На этой неделе мы с вами отправимся исследовать самую старую и самую красивую ветку петербургского метро- красную, она же первая, она же Кировско-Выборгская.
Всего на линии 19 станций, проехать их можно за 47 минут.
Строить метро в Ленинграде начинали еще в 1941 году, но с началом войны все шахты были затоплены. Строительство было возобновлено в 1947 году, а 15 ноября 1955 был торжественно открыт первый участок - от Площади Восстания до Автово. Первые станции, построенные при Сталине как «подземные дворцы пролетариата» до сих пор считаются самыми роскошными. В 1956 достроили «Пушкинскую», в 1958 открылись «Площадь Ленина» и «Чернышевская». В 1975 году добавили участок от «Выборгской» до «Академической». В 1977 году появились «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов». В 1979 году достроили «Гражданский проспект» и «Девяткино».
Это первая линия петербургского метро, машинистками которой смогли работать женщины. И технически самая сложная и проблемная ветка нашего метрополитена- из-за обнаружения плавунов и грунтовых вод, участок от «Площади мужества» до «Девяткино» 9 лет был закрыт.
Сейчас все станции открыты, поэтому- едем смотреть!
Спустилась под землю на «Пушкинской».
Это одна из моих «домашних» станций , бываю здесь почти каждый день, но впервые в жизни рассмотрела ее внимательно. Здесь очень красивый вестибюль - наподобие портика античного храма.
Над эскалатором- барельеф с Александром Сергеевичем.
Первоначальный дизайн станции хотели посвятить паровозной тематике ( возле станции- Витебский вокзал, где появилась первая в России Царскосельская железная дорога). Позже проект решили полностью посвятить А.С. Пушкину- звездному выпускнику Лицея и нашему литературному всему 🪶
Станция облицована белым мрамором и красным гранитом. Украшена стильными металлическими торшерами.
Очень красивые полы с завитушками.
В глубине станции- памятник «солнца русской поэзии» работы М.Аникушина. Панно за спиной Пушкина изображает уголок осеннего Царскосельского парка 🍁🍂
У Александра Сергеича всегда в вазе цветочки, очень уютно и празднично. Проезжающие, но не торопящиеся, с ним охотно фотографируются. Ну и как не сделать селфюшку с великим, невозможно устоять 🤳
Едем дальше! По красной ветке курсируют новые серо-красные поезда. Есть и очень красивый литературный поезд, где вагоны посвящены поэтам и писателям, но поймать его- большая редкость и удача, у меня только пару раз получалось 😜
Следующая станция- Технологический институт!
Станция эта двойная,отсюда можно ехать и по красной, и по синей ветке- кроссплатформенная пересадка, если по-умному, первая в истории метростроя🤓
Первый зал станции - более светлый, просторный и торжественный.
Очень красивые полы и симметричное рисунку фальшивое «окошко» на потолке- как будто мы в римском Пантеоне, но на глубине 40 м 🛖
Стены украшены медальонами выдающихся деятелей науки -Иван Федоров, Ломоносов,Пржевальский, Лобачевский ,Пирогов, Боткин, Тимирязев, Ковалевская и другие.
Изначально в компании «великих» были и Сталин с Энгельсом, но потом их убрали. Зато Маркса и Ленина на почетных местах оставили 😁
Всего 24 портрета, по 12 друг напротив друга, пока всех рассмотрела, поездов 5 проехало 🙈
Затрудняет созерцание то, что станция очень популярная, народу здесь всегда много, в любое время суток.
Ввинчиваемся в вагон и едем дальше, следующая станция - Балтийская!
Оформление станции посвящено военно-морско-флотской тематике.
Облицовка из серого мрамора напоминает суровые стальные воды Балтики. Голубые ленты на потолке- развевающиеся на ветру паруса.
Решетки с якорями и розами ветров.
В глубине станции- красивая мозаика с моряками-революционерами, но сейчас она закрыта на реставрацию.
Часть стен тоже отчаянно требует ремонта 😢
Едем дальше, следующая станция-Нарвская!
Очень красивая станция, оформление посвящено трудовой доблести советского народа 😜
Пилоны украшены горельефами с гражданами-трудящимися, всего их 48, но на самом деле только 12 профессий-занятий, каждая композиция повторяется по 4 раза.
Это деятели искусств, колхозники, кораблестроители, учащиеся, селекционеры, метростроевцы, текстильщицы, литейщики, моряки, врачи и советские воины.
Если честно, я не везде разобрала ху из ху, воинов от учителей легко отличить, селекционеров от колхозников- сложнее🙈 но выглядят все эти строители коммунизма очень одухотворено- впечатляюще!
