Найти в Дзене
Путешествия джедаев

Что скрывает петербургское метро? Ⓜ️🚉🚇Часть 4. Красная ветка

На этой неделе мы с вами отправимся исследовать самую старую и самую красивую ветку петербургского метро- красную, она же первая, она же Кировско-Выборгская. Всего на линии 19 станций, проехать их можно за 47 минут. Строить метро в Ленинграде начинали еще в 1941 году, но с началом войны все шахты были затоплены. Строительство было возобновлено в 1947 году, а 15 ноября 1955 был торжественно открыт первый участок - от Площади Восстания до Автово. Первые станции, построенные при Сталине как «подземные дворцы пролетариата» до сих пор считаются самыми роскошными. В 1956 достроили «Пушкинскую», в 1958 открылись «Площадь Ленина» и «Чернышевская». В 1975 году добавили участок от «Выборгской» до «Академической». В 1977 году появились «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов». В 1979 году достроили «Гражданский проспект» и «Девяткино». Это первая линия петербургского метро, машинистками которой смогли работать женщины. И технически самая сложная и проблемная ветка нашего метрополитена- из-за

На этой неделе мы с вами отправимся исследовать самую старую и самую красивую ветку петербургского метро- красную, она же первая, она же Кировско-Выборгская.

Всего на линии 19 станций, проехать их можно за 47 минут.

Строить метро в Ленинграде начинали еще в 1941 году, но с началом войны все шахты были затоплены. Строительство было возобновлено в 1947 году, а 15 ноября 1955 был торжественно открыт первый участок - от Площади Восстания до Автово. Первые станции, построенные при Сталине как «подземные дворцы пролетариата» до сих пор считаются самыми роскошными. В 1956 достроили «Пушкинскую», в 1958 открылись «Площадь Ленина» и «Чернышевская». В 1975 году добавили участок от «Выборгской» до «Академической». В 1977 году появились «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов». В 1979 году достроили «Гражданский проспект» и «Девяткино».

Это первая линия петербургского метро, машинистками которой смогли работать женщины. И технически самая сложная и проблемная ветка нашего метрополитена- из-за обнаружения плавунов и грунтовых вод, участок от «Площади мужества» до «Девяткино» 9 лет был закрыт.

Сейчас все станции открыты, поэтому- едем смотреть!

Спустилась под землю на «Пушкинской».

Вестибюль Пушкинской
Вестибюль Пушкинской

Это одна из моих «домашних» станций , бываю здесь почти каждый день, но впервые в жизни рассмотрела ее внимательно. Здесь очень красивый вестибюль - наподобие портика античного храма.

-2

Над эскалатором- барельеф с Александром Сергеевичем.

Квадратики на потолке называются кессоны
Квадратики на потолке называются кессоны

Первоначальный дизайн станции хотели посвятить паровозной тематике ( возле станции- Витебский вокзал, где появилась первая в России Царскосельская железная дорога). Позже проект решили полностью посвятить А.С. Пушкину- звездному выпускнику Лицея и нашему литературному всему 🪶

-4

Станция облицована белым мрамором и красным гранитом. Украшена стильными металлическими торшерами.

-5

Очень красивые полы с завитушками.

-6

В глубине станции- памятник «солнца русской поэзии» работы М.Аникушина. Панно за спиной Пушкина изображает уголок осеннего Царскосельского парка 🍁🍂

-7

У Александра Сергеича всегда в вазе цветочки, очень уютно и празднично. Проезжающие, но не торопящиеся, с ним охотно фотографируются. Ну и как не сделать селфюшку с великим, невозможно устоять 🤳

-8

Едем дальше! По красной ветке курсируют новые серо-красные поезда. Есть и очень красивый литературный поезд, где вагоны посвящены поэтам и писателям, но поймать его- большая редкость и удача, у меня только пару раз получалось 😜

-9

Следующая станция- Технологический институт!

-10

Станция эта двойная,отсюда можно ехать и по красной, и по синей ветке- кроссплатформенная пересадка, если по-умному, первая в истории метростроя🤓

-11

Первый зал станции - более светлый, просторный и торжественный.

