Вот такая любопытная заметка вышла сегодня на страницах американского издания ВВС. Давайте вместе почитаем в оригинале:
Когда Си пришел к власти в 2012 году, его любовь к спорту подстегнула стремление реформировать и улучшать китайский футбол. Его мечтой, как он однажды сказал, было, чтобы Китай прошел отбор на чемпионат мира, провел его и, в конечном итоге, выиграл его. Это были его «три желания».
Но десятилетие спустя даже Си, похоже, утратил веру в осуществление этих мечтаний.
«Когда правительство Китая за что-то берется, оно очень редко терпит неудачу», — говорит Марк Дрейер, спортивный обозреватель из Пекина. «Взгляните на электромобили, посмотрите на Олимпиаду. Практически в любой отрасли, о которой вы только можете подумать, Китай там на высоте».
Однако футбол, судя по всему, не смог процветать в тисках Коммунистической партии.
В ключевом правительственном отчете за 2015 год отмечалось, что Китайская футбольная ассоциация (CFA) должна иметь «юридическую автономию» и быть «независимой» от Главного управления спорта (GAS).
Даже Си признал, что если Китай хочет добиться успеха, то партии придется сделать то, что она делает редко: отпустить ситуацию.
«Провал Китая в футболе стал национальным позором, а выяснение причин стало национальной одержимостью», — заявил в интервью BBC Роуэн Саймонс, автор книги «Бамбуковые стойки ворот: как один человек научил Китайскую Народную Республику любить футбол».
«Но для меня причины вполне ясны, и они многое говорят о том, как управляется страна».
Проблема, утверждает он и другие, в том, что однопартийное государство Китая навязывает решения сверху. Хотя это эффективно для экономического роста, это дает плохие результаты в конкурентных командных видах спорта.
Хотя ФИФА запрещает государственное вмешательство, китайский футбол изобилует политическими назначениями. Это распространено в Китае, где партия контролирует большинство аспектов общественной жизни.
Нынешний президент CFA Сун Цай также является заместителем секретаря Коммунистической партии. Его работа, в свою очередь, курируется высокопоставленным правительственным чиновником в GAS.
«Все должно быть доложено наверх, боссам Коммунистической партии. По сути, это означает, что решения в футболе принимают люди, не имеющие отношения к футболу», — говорит г-н Дрейер. «Футбол должен управляться снизу. Вы начинаете с самого низа пирамиды, и таланты начинают подниматься наверх».
Все основные футбольные страны имеют «пирамиду» лиг. Элитные профессиональные клубы находятся наверху, поддерживаемые глубоким пулом полупрофессиональных и любительских команд, все игроки которых соревнуются за то, чтобы пробиться наверх.
Такая пирамида процветает на культуре игры в футбол, массовая, ради удовольствия. Чем больше резерв, из которого можно черпать, тем лучше будут игроки наверху.
«Если посмотреть на каждую страну, где футбол действительно успешен, то за последние 100 лет этот вид спорта органически развился как низовая деятельность», — говорит г-н Саймонс. «Профессиональный футбол в Китае постоянно терпит неудачу, потому что его ничто не поддерживает — их пирамида перевернута».
Статистика подтверждает это: 1,3 миллиона зарегистрированных игроков Англии затмевают китайских футболистов, которых менее 100 000. И это несмотря на то, что население Китая в 20 раз больше, чем население Англии.
«Здесь дети не растут с мячом у ног. Без этого вы не сможете воспитать элитные таланты», — говорит г-н Дрейер.
Футбол высшего уровня в Европе и Южной Америке берет свое начало на улицах и в парках каждого города и деревни. Однако в Китае толчок начался в Пекине.
Только в 1990-х годах правительство создало первую в стране профессиональную лигу. Оно создало несколько топ-клубов в крупных городах, но пренебрегло низовыми.
Стремясь произвести впечатление на своих начальников, чиновники в этой иерархической системе неизбежно выбирают «краткосрочный» подход, принося в жертву подлинное улучшение с течением времени ради быстрых исправлений, объясняет г-н Дрейер.
Некоторые иностранцы, игравшие в Китае, говорят, что такая жестко контролируемая система также оставляет мало возможностей для развития естественного понимания игры у молодых игроков.
Европеец, в настоящее время играющий в Китае и не пожелавший назвать свое имя, рассказал BBC, что, хотя многие китайские игроки «технически хороши», в решающие моменты на поле им не хватает «футбольного интеллекта».