Найти в Дзене

МЕДЕЯ • ДОЧЬ ГЕКАТЫ

Натэлла Сперанская. "Медея, кровавая менада": • Рассматривая образ Медеи, мы заведомо отбросили все психоаналитические комментарии, поскольку считаем подобный подход к мифам недопустимым, и сосредоточились на духовной герменевтике: начав с толкования в контексте герметической философии, мы перешли к рассмотрению образа Медеи в контексте трех Логосов, и установили его глубинную связь с Великой Матерью и титаническим началом. Но кто она – Медея? Безжалостная детоубийца, достойная поругания, жертва любовной измены, ввергнутая в безграничное отчаяние или «кровавая менада» (как называл ее Сенека), в святом безумии обагрившая руки кровью своих чад? Чтобы приблизиться к пониманию образа Медеи, мы должны начать с мифа о походе Аргонавтов, в центре которого находится символ Золотого Руна. Миф об Аргонавтах начинается с того, что царь Пелий посылает своего племянника Ясона в Колхиду к царю Эету, сыну Гелиоса, за Золотым Руном. Для далекого путешествия с помощью богини Афины был построен кораб
Школа Меньшиковой, Магия, Мифология, https://mk999.one/start/
Школа Меньшиковой, Магия, Мифология, https://mk999.one/start/

Медея, кровавая менада

Натэлла Сперанская. "Медея, кровавая менада":

Рассматривая образ Медеи, мы заведомо отбросили все психоаналитические комментарии, поскольку считаем подобный подход к мифам недопустимым, и сосредоточились на духовной герменевтике: начав с толкования в контексте герметической философии, мы перешли к рассмотрению образа Медеи в контексте трех Логосов, и установили его глубинную связь с Великой Матерью и титаническим началом.

Но кто она – Медея? Безжалостная детоубийца, достойная поругания, жертва любовной измены, ввергнутая в безграничное отчаяние или «кровавая менада» (как называл ее Сенека), в святом безумии обагрившая руки кровью своих чад?

Чтобы приблизиться к пониманию образа Медеи, мы должны начать с мифа о походе Аргонавтов, в центре которого находится символ Золотого Руна.

Миф об Аргонавтах начинается с того, что царь Пелий посылает своего племянника Ясона в Колхиду к царю Эету, сыну Гелиоса, за Золотым Руном. Для далекого путешествия с помощью богини Афины был построен корабль «Арго». Вместе с Ясоном отправились славные герои Эллады. Прибыв на остров Лемнос, чтобы заручиться поддержкой Вулкана, Аргонавты увидели, что он заселен одними женщинами (все мужчины были перебиты ими за год до появления Аргонавтов). Там в Ясона влюбляется царица Гипсипила. Она предлагает ему жениться на ней и стать царем Лемноса, но Геракл, который отказался покинуть “Арго”, уговорил героев двинуться дальше. Пернети утверждает, что женщины Лемноса непочтительно отнеслись к богине Венере, за что та подвергла их наказанию, наделив неприятным запахом, что вызвало презрение у всех мужчин. Не выдержав унижения, женщины убили своих обидчиков, когда те предавались сну. Смерти избежал только отец Гипсипилы. Пернети, ссылаясь на древние источники, пишет, что Ясон все же имел детей от царицы. Убийство мужчин философ трактует как «растворение фиксированного воздействием летучего». Аргонавты покинули остров только когда Геркулес призвал их выйти из забытья и вспомнить, за какой целью они отправились в Колхиду.

В походе за Золотым Руном участвовал и легендарный Орфей. Именно по его совету Аргонавты приняли посвящение в самофракийские мистерии кабиров. Пернети уточняет, что, прибыв на некий (какой именно, неизвестно) остров, Аргонавты создали там алтарь, посвященный Кибеле, Матери Богов (!) Также были возданы почести гиганту Титию (“сыну самой Земли”) и Меркурию.

Далее на их пути были: Вифиния, где один из Аргонавтов, Полидевк, сразился с царем Амиком; Боспор стал местом встречи Аргонавтов со слепым старцем Финеем, которому они оказали помощь, навсегда прогнав гарпий, кравших у него пищу, в благодарность за что старец дал Аргонавтам ценные советы и предостерег их от предстоящих опасностей. Аргонавты, вняв наставлениям Финея, благополучно миновали скалы Симплегады и направились на восток вдоль южного берега Понта Евксинского. Причалив к острову Аретия, они встретили потерпевших кораблекрушение сыновей Фрикса, которые тут же присоединились к ним и продолжили путь к Кавказу, где находился прикованный Прометей.

Когда Аргонавты прибыли на место назначения, Ясон в сопровождении шести спутников, пожаловал во дворец Эета, сына Гелиоса. Дочь царя - Медея сразу же воспылала чувствами к Ясону. Узнав о цели приезда Аргонавтов, Эет впал в гнев и решил подвергнуть Ясона страшному испытанию: дерзкий герой должен был вспахать поле на медноногих огнедышащих быках бога Ареса и засеять его драконьими зубами, из которых родятся воины. Медея передала Ясону колдовское зелье, которое придало ему неуязвимости. Ясон выполнил просьбу Эета и вышел победителем. Воины, появившиеся из зубов дракона, вступили в схватку друг с другом и, когда силы их были уже на исходе, Ясон уничтожил неприятелей. Медея, опасаясь гнева отца, предложила Ясону жениться на ней и немедленно покинуть Колхиду. Он поклялся Медее именами Титана Гелиоса и трехликой Гекаты, заключив сигнификационный пакт с хтоническими силами. Взяв колдовские зелья, Медея поднялась на “Арго”.

На рассвете Ясон и Медея отправились за Золотым Руном в рощу Ареса. Руно охранял змей, но Медея околдовала его и помогла Ясону забрать добычу. Интересно, что еще по прибытии в Колхиду, Аргонавты немедленно заметили Медею и стали сделить за ней: “Арг своим братьям велел пока что на месте остаться, дабы следили за тем, что замыслит и сделает дева”.

Мы можем предположить, что слепой старец Финей, узнав о цели путешествия Аргонавтов, предупредил Ясона, что именно дочь царя Эета поможет им забрать Золотое Руно, поэтому Ясон сразу же соглашается взять в жены Медею, жрицу Гекаты, внучку Гелиоса, владевшую тайной Золотого Руна.

Есть легенда, что Геката помогла Медее добиться любви Ясона, но едва ли речь шла о любви. “Кровавую менаду” и искателя Золотого Руна роднило одно – желание обладать. Не лишним будет отметить, что в трагедии Сенеки Медея дважды посягает на Ясона как на свою собственность. В первый раз – в беседе с Креонтом, когда она напоминает царю, что помогла Аргонавтам забрать Золотое Руно и только благодаря ей все герои Эллады вернулись на родную землю, и теперь она вправе требовать, чтобы Ясон остался с ней (“Всех вам дарю я – одного беру себе”). И второй раз – когда Медея говорит Ясону, что хочет сразиться с Креонтом и наградой ей, победительнице (а Геката, вне всяких сомнений, вновь вняла бы ее заклинаниям), будет сам Ясон.

Отец Медеи отправил погоню за “Арго”, желая вернуть дочь в Колхиду. Как сообщает предание, Аргонавты были готовы отдать Медею отцу, но женщина стала упрекать Ясона тем, что он дал обещание жениться на ней.

Чтобы избавиться от погони, Медея, заманивает в ловушку родного брата Апсирта и убивает его. Затем, разрубив его тело на куски, она разбрасывает их на пути преследователей. Эет собирает части тела сына, чтобы похоронить его. «Арго» скрывается от преследователей. Пока корабль держал курс на Грецию, Аргонавты подвергались новым, успешно преодолеваемым испытаниям. В то же время в Греции царь Пелий, надеясь на гибель Ясона, убил его отца и брата, окончательно захватив власть. Медея, прибегнув к колдовству, снова помогла Ясону. Дочери царя, поддавшись чарам Медеи, надеясь вернуть молодость одряхлевшему властителю, разрубили его тело на части и сварили. За совершенное преступление Акаст, сын Пелея, изгоняет из города Ясона и Медею. Они бегут в Коринф, где Медея рожает Ясону двух сыновей. Уже вскоре Ясон оставляет Медею ради новой возлюбленной – Главки, дочери царя Креонта.