-12

Очень красивые полы и симметричное рисунку фальшивое «окошко» на потолке- как будто мы в римском Пантеоне, но на глубине 40 м 🛖

-13

Стены украшены медальонами выдающихся деятелей науки -Иван Федоров, Ломоносов,Пржевальский, Лобачевский ,Пирогов, Боткин, Тимирязев, Ковалевская и другие.

-14

-15

-16

Изначально в компании «великих» были и Сталин с Энгельсом, но потом их убрали. Зато Маркса и Ленина на почетных местах оставили 😁

-17

-18

Всего 24 портрета, по 12 друг напротив друга, пока всех рассмотрела, поездов 5 проехало 🙈

Затрудняет созерцание то, что станция очень популярная, народу здесь всегда много, в любое время суток.

-19

Ввинчиваемся в вагон и едем дальше, следующая станция - Балтийская!

-20

Оформление станции посвящено военно-морско-флотской тематике.

Облицовка из серого мрамора напоминает суровые стальные воды Балтики. Голубые ленты на потолке- развевающиеся на ветру паруса.

-21

Решетки с якорями и розами ветров.

-22

В глубине станции- красивая мозаика с моряками-революционерами, но сейчас она закрыта на реставрацию.

Мозаика 1917 год.Фото из интернета.
Мозаика 1917 год.Фото из интернета.

-24

Часть стен тоже отчаянно требует ремонта 😢

-25

Едем дальше, следующая станция-Нарвская!

-26

Очень красивая станция, оформление посвящено трудовой доблести советского народа 😜

-27

Пилоны украшены горельефами с гражданами-трудящимися, всего их 48, но на самом деле только 12 профессий-занятий, каждая композиция повторяется по 4 раза.

-28

Это деятели искусств, колхозники, кораблестроители, учащиеся, селекционеры, метростроевцы, текстильщицы, литейщики, моряки, врачи и советские воины.

-29

-30

-31

-32

-33

Если честно, я не везде разобрала ху из ху, воинов от учителей легко отличить, селекционеров от колхозников- сложнее🙈 но выглядят все эти строители коммунизма очень одухотворено- впечатляюще!

Еще на станции очень красивые светильники.

-34

И серпасто- молоткастые украшения.

-35

Про эту станцию больше всего легенд: и что называлась она сначала «Сталинская», и что ведет к секретному правительственному бункеру, и что существует некая станция-призрак на перегоне к Кировскому заводу.

По одному из первых, еще довоенных проектов в метро действительно планировали еще одну станцию между Нарвской и Кировским -«сад 9 января». Но позже за ненадобностью и экономией средств - решили обойтись без нее. А Иосиф Виссарионович на станции действительно присутствовал - но не в названии, а в мозаике на стене.

Фото из интернета, 1960 год.
Фото из интернета, 1960 год.

Планировали и памятник вождю народов там же рядом установить, но не успели- в 1961 году, после решения о борьбе с культом личности, панно демонтировали, а пустое пространство закрыли фальш-стеной.

Еще один призрак Сталина остался наверху станции - над эскалатором -мощное панно «Слава труду», граждане - товарищи на площади Ленина.

-37

Если приглядеться- все одухотворенные лица повернуты к центру, но там никого, (не на мужика же с флагом все так торжественно пялятся 😆).Место оставлено для товарища Сталина, но его нет- здесь не демонтировали, просто недолепили .

-38

Станция интересная и залипла здесь надолго , но- пора ехать дальше!

Следующая станция- Кировский завод!

Кировский завод
Кировский завод

Тоже красивая старая станция, облицована дымчатым мрамором с поэтическим названием Сванетия.

-40

Оформление станции- посвящено индустриальному развитию СССР. Эмблемы над колоннами символизируют четырех китов индустриализации- это электрификация, металлургия, каменноугольной и нефтяная промышленность.

Электрификация
Электрификация

Нефтяная промышленность
Нефтяная промышленность

Камменноугольная промышленность
Камменноугольная промышленность

Это первая станция с люверсным освещением- подсвеченными полосками органического стекла на потолке, очень эффектно смотрятся!

