Найти в Дзене

Призраки советского автопрома: вспоминаем 5 грузовиков, чьи тайны хранят гаражи Страны Советов

В Советском Союзе грузовики были не просто транспортом — это кровеносная система экономики, костяк промышленности и сельского хозяйства. Пока одни модели сходили с конвейеров миллионными тиражами, другие, окутанные тайной, пылились в секретных конструкторских бюро, так и не получив шанса выйти на дороги страны. Сегодня мы сорвём покровы секретности и расскажем о пяти самых необычных и малоизвестных грузовиках СССР! Приготовьтесь к путешествию в мир инженерной мысли, смелых экспериментов и упущенных возможностей. История, которую вы не найдёте в учебниках! 1. «Тбилиси» — грузинский богатырь на трёх мостах: Представьте себе: 1986 год, знойная Грузия. Инженер-энтузиаст Гурам Квернадзе создаёт нечто невероятное — трёхосный грузовик повышенной проходимости на базе… УАЗика! “Взял шасси УАЗ-452Д, приварил ещё один мост! – рассказывали очевидцы. – Движок тоже раскочегарил, литров до 2.4! Кабину от “Колхиды” приспособил, кузов сам сварил. Красавец, а не машина!” Говорят, на этом “монстре” можно

В Советском Союзе грузовики были не просто транспортом — это кровеносная система экономики, костяк промышленности и сельского хозяйства. Пока одни модели сходили с конвейеров миллионными тиражами, другие, окутанные тайной, пылились в секретных конструкторских бюро, так и не получив шанса выйти на дороги страны. Сегодня мы сорвём покровы секретности и расскажем о пяти самых необычных и малоизвестных грузовиках СССР!

 «Тайны, скрытые в конструкторском бюро…»
«Тайны, скрытые в конструкторском бюро…»

Приготовьтесь к путешествию в мир инженерной мысли, смелых экспериментов и упущенных возможностей. История, которую вы не найдёте в учебниках!

1. «Тбилиси» — грузинский богатырь на трёх мостах:

Представьте себе: 1986 год, знойная Грузия. Инженер-энтузиаст Гурам Квернадзе создаёт нечто невероятное — трёхосный грузовик повышенной проходимости на базе… УАЗика!

 “Когда одного УАЗа мало!”
“Когда одного УАЗа мало!”

“Взял шасси УАЗ-452Д, приварил ещё один мост! – рассказывали очевидцы. – Движок тоже раскочегарил, литров до 2.4! Кабину от “Колхиды” приспособил, кузов сам сварил. Красавец, а не машина!” Говорят, на этом “монстре” можно было и груз тонну-полторы перевезти, и 16 человек в кузове рассадить! «Тбилиси» оказался лучше серийного УАЗа по проходимости и грузоподъёмности, но, увы, так и не добрался до конвейера. Видимо, не вписался в стандарты…

2. ЗИЛ-133С — «А ну-ка, свекла, сама грузись!»:

1963 год, завод имени Лихачёва. Инженеры ломают голову над задачей: как облегчить труд колхозников при уборке урожая? Так появляется ЗИЛ-133С — самосвал с… предварительным подъёмом платформы!

“Советский хай-тек для села!”
“Советский хай-тек для села!”

«Эта штука поднимала кузов перед опрокидыванием, чтобы груз лучше высыпался, — объясняли ветераны ЗИЛа. — На «САЗ-2500» что-то подобное было, а тут — своё, оригинальное». Под капотом — 150 «лошадок», кузов — на 2,5 куба. Испытания прошёл на «отлично», но в серию не пошёл. Говорят, конструкция оказалась слишком сложной…

3. НАМИ-058С — «Турбонаддув» в сибирской глуши:

1966 год, Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт. Инженеры создают тягач повышенной проходимости для работы в суровых условиях Севера. Получается НАМИ-058С — суровый «проходимец» с турбодизелем!

«Сибирь ждала… но не дождалась!»
«Сибирь ждала… но не дождалась!»

“Дизель ЯМЗ-238Н, турбированный, 320 сил! – с гордостью говорили разработчики. – Полуприцеп тащит на 8 тонн, где угодно пролезет!”. Мосты – ведущие, управляемые, колёса – от “Урала”, но с возможностью поставить “лапти” от “КрАЗа”. Испытания показали – машина зверь! Но… сложная, дорогая, не для массового производства.

4. ГАЗ-33-01 — «Дизельная Шишига», которая так и не состоялась:

Конец 70-х, Горьковский автозавод. Попытка создать более современную и комфортабельную замену легендарной «Шишиге» ГАЗ-66. И вот он, ГАЗ-33-01 — «Дизельная Шишига»!

 «Мечта десантника, несбывшаяся мечта…»
«Мечта десантника, несбывшаяся мечта…»

«Кабина просторная, тёплая, с электропневматикой! — хвастались инженеры. — Дизель — 125 сил, мосты — усиленные, подключение — тумблером! Говорят, даже ядерные испытания на Семипалатинском полигоне прошёл! Но… не сложилось. То военным не понравилась бескапотная компоновка, то началась «перестройка»…

5. МАЗ-7510 — «Ураган» на стройках Союза:

1969 год, Минский автомобильный завод. Задача: создать самосвал повышенной проходимости для работы на стройках века. И вот он, МАЗ-7510 — монстр на базе армейского тягача!

 “Когда “Белаза” не хватает!”
“Когда “Белаза” не хватает!”

«Движок — танковый, 12 цилиндров, почти 40 литров объёмом, 525 коней! — восхищались водители. — Жрёт, как не в себя, но прет, как танк!». Две кабины, грузоподъёмность — 20 тонн. Поговаривали, что «Ураганом» его прозвали не только за мощь, но и за сложность в управлении. В общем, для простых смертных машина оказалась слишком крутой.

Эпилог:

Эти пять грузовиков — лишь малая часть огромного пласта малоизвестных и забытых разработок советского автопрома. Каждая из этих машин — это целая история, полная инженерного энтузиазма, смелых решений и, к сожалению, упущенных возможностей.

А какой из этих грузовиков впечатлил вас больше всего? Может быть, вы знаете о других интересных моделях, которые не пошли в серию? Поделитесь своими воспоминаниями и мнением в комментариях! Давайте вместе восстановим историю советского автомобилестроения!