Досрочный экзамен по русскому языку позади, а это значит, что нужно проработать текст и написать сочинение. Берем исходный текст В.П.Астафьева. Предложенная проблема: «В чем заключается беспощадность войны?»
Исходный текст
1)Наш взвод форсировал по мелководью речку Вислоку, выбил из старинной панской усадьбы фашистов и закрепился на задах её, за старым запущенным парком. (2)По ту и по другую сторону головной аллеи парка, обсаженной серебристыми тополями вперемежку с ясенями и ореховыми деревьями, стояли всевозможные боги и богини из белого гипса и мрамора. (3)При обстреле усадьбы пострадали не только дом и деревья, но и боги с богинями. (4)Особенно досталось одной богине. (5)Она стояла в углублении парка, над каменной беседкой, увитой плющом. (6)Она уже вся была издолблена осколками, а грудь одну у нее отшибло. (7)Под грудью обнажились серое пятно и проволока, которая от сырости начала ржаветь. (8)Богиня казалась раненной в живое тело, и ровно бы сочилась из неё кровь. (9)Узбек, прибывший с пополнением, в свободное от дежурства время всё ходил по аллее, всё смотрел на побитых богов и богинь. (10)Глаза его, и без того задумчивые, покрывались мглистою тоской. (11)Особенно подолгу тосковал он у той богини и глядел, глядел на неё, Венерой называл, женщиной любви и радости именовал и читал стихи какие-то на русском и азиатском языках. (12)Словом, чокнутый какой-то узбек в пехоту затесался, мы смеялись над ним, подтрунивали по-солдатски солоно, а то и грязно.
(13)Абдрашитов спокойно и скорбно относился к нашим словам, лишь покачивал головой, не то осуждая нас, не то нам сочувствуя. (14)Вскоре по окопам прошел слух, будто Абдрашитов принялся ремонтировать скульптуру над фонтаном. (15)Ходили удостовериться — правда, ползает на карачках Абдрашитов, собирает гипсовые осколки, очищает их от грязи носовым платком и на столике в беседке подбирает один к одному. (16)Удивились солдаты и примолкли. (17)Лишь ефрейтор Васюков ругался: «С такими фокусниками навоюешь!»
(18)Бегая по нитке связи, я не раз замечал копающегося в парке Абдрашитова. (19)Маленький, с неумело обернутыми обмотками, он весь уж был в глине и гипсе, исхудал и почернел совсем и на моё бойкое «Салям алейкум!», тихо и виновато улыбаясь, отвечал: «Здравствуйте!» (20)Я спрашивал его, ел ли он. (21) Абдрашитов таращил черные отсутствующие глазки: «Что вы сказали?» (22)Я говорил, чтобы он хоть прятался при обстреле — убьют ведь, а он отрешённо, с плохо скрытой досадой ронял: «Какое это имеет значение!»
(23)Потом к Абдрашитову присоединился хромой поляк в мятой шляпе, из-под которой выбивались седые волосы. (24)Ефрейтор Васюков, свалившись вечером в окоп, таинственно сообщал нам:
— (25)Шпиёны! (26)И узбек шпиён, и поляк. (27)Сговор у них. (28)Я подслушал в кустах: Роден, говорят, Ерза, Сузан и ещё кто-то, Ван Кох или Ван Грог — фиг его знает. (29)Немца одного поминали… (30)Гадом мне быть, вот только я хвамилию не запомнил… (31)По коду своему говорят, подлюги!
— (32)Сам-то ты шпион! — рассмеялся младший лейтенант. — (33)Они о великих творцах-художниках говорят. (34)Пусть говорят.
(35)Богиню над фонтаном Абдрашитов и поляк починили. (36)Началась артподготовка, и командир взвода приказал мне сматывать связь. (37)Неслись снаряды надо мною с разноголосыми воплями, курлыканьем и свистом. (38)Я как бежал с катушкой на шее, так и споткнулся, и мысли мои оборвались: богиня Венера стояла без головы, а поляк и узбек лежали, засыпанные белыми осколками и пылью гипса. (39) Оба они были убиты. (40)Лежало на боку ведерко, вывалилось из него серое тесто гипса, и стояла изувеченная, обезображенная богиня Венера. (41)А у ног её, в луже крови, лежали два человека — советский солдат и седовласый польский гражданин, пытавшиеся исцелить побитую красоту.
(По В.П. Астафьеву*)
* Виктор Петрович Астафьев — русский советский писатель, эссеист.
В чем заключается беспощадность войны?
В.П.Астафьев считает, что война беспощадна не только к человеческим жизням, но и к произведениям искусства. Она способна стереть с лица земли некогда окружавшую человека действительность.
Говоря о безжалостности войны, автор приводит в пример узбека Абдрашитова. Невзирая на яростный бой на территории речки Вислоку, солдат пытался реставрировать обстрелянную скульптуру. Ему было настолько жаль разрушенную богиню Венеру, что он «не ел, не пил». Им двигало одно желание – восстановить фигуру по осколкам. Чтобы показать, насколько дорого узбеку произведение искусства, Астафьев сравнивает скульптуру с женщиной, как бы оживляя ее. Он так и пишет: «Богиня казалась раненной в живое тело, и кровь будто сочилась из нее». У войны нет жалости ни к человеческим жизням, ни к уничтожению окружающего мира, но в человеке сохраняются ценности, даже в военное время. Так, в этом примере мы видим ценность искусства для Абдрашитова, которая в моменте для него важнее, чем собственная жизнь. От осознания этой мысли размышления о беспощадности войны приводят к страшным выводам: она способна уничтожить все живое и неживое.
Обратимся к другому примеру в тексте. Астафьев сравнивает потери на поле боя. С одной стороны, вид разрушенной скульптуры лишал живого узбека духовной составляющей, поэтому он не хотел мириться с этим, поэтому он продолжал кропотливо восстанавливать богиню Венеру, как будто не желал ее терять. С другой стороны, лишения коснулись человеческих жизней. Писатель подчеркивает эту мысль в предложении 39: «Оба они были убиты». Читатель не может не заметить, что бездыханные тела находились у ног обезображенной богини Венеры. Этот пример усиливает неустрашимость солдат, их нежелание подчиняться законам борьбы. При этом у войны нет жалости, она разрушает все на своем пути и жестоко расправляется не только с предметами, но и с людьми.
Эти примеры в сравнении вызывают у читателя устойчивую неприязнь к военным действиям, а также чувство сожаления от понимания того, что война может превратить в пепел всё, что когда-то счастливо жило на земле.
Я согласна с автором и тоже считаю, что война приносит только лишения, горе, слёзы, боль. В этом и заключается её беспощадность. Известны примеры сохранения предметов, во времена Великой Отечественной войны, которые имеют историческую ценность. Многие подлинники дошли до нас благодаря четкому пониманию людей в необходимости сберечь их любой ценой от бесчеловечных поступков войны. Часто избавиться от варварского отношения к предметам можно было, рискуя жизнью.
Война безжалостна в любом проявлении. Она уничтожает всё на своём пути. Для неё не существует понятий ценность и жизнь человека.