Найти в Дзене
Простой Новостник

Секреты Кремлевской стены: кого Ленин любил больше – революцию или Инессу?

Советская средняя школа делала всё, чтобы жизнь Ленина не вызывала к себе никакого любопытства. Общество должно было принять на веру мысль об идеальном Ильиче и не слишком задумываться над его жизнью. Как красиво звучит имя: Инесса Арманд! Загадочно! Привлекательно! Одновременно возникает нечто и воздушное и величественное. Правда ли она была любовницей Ленина? Разберемся в этой статье! Попробую воспользоваться описанием Инессы Арманд, сделанным ее биографом, Павлом Подлящуком: «Длинные косы уложены в пышную прическу, открыты маленькие уши, чистый лоб, резко очерченный рот и зеленоватые, удивительные глаза: лучистые, внимательно-печальные, пристально глядящие вдаль». В конце XIX века, словно диковинные птички, в Россию прилетели две осиротевшие пятнадцатилетние француженки – Инесса и Рене Стефан. Дочери известных парижских актеров, Натали Вильд и Теодора Стефана, они потеряли родителей и переехали к своей тетке, зарабатывавшей на жизнь уроками музыки и французского языка в богатом к
Оглавление

Советская средняя школа делала всё, чтобы жизнь Ленина не вызывала к себе никакого любопытства. Общество должно было принять на веру мысль об идеальном Ильиче и не слишком задумываться над его жизнью.

Как красиво звучит имя: Инесса Арманд! Загадочно! Привлекательно! Одновременно возникает нечто и воздушное и величественное.

Правда ли она была любовницей Ленина? Разберемся в этой статье!

Попробую воспользоваться описанием Инессы Арманд, сделанным ее биографом, Павлом Подлящуком:

«Длинные косы уложены в пышную прическу, открыты маленькие уши, чистый лоб, резко очерченный рот и зеленоватые, удивительные глаза: лучистые, внимательно-печальные, пристально глядящие вдаль».

Биография

Арманда в молодости
Арманда в молодости

В конце XIX века, словно диковинные птички, в Россию прилетели две осиротевшие пятнадцатилетние француженки – Инесса и Рене Стефан. Дочери известных парижских актеров, Натали Вильд и Теодора Стефана, они потеряли родителей и переехали к своей тетке, зарабатывавшей на жизнь уроками музыки и французского языка в богатом купеческом семействе Армандов.

Представьте себе: Париж, богема, театр, и вдруг – степенная купеческая Москва. Девочки, изящные, умные, образованные, да еще и талантливые музыкантши, сразу же привлекли внимание молодых Армандов. Трое сыновей Евгения Евгеньевича – Александр, Владимир и Борис – были очарованы француженками.

По законам тогдашней России, дочери актёров, пусть и из Парижа, вряд ли рассматривались как подходящие партии для наследников крупного торгового дома “Евгений Арманд с сыновьями”. Но братья Арманд, особенно Владимир и Александр, были людьми прогрессивных взглядов. Они тяготели не к укреплению семейного бизнеса, а к новым идеям, к переменам, к той самой “русской смуте”, которая назревала в обществе. Во-вторых, а может быть, и в-главных, ореол парижской богемности, французский шарм и утонченность сестёр Стефан сыграли свою роль – перед этим очарованием устоять было невозможно.

Вскоре Инесса вышла замуж за Александра Арманда, старшего из братьев, а Рене – за Бориса. Казалось бы, вот он – счастливый финал сказки. Но это только начало…

В эпоху молодости Инессы пробуждалось женское самосознание. Женщины стремились к независимости, к самореализации, к активной общественной деятельности. Это был дух времени, “поветрие”, как его называли тогда. Женщина бежала не в дом, к очагу, а из дома. Это, возможно, и сыграло свою роль в формировании нового типа женщины – сильной, целеустремленной, но часто сталкивающейся с внутренними противоречиями, несущей “знамена мужской борьбы”, как свои собственные.

Инесса, счастливая и благополучная жена Александра Арманда, не искала приключений на стороне. Но судьба распорядилась иначе. Её захватили революционные идеи, и в этом она нашла родственную душу в лице Владимира Арманда, брата её мужа. Владимир, увлеченный социал-демократическими идеями, оказался духовно ближе Инессе, чем ее собственный супруг. Вспыхнула страсть.

Благородный Александр, понимая чувства Инессы, отпустил ее, несмотря на наличие четырех общих детей. Инесса поселилась с Владимиром на Остоженке в Москве, чтобы начать новую, как ей казалось, “прекрасную и счастливую жизнь”. Пятый ребенок Инессы, Андрей, был сыном Владимира Арманда.

Под влиянием Инессы Владимир безоговорочно принял её революционные взгляды и последовал за ней в ее политической борьбе. Этот путь привел их в тюрьму, ссылку, а затем и в эмиграцию. Бывший муж, Александр Арманд, продолжал любить Инессу и помогал ей, как мог. Он выкупал ее из тюрьмы, взял на себя заботу о всех детях, когда она оказалась в заключении или ссылке, и выполнял все ее просьбы. Новый муж, Владимир, разделяя тяготы ссылки, также был верен Инессе и исполнял все ее желания.

Знакомство с Лениным

Ленин и Арманда
Ленин и Арманда

Где эта прелестная моложавая вдова, медленно приходящая в себя от потери любимого мужа, познакомилась с Лениