Найти в Дзене

Чернево: владелец села подарил его Соловецкому монастырю и сам стал чернецом

В 2018 году храм Смоленской иконы Божией Матери в Чернево Зарайского района, стоявший многие годы в руинах, был отреставрирован. Во время строительных работ в фундаменте церкви реставраторы нашли старинное надгробие, связанное с давней историей села Чернева. В старину это была вотчина Соловецкого монастыря. До революции Чернево относилось к Каширскому уезду Тульской губернии, поэтому в книге летописца тульских приходов П. И. Малицкого 1895 года мы найдем предание о происхождении названия села Чернево. В старину владелец села Прохор Ширин подарил его Соловецкому монастырю. Став монастырским, оно и получило название Чернево, так как принадлежало монахам - "чернецам". Предание о связи Чернева и Соловецкой обители подтверждает А. А. Савич в книге "Соловецкая вотчина XV-XVII веков". Сохранилась запись 1688 года, сделанная архимандритом Иннокентием, келарем Игнатием и казначеем Фирсом: Семен Прович Ширин подарил монастырю свою вотчину в Каширском уезде, в Ростовском стану, в селе Архангельск
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

В 2018 году храм Смоленской иконы Божией Матери в Чернево Зарайского района, стоявший многие годы в руинах, был отреставрирован. Во время строительных работ в фундаменте церкви реставраторы нашли старинное надгробие, связанное с давней историей села Чернева. В старину это была вотчина Соловецкого монастыря.

До революции Чернево относилось к Каширскому уезду Тульской губернии, поэтому в книге летописца тульских приходов П. И. Малицкого 1895 года мы найдем предание о происхождении названия села Чернево. В старину владелец села Прохор Ширин подарил его Соловецкому монастырю. Став монастырским, оно и получило название Чернево, так как принадлежало монахам - "чернецам".

Так выглядел храм еще в 2016 году
Так выглядел храм еще в 2016 году

Предание о связи Чернева и Соловецкой обители подтверждает А. А. Савич в книге "Соловецкая вотчина XV-XVII веков". Сохранилась запись 1688 года, сделанная архимандритом Иннокентием, келарем Игнатием и казначеем Фирсом:

Семен Прович Ширин подарил монастырю свою вотчину в Каширском уезде, в Ростовском стану, в селе Архангельском (оно же Чернева) 209 четвертей с осминою, да в пустошах: Кононово – 40 четвертей, Руднево Рязанского уезда 50 четвертей, Сухотино 40 четвертей, Новоселки 50 четвертей, а всего 419 четвертей, с осминою со всеми угодьями по писцовым и переписным книгам, и с крестьянами, которые проживали в селе Архангельском.

Семен Прович Ширин, скорее всего, был сыном упоминавшегося Малицким Прохора Ширина. Пров - это сокращенный вариант имени Прохор, следовательно Прович=Прохорович.

Осенью 2017 года реставраторами в подвале храма была обнаружена старинная надгробная белокаменная плита. На ней было указано имя младенца Митрофана Семеновича Ширина, скончавшегося в 1662 году. Эта находка стала поводом для большого исследования истории семьи Шириных, представленного на сайте реставраторов.

Выходит, что после кончины младенца-наследника бездетные супруги и завещали Чернево Соловецкому монастырю. А монахи обязывались вечно поминать Шириных и их родителей. В 1711 году незадолго владелец Чернева Семен Прович принял монашеский постриг и, возможно, погребен на Соловках.

Передача Чернево и других владений Ширина Соловецкому монастырю в 1688 году имела одно интересное обстоятельство. Закон запрещал передавать земли монастырям за поминовение, так как это приводило к постоянному разрастанию церковных земель. В 1580 году был первый запрет на дарение вотчин монастырям, а в 1584 году были запрещены и другие способы приобретения земель духовенством. В 1649 году Соборное уложение вновь подтвердило правило:

в монастыри ни у кого родовых, и выслуженных, и купленных вотчин не покупать и в заклад не имать, и за собою не держать. И по душам в вечный поминок не имать.

Но Семен Прович Ширин в 1688 году, то есть через сорок лет после третьего и самого строго запрета подобных завещаний, все же подарил вотчины соловецким монахам.

Соловецкий монастырь во второй половине XVII века расширил свои подмосковные владения не только в Чернево, но и в Новосоловецкой пустыни в Марчугах на реке Москве. Строителем марчуговской пустыни стал протопоп Благовещенского кремлевского собора Стефан Нифонтов. После опустошительного разлива реки Москвы Стефан перенес обитель в другое место – опустевшую деревню Фаустово. Там и был выстроен Новосоловецкий монастырь, который сохранился до нашего времени.

Семен Прович Ширин подарил Чернево Соловецкому монастырю всего через 12 лет после "Соловецкого сидения" 1668-1674 годов. Ранее из Москвы в северную обитель были присланы новые исправленные богослужебные книги. Соловецкие монахи не приняли новых книг и продолжали служить по-старому. В 1668 году Соловецкий монастырь осадили царские войска, но мощная крепость с запасами и оснащенная пушками могла долго сопротивляться стрельцам. Лишь предательство одного из иноков решила исход многолетнего "сидения". Царские войска тайно проникли в монастырь, и расправились с восставшими.

Сложно сказать, имел ли Ширин склонность к старому обряду. Ведь завещал он вотчину Чернево именно Соловецкому монастырю – разгромленной староцерковной твердыне. В XIX веке исследователь раскола в Тульской губернии Григорий Панов обнаружил в селе Чернево Каширского уезда странное религиозное сообщество, уклад жизни которого напоминал некоторые толки староверов-беспоповцев, хотя и не порывавшее с Православной церковью. Чем-то это даже напоминало монашескую общину.

-5

До революции Чернево находилось на границе Тульской, Рязанской и Московской губерний. И в пожертвованиях на храм участвовали купцы всех этих трех губерний.

В 1871 году старая деревянная церковь Архангела Михаила сгорела, а уже в 1875 году крестьянин Иван Прокофьевич Карякин построил в Чернево кирпичный храм с новым посвящением Смоленской иконе Божией Матери "Одигитрия". Иван Прокофьевич был жителем села Горы нынешнего Озерского района. С середины XIX века оно стало одним из местных фабричных центров. В селе было две церкви и три бумажные фабрики богатых крестьян: ктитора черневской церкви Карякина, а также Саламатина и Крюкова. На деньги другого озерского фабриканта купца М. В. Моргунова были построены дома для причта храма в Чернево.