Еще на станции очень красивые светильники.
И серпасто- молоткастые украшения.
Про эту станцию больше всего легенд: и что называлась она сначала «Сталинская», и что ведет к секретному правительственному бункеру, и что существует некая станция-призрак на перегоне к Кировскому заводу.
По одному из первых, еще довоенных проектов в метро действительно планировали еще одну станцию между Нарвской и Кировским -«сад 9 января». Но позже за ненадобностью и экономией средств - решили обойтись без нее. А Иосиф Виссарионович на станции действительно присутствовал - но не в названии, а в мозаике на стене.
Планировали и памятник вождю народов там же рядом установить, но не успели- в 1961 году, после решения о борьбе с культом личности, панно демонтировали, а пустое пространство закрыли фальш-стеной.
Еще один призрак Сталина остался наверху станции - над эскалатором -мощное панно «Слава труду», граждане - товарищи на площади Ленина.
Если приглядеться- все одухотворенные лица повернуты к центру, но там никого, (не на мужика же с флагом все так торжественно пялятся 😆).Место оставлено для товарища Сталина, но его нет- здесь не демонтировали, просто недолепили .
Станция интересная и залипла здесь надолго , но- пора ехать дальше!
Следующая станция- Кировский завод!
Тоже красивая старая станция, облицована дымчатым мрамором с поэтическим названием Сванетия.
Оформление станции- посвящено индустриальному развитию СССР. Эмблемы над колоннами символизируют четырех китов индустриализации- это электрификация, металлургия, каменноугольной и нефтяная промышленность.
Это первая станция с люверсным освещением- подсвеченными полосками органического стекла на потолке, очень эффектно смотрятся!
Едем дальше, следующая станция - Автово!
Многие считают Автово одной из самых красивых станций нашей подземки -, думаю, вполне заслуженно! Это первая станция неглубокого заложения- всего 15 метров, здесь нет моих нелюбимых длиннющих эскалаторов, только лестница наверх.
Станцию украшают 46 колонн, 16 из них стеклянные , 30 - мраморные.
Изначально все колонны планировали сделать стеклянными, но не успели к открытию. Планировали доделать позже, но после выхода постановления об архитектурных излишествах- оставили как есть. Думаю, и к лучшему, это как будто изюминка станции, вишенка на торте, можно долго блуждать в этом разноколонье, разглядывая ( хрустальные колонны мне хочется и потрогать, но это было бы слишком😜)
Мне эта станция напоминает стамбульскую цистерну Базилика(только без воды, к счастью 💧)
Оформление посвящено теме победы, стену украшает героическая мозаика.
Очень красивая лепнина на потолке !
И люстры- как отдельное произведение искусства!
Ротонда вестибюля тоже завораживает!
Потрясающая станция, хочется здесь остаться подольше, но- надо ехать дальше! Следующая станция- Ленинский проспект!
После Автово кажется очень унылой станцией, рассматривать тут совсем нечего 😔
Хотя выяснилось, что тематика оформления перекликается с мавзолеем на Красной Площади. Пригляделась повнимательнее- ну да, все сходится, и мраморный коричнево-красный колорит, и геометричная строгость. И даже шрифт в названии.
Но, как и в Мавзолее, где зазевавшихся туристов подгоняют строгие полицейские, так и с этой станции - лично мне хочется уехать поскорее. Следующая станция-проспект Ветеранов!
Тоже нелюбимая и недружественная для меня станция. Когда училась в универе, одна из практик проходила в школе на Ветеранов. Два месяца нужно было приезжать сюда к первому уроку, который начинался в 7.30. Готовили конспекты-уроки каждый день до 4 утра, добираться из центра сюда около часа , иногда проще было не ложиться, чтобы приехать вовремя. Плюс все это было глубокой холодной зимой, казалось, что каждый день- одна сплошная полярная ночь. Брр, в общем, до сих пор не люблю сюда возвращаться 🥺
Ну и сама станция некрасивая, какая-то гнетущая, половина перекрыта сейчас на ремонт, тесно и людно.
Из плюсов- отсюда теперь можно уехать в Пулково , пустили новый автобус. Но я им пока не пользовалась и вряд ли буду.
Едем дальше, теперь на противоположный конец ветки- до станции «Девяткино». В пути- 45 минут.
«Девяткино» открылась в 1977 г, а до 1992 называлась «Комсомольской». Это первая станция, открытая еще в Ленобласти и ставшая впоследствии частью города.
