ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ. НАЧАЛО ЗДЕСЬ
Через четыре года после открытия цирка 65-летний Гаэтано Чинизелли внезапно умер в своем доме, который был расположен на цирковой территории. Современные исследователи склоняются к естественным причинам на фоне переутомления. Семейное дело унаследовали сначала его супруга Елизавета, а затем сыновья, которые, надо сказать, весьма достойно продолжили традиции, заложенные отцом.
Чинизелли руководствовались железным правилом: каждый сезон должен быть непохож на предыдущий. Этот принцип родился из печального опыта российских цирков-предшественников, неизменно терпевших крах из-за быстрого пресыщения публики. Поэтому они ежегодно ставили феерические представления: водные и ледовые пантомимы, приглашали экзотических гастролёров вроде знаменитой "индианки" Наль Дамаянти со змеиным шоу. И, конечно же, сделали эволюцию конных номеров, ставя грандиозные выступления, в которых на манеж одновременно выходили 50 лошадей - конные номера были в то время основой представлений.
В 1892 году в Цирке Чинизелли представили невероятное по тем временам представление — водную пантомиму «Четыре стихии». Для этого манеж превратили в гигантский бассейн глубиной полтора метра, где артисты демонстрировали удивительные подводные и надводные трюки вместе с дрессированными оленями, лошадьми и даже слонами. Феерическое зрелище дополняли бьющие со всех сторон фонтаны и низвергающиеся водяные каскады. Это было невиданное зрелище, покорившие в том числе и императорскую семью.
Также братья Чинизелли быстрее всех применяли технические новации – сделали первое в России электрическое освещение (1886 год) и вращающуюся арену (1894 год). И первыми в стране ввели интерактив со зрителями: в антракте они могли зайти на конюшню, чтобы покормить лошадей морковкой, которая тут же продавалась по 5 копеек, а также покатать детей на пони, сфотографироваться с клоуном и купить сувенир.
Как отмечали современники, Чинизелли понимали, что Петербург – не провинция, здесь нужно было поражать ежемесячно, если не еженедельно. Именно эта беспрерывная гонка за новыми формами удержала цирк на вершине дикой популярности три десятилетия.
Цирк Чинизелли процветал настолько, что про это даже складывали легенды. Рассказывают, будто Александр Грин как-то посоветовал младшему Чинизелли изменить формулировку на афише: вместо «Один ребёнок — бесплатно» написать «Каждый ребёнок может взять с собой одного взрослого бесплатно» — для большего эффекта. Однако владелец цирка лишь лениво ответил: «Зачем? У нас и так всегда аншлаги!»
Накануне революционных событий городские власти продлили аренду участка ещё на десятилетие, и семья Чинизелли с большой уверенностью смотрела в будущее.
После Октябрьской революции семья Чинизелли была вынуждена навсегда покинуть Россию, оставив созданное ими цирковое наследие. В 1919 году последние представители династии эмигрировали в Европу, где их следы теряются.
Судьба самого цирка тоже сложилась нерадостно — новое советское государство незамедлительно национализировало здание. В последующие десятилетия оно подверглось радикальным преобразованиям. В 1920-х годах были утрачены многие элементы оригинального интерьера. А капитальная реконструкция 1959 года привела к необратимым изменениям: полностью исчезли декор лицевого фасада, архитектурные элементы боковых фасадов, а также историческая планировка внутренних помещений.
Эти переделки навсегда изменили облик цирка, лишив его уникальных черт, заложенных архитектором Кенелем и семьёй Чинизелли. Особенно пострадала изысканная отделка в стиле неоренессанса, которая когда-то сделала это здание настоящей жемчужиной петербургской архитектуры. Лишь в 2010-х годах началась работа по восстановлению исторического облика цирка, но многие утраты оказались невосполнимы.
После национализации цирк Чинизелли вступил в новую эру. 1920-е годы превратили его в площадку для революционных экспериментов: на арене ставили агитационные спектакли, демонстрировали кинохронику, проводили массовые представления.