Желая отомстить за измену, Медея отправляет невесте Ясона свадебный подарок – напитанный ядами пеплос и головной убор, дары Гелиоса. Как только Главка примерила одежды, ее тело оказалось объято пламенем, в страшных муках она отошла в мир иной. Креонт, увидев, что его дочь превратилась в живой факел, бросился ей на помощь, но огонь не пощадил и царя. Оба погибли в огне медеевой мести.

Затем Медея убивает собственных детей, нанося последний удар Ясону, и возносится на крылатой колеснице Гелиоса, запряженной драконами.

Обратим внимание на то, что мотив разрывания на части – центральный как в египетской мифологии (убийство Осириса его братом Сетом, разрубание тела Осириса на 14 частей), так и в греческой (разрывание Диониса титанами на 14 частей). Этот мотив постоянно всплывает в связи с Медеей: убийство и разрывание на части родного брата, дочери Пелия под чарами Медеи расчленяющие на части своего отца. «Дочь Эета предварительно разрубала жертву на куски, – пишет Канселье, – такое предуготовительное разрушение тела чисто иносказательно используется в Великом Делании – это ни что иное, как растворение (солюция), производимое в соответствии с герметическим утверждением о том, что «тот, кто не знает способа разрушения тела, не знает и способа его совершенствования».

В трагедии Сенеки Медея взывает к Титану Гелиосу, трехликой Гекате, вечному мраку Эребу («без неба царство»), беспощадным манам и Эриниям, «змееволосым богиням», моля их о том, чтобы они принесли смерть новой возлюбленной Ясона, ее отцу и всему царскому роду, произнося такие слова:

Неслыханные, дикие

Деянья, и земле и небу страшные,

Вынашивает дух мой: кровь, и смерть, и труп

Разрубленный.

Сенека, в отличие от Еврипида, подчеркивает мотив разрубания, расчленения. Перед осуществлением своего замысла Медея изрекает:

...такое этот день свершит,

Что все века запомнят. На богов пойду,

Низвергну все!

В этих словах слышится голос титанических первопредков, богоборцев, вздумавших восстать на Олимп. Кормилица также признается, что не раз видела, как Медея грозила богам. Сенека называет Медею «кровавой менадой». Как мы знаем, менады всегда считались спутницами Диониса.

Именно это способно ввести нас в заблуждение и дать основания предположить связь Медеи с Дионисийским Началом. Однако не следует забывать, что изначально менады имели непосредственное отношение к культу темной богини, и жрица Гекаты Медея, безусловно, связана именно с Великой Матерью.

Иными словами, Медея – не дионисийская, а прадионисийская менада. О прадионисийском корне менад – и для нас это ключ к загадке Медеи – пишет Вячеслав Иванов. Он утверждает, что к прадионисийским менадам мы можем, к примеру, отнести Эриний (к ним, наряду с Гелиосом и Гекатой, взывает Медея). «Изначальный женский культ парнасских фиад и киферонских менад был оргиастическим и человекоубийственным служением той же подземной богине Ночи (Nyx), которая чтилась и в беотийских Феспиях как один из аспектов Матери-Земли, Геи», – пишет В. Иванов, подчеркивая, что подлинное имя этого женского божества хранилось в тайне. И это божество древнее самого Диониса, как древнее Диониса загадочные менады.

Поразительно, что Иванов оказывается почти единственным, кто подчеркивает, что служителями женского хтонического божества были не только менады, но и титаны; как те, так и другие, всегда разрывают своих жертв; как те, так и другие – «суть хаотические силы женского материального первоначала (Матери-Земли)».

В трагедии «Медея» Сенека не пытается ни оправдать, ни осудить преступление жрицы Гекаты, напротив, он углубляется не в психологизм, как Еврипид, а в мистерию, выявляя хтоническую природу Медеи.

Медея предстает как черная прадионисийская менада, что, определенно позволяет нам рассматривать этот трагический образ в контексте Логоса Великой Матери.

Читайте в Библиотеке школы Меньшиковой:

Видео:

Читайте на сайте школы Меньшиковой:

Геката. Четвертый лик богини
Дар колдуна, переданный предком. Как побороть такое "наследство"?

Библиотека школы Меньшиковой раздел «Магические ключи в греческой и римской истории и мифологии»