Архитектура максимально аскетичная, украшательств никаких. Раньше были витражи, но их убрали .Соединена с одноименной ж/д платформой и автостанцией.
Станция очень популярная, жилье в районе активно строится, а подземка на огромные поля Мурина- только одна. Но зато много автобусов, спасибо многострадальной транспортной реформе.
Не люблю сюда приезжать и лишний раз стараюсь этого избежать 🙈
Такие брутально-бетонные джунгли,депрессивненько, хочется поскорее отсюда уехать.
Едем обратно, следующая станцияо-Гражданский проспект!
Красивая-парадная станция, люблю ее!
Сочетание серого мрамора с красным гранитом и золотом помпезное, но в меру.
Мощные светильники и колонны.
Впервые увидела, какие в глубине станции позолоченные серп и молот 🛠️
И надписи о дружбе пролетариев на языках советских народов. Это обязательно надо запечатлеть!
Едем дальше, следующая станция- «Академическая»!
Красивая, космического дизайна станция, оформление посвящено советской науке и технике.
В глубине на камне выбита цитата дедушки Ленина, тоже впервые ее обнаружила и прочитала.
Едем дальше, следующая станция- «Политехническая»!
Довольно скромная станция, но с приятным светом,отделка из мрамора и травертина. Украшений нет, зато есть интересные светильники, в функционально-финском стиле
Едем дальше, следующая станция- «Площадь мужества»!
Довольно суровая станция, посвящена героизму и стойкости ленинградцев,оформление под стать названию, аскетичное и мужественное.
Интересные фонари, символизирующие вечный огонь- недалеко от станции Пискаревский мемориал.
В конце зала- железное панно с красноармейской звездой.
Едем дальше, следующая станция - «Лесная»!
Очень необычная и симпатичная, стены украшены зеленой плиткой под малахит, вызывающей ассоциации с лесом и природой.
С 1995 по 2004 год , «Лесная» была конечной станцией красной ветки, кусок от «Площади мужества» до Девяткино был затоплен и не функционировал.
В глубине- горельеф в виде солнца, подсветка создает ощущение настоящих лучей ☀️
Очень приятная станция, кому в сером Петербурге не хватает солнышка- можно приехать на Лесную и немножко подзарядиться. А на поверхности, недалеко от станции- роскошный парк Лесотехнической академии, там очень здорово гуляется летом и осенью. Но подниматься пока не будем, едем дальше. Следующая станция- «Выборгская»!
Скромная станция, похожа на Политехническую, но смотрится более новой.
Украшений нет, зато здесь приятный и теплый свет. А над эскалатором , на поверхности- роскошная оранжерея, единственная в метро.
Едем дальше, следующая станция- «Площадь Ленина»!
Вот вообще некрасивая станция, мрачная и скучная 😐
Здесь, впервые за 3 недели моих покатушек, наблюдательный дед удивленно поинтересовался- что я тут снимаю и зачем? Ну да, на этой станции не очень понятно, фотографировать совсем нечего, только лампы-светильники ничего.
Едем дальше, следующая станция-Чернышевская !
Долгое время была моей «домашней» станцией, очень нравится райончик вокруг, близко к центру, а людей меньше, очень классно здесь гуляется летом, в Таврическом саду или по набережной, вокруг Смольного. Но за время, пока я тут обитала, станцию дважды закрывали на краткосрочный ремонт, что было очень неудобно. Последняя реставрация тянулась с 2022 г по 2024 год.
Особо ничего не поменялось, но сейчас Чернышевская выглядит свеженько. И очень стильные клетчатые полы здесь, всегда на них засматриваюсь.
Едем дальше, следующая станция- «Площадь Восстания»!
Была здесь миллионы раз, но впервые внимательно осмотрелась- тоже очень красивая станция! Украшена четырьмя панно революционной тематики .
Очень трогательный Ленин в шалаше!
И розетки-украшения на стенах шикарные.
Но людей здесь всегда очень много и фотографировать-рассматривать затруднительно, сносит толпой. Едем дальше, следующая станция - Владимирская!
Красиво украшенная и впечатляющая , как и все станции первой очереди.
Очень красивые массивные светильники и шахматные полы.
«Владимирская»- вторая домашняя станция , здесь поднялась наверх, закончила маршрут. Со всеми остановками, выходами и фотографированиями, подземное путешествие заняло 3 часа.
Про начало наших вылазок можно почитать здесь
https://dzen.ru/suite/b621e8d3-7de0-41a0-93c6-9bdfa397b44e
А в следующий раз- отправимся исследовать оранжевую ветку, последнюю из необъезженных!