В 1928 году произошло знаковое событие — открытие первого в мире Музея циркового искусства. Сегодня его коллекция, насчитывающая около 90 000 уникальных экспонатов, включает фототеку с редкими снимками XIX-XX веков, видеоархив выступлений, специализированную библиотеку, коллекцию афиш и плакатов, газетные подборки и брошюры, а также подлинные костюмы и реквизит. Сейчас музей занимает помещения бывшей квартиры семьи Чинизелли, сохранившие элементы оригинальной отделки.
В 1930 году (уже под новым названием — Ленинградский цирк) здесь создаётся экспериментальная мастерская. Её новаторские постановки отражали дух времени. Например, водное шоу «Люди морского дна» — уникальный аттракцион с участием профессиональных водолазов, демонстрировавших технику подъёма затонувших судов.
Эта постановка сочетала зрелищность с пропагандой достижений советской науки и техники. Манеж превращался в бассейн глубиной 1,5 метра, где артисты-водолазы выполняли сложные трюки в полном снаряжении.
В предвоенные годы на арене Ленинградского цирка блистали как советские артисты, так и европейские знаменитости: выдающиеся дрессировщики Тогарэ и Карл Коссми, таинственный капитан Валь, виртуозный иллюзионист Кефало, силовая атлетка Сандвина, а также музыкальные клоуны Баррасета. 63-й сезон 1941 года стал последним перед вынужденным трехлетним перерывом, вызванным Великой Отечественной войной. Чудом уцелевшее здание цирка (в то время как окружающие строения были полностью разрушены) вновь распахнуло свои двери для зрителей только в ноябре 1944 года.
В послевоенные годы цирк на Фонтанке переживал небывалый творческий расцвет, став настоящей школой мастерства для нескольких поколений артистов. Этот период подарил миру таких артистов, как Михаил Румянцев (Карандаш) — создатель уникального клоунского образа, чьи выступления собирали аншлаги более 40 лет, и Валентин Филатов — новатор в области дрессуры, первым включивший в программу медвежий балет. Интересный факт: Карандаш специально селил молодых артистов в квартиры напротив цирка, чтобы они могли наблюдать за репетициями из окон.
Здесь неоднократно выступали дрессировщики и акробаты Запашные, знаменитые клоуны Юрий Никулин, Олег Попов, а также Юрий Куклачёв и его кошки. Конечно, история этого цирка хранит и более ранние легенды: в дореволюционный период здесь выступали братья Дуровы, основоположники научной дрессуры. А также легендарный силач Иван Поддубный, дебютировавший на арене в 1903 году.
Кроме того, в 1950-60-е годы здесь сложилась уникальная методика подготовки артистов, сочетающая классическую школу (преемственность от Чинизелли), советскую спортивную подготовку и театральные принципы Станиславского.
Этот «золотой век» закончился лишь в 1990-х, когда экономические трудности поставили под угрозу само существование легендарного цирка. Но традиции, заложенные в послевоенные десятилетия, продолжают жить и по сей день.
В 1992 году историческая справедливость восторжествовала - цирку Чинизелли вернули его легендарное имя. Сегодня, спустя полтора века со дня основания, он остается живым символом преемственности традиций, где классическое наследие органично переплетается с современными тенденциями.
Настоящим возвращением к истокам стала реставрация 2014-2015 годов. Мастера кропотливо воссоздали утраченные элементы лепного декора, авторскую цветовую гамму фасадов и исторические архитектурные детали. На арене, помнящей аплодисменты XIX века, сегодня рождаются новые шедевры. Здесь проводятся международные фестивали и шоу-проекты с участием мировых звезд.
Также можно увидеть грандиозный «Бурлеск» Гии Эрадзе, современную интерпретацию традиционных цирковых спектаклей времен Чинизелли. И экспериментальные представления, продолжающие традиции русской цирковой школы. Как и при основателе Гаэтано Чинизелли, каждый вечер под куполом цирка оживает волшебство, доказывая, что истинное искусство вне времени.