-44

Едем дальше, следующая станция - Автово!

-45

Многие считают Автово одной из самых красивых станций нашей подземки -, думаю, вполне заслуженно! Это первая станция неглубокого заложения- всего 15 метров, здесь нет моих нелюбимых длиннющих эскалаторов, только лестница наверх.

-46

-47

Станцию украшают 46 колонн, 16 из них стеклянные , 30 - мраморные.

-48

-49

Изначально все колонны планировали сделать стеклянными, но не успели к открытию. Планировали доделать позже, но после выхода постановления об архитектурных излишествах- оставили как есть. Думаю, и к лучшему, это как будто изюминка станции, вишенка на торте, можно долго блуждать в этом разноколонье, разглядывая ( хрустальные колонны мне хочется и потрогать, но это было бы слишком😜)

-50

Мне эта станция напоминает стамбульскую цистерну Базилика(только без воды, к счастью 💧)

Оформление посвящено теме победы, стену украшает героическая мозаика.

-51

Очень красивая лепнина на потолке !

-52

И люстры- как отдельное произведение искусства!

-53

Ротонда вестибюля тоже завораживает!

Вход на станцию
Вход на станцию

-55

Потрясающая станция, хочется здесь остаться подольше, но- надо ехать дальше! Следующая станция- Ленинский проспект!

-56

После Автово кажется очень унылой станцией, рассматривать тут совсем нечего 😔

-57

Хотя выяснилось, что тематика оформления перекликается с мавзолеем на Красной Площади. Пригляделась повнимательнее- ну да, все сходится, и мраморный коричнево-красный колорит, и геометричная строгость. И даже шрифт в названии.

-58

Но, как и в Мавзолее, где зазевавшихся туристов подгоняют строгие полицейские, так и с этой станции - лично мне хочется уехать поскорее. Следующая станция-проспект Ветеранов!

-59

Тоже нелюбимая и недружественная для меня станция. Когда училась в универе, одна из практик проходила в школе на Ветеранов. Два месяца нужно было приезжать сюда к первому уроку, который начинался в 7.30. Готовили конспекты-уроки каждый день до 4 утра, добираться из центра сюда около часа , иногда проще было не ложиться, чтобы приехать вовремя. Плюс все это было глубокой холодной зимой, казалось, что каждый день- одна сплошная полярная ночь. Брр, в общем, до сих пор не люблю сюда возвращаться 🥺

Ну и сама станция некрасивая, какая-то гнетущая, половина перекрыта сейчас на ремонт, тесно и людно.

Из плюсов- отсюда теперь можно уехать в Пулково , пустили новый автобус. Но я им пока не пользовалась и вряд ли буду.

-60

Едем дальше, теперь на противоположный конец ветки- до станции «Девяткино». В пути- 45 минут.

-61

«Девяткино» открылась в 1977 г, а до 1992 называлась «Комсомольской». Это первая станция, открытая еще в Ленобласти и ставшая впоследствии частью города.

Архитектура максимально аскетичная, украшательств никаких. Раньше были витражи, но их убрали .Соединена с одноименной ж/д платформой и автостанцией.

-62

Станция очень популярная, жилье в районе активно строится, а подземка на огромные поля Мурина- только одна. Но зато много автобусов, спасибо многострадальной транспортной реформе.

-63

Не люблю сюда приезжать и лишний раз стараюсь этого избежать 🙈

-64

Такие брутально-бетонные джунгли,депрессивненько, хочется поскорее отсюда уехать.

-65

-66

Едем обратно, следующая станцияо-Гражданский проспект!

-67

Красивая-парадная станция, люблю ее!

Сочетание серого мрамора с красным гранитом и золотом помпезное, но в меру.

Мощные светильники и колонны.

-68

Впервые увидела, какие в глубине станции позолоченные серп и молот 🛠️

Панно из анодированного алюминия
Панно из анодированного алюминия

И надписи о дружбе пролетариев на языках советских народов. Это обязательно надо запечатлеть!

-70

Едем дальше, следующая станция- «Академическая»!

-71

Красивая, космического дизайна станция, оформление посвящено советской науке и технике.

-72

В глубине на камне выбита цитата дедушки Ленина, тоже впервые ее обнаружила и прочитала.

-73

Едем дальше, следующая станция- «Политехническая»!

-74

Довольно скромная станция, но с приятным светом,отделка из мрамора и травертина. Украшений нет, зато есть интересные светильники, в функционально-финском стиле

-75

-76

Едем дальше, следующая станция- «Площадь мужества»!

-77

Довольно суровая станция, посвящена героизму и стойкости ленинградцев,оформление под стать названию, аскетичное и мужественное.

-78

Интересные фонари, символизирующие вечный огонь- недалеко от станции Пискаревский мемориал.

-79

В конце зала- железное панно с красноармейской звездой.

-80

Едем дальше, следующая станция - «Лесная»!

Очень необычная и симпатичная, стены украшены зеленой плиткой под малахит, вызывающей ассоциации с лесом и природой.

-81

С 1995 по 2004 год , «Лесная» была конечной станцией красной ветки, кусок от «Площади мужества» до Девяткино был затоплен и не функционировал.

-82

В глубине- горельеф в виде солнца, подсветка создает ощущение настоящих лучей ☀️

-83

Очень приятная станция, кому в сером Петербурге не хватает солнышка- можно приехать на Лесную и немножко подзарядиться. А на поверхности, недалеко от станции- роскошный парк Лесотехнической академии, там очень здорово гуляется летом и осенью. Но подниматься пока не будем, едем дальше. Следующая станция- «Выборгская»!

-84

Скромная станция, похожа на Политехническую, но смотрится более новой.

-85

Украшений нет, зато здесь приятный и теплый свет. А над эскалатором , на поверхности- роскошная оранжерея, единственная в метро.

Едем дальше, следующая станция- «Площадь Ленина»!

-86

Вот вообще некрасивая станция, мрачная и скучная 😐

-87

Здесь, впервые за 3 недели моих покатушек, наблюдательный дед удивленно поинтересовался- что я тут снимаю и зачем? Ну да, на этой станции не очень понятно, фотографировать совсем нечего, только лампы-светильники ничего.

-88

Едем дальше, следующая станция-Чернышевская !

-89

Долгое время была моей «домашней» станцией, очень нравится райончик вокруг, близко к центру, а людей меньше, очень классно здесь гуляется летом, в Таврическом саду или по набережной, вокруг Смольного. Но за время, пока я тут обитала, станцию дважды закрывали на краткосрочный ремонт, что было очень неудобно. Последняя реставрация тянулась с 2022 г по 2024 год.

-90

Особо ничего не поменялось, но сейчас Чернышевская выглядит свеженько. И очень стильные клетчатые полы здесь, всегда на них засматриваюсь.

-91

Едем дальше, следующая станция- «Площадь Восстания»!

-92

Была здесь миллионы раз, но впервые внимательно осмотрелась- тоже очень красивая станция! Украшена четырьмя панно революционной тематики .

Выступление Ленина на броневике
Выступление Ленина на броневике

Выстрел «Авроры»
Выстрел «Авроры»

Очень трогательный Ленин в шалаше!

-95

И розетки-украшения на стенах шикарные.

-96

Но людей здесь всегда очень много и фотографировать-рассматривать затруднительно, сносит толпой. Едем дальше, следующая станция - Владимирская!

Между Площадью Восстания и Владимирской-самый короткий перегон в метро, всего 800 м
Между Площадью Восстания и Владимирской-самый короткий перегон в метро, всего 800 м

Красиво украшенная и впечатляющая , как и все станции первой очереди.

-98

Очень красивые массивные светильники и шахматные полы.

-99

-100

«Владимирская»- вторая домашняя станция , здесь поднялась наверх, закончила маршрут. Со всеми остановками, выходами и фотографированиями, подземное путешествие заняло 3 часа.

Про начало наших вылазок можно почитать здесь

https://dzen.ru/suite/b621e8d3-7de0-41a0-93c6-9bdfa397b44e

А в следующий раз- отправимся исследовать оранжевую ветку, последнюю из необъезженных!