекательный шов, который сложно зашлифовать без потери прочности.

Жидкая сварка на основе эпоксидки

Она может быть одно- и двухкомпонентной, но суть везде одна - мы используем жидкий клей, который наносится на склеиваемые поверхности. После нанесения клея поверхности нужно сжать. На отвердение такого клея может уходить от получаса. При этом полную силу полученный по такой методике шов приобретает спустя минимум сутки. Как правило, клеи, которые работают по пластикам, являются универсальными и могут соединять не только ABS, но и другие полимеры. Они выпускаются под марками “Момент”, “Титан”, “3М” и т.д.

Двухкомпонентные составы обычно более прочные, сами компоненты по раздельности долго хранятся. С однокомпонентными клеями проще работать, и если вам нужно быстро отремонтировать небольшую деталь, то можно выбирать их.

Преимущества клеевого соединения:

  1. Самый простой способ сварки ABS и других пластиков.
  2. Самая низкая цена.
  3. Аккуратный шов без наплывов.

Недостатки клеевого соединения:

  1. Низкая прочность шва.
  2. Необходимость тщательной предварительной зачистки склеиваемых поверхностей.

Выводы: что можно варить холодным способом?

Оба способа ремонта пластика привлекают в первую очередь своей простотой. По этому параметру лидирует, конечно, клей, но и сварку с помощью растворителей легко освоит даже новичок.

Но нужно учитывать, что обе технологии в домашних условиях не позволяют получить шов, который сравнился бы по прочности с пайкой даже любительским феном и пластиковым прутком. Химический и клеевой швы достаточно прочны, чтобы выдерживать значительные статические нагрузки, но плохо переживают изгибы, вибрации, удары. Но обе методики неплохо справляются со сваркой декоративных элементов, различных коробочек и т.д. Также они подходят, например, для склейки элементов пластиковых аквариумов из прозрачного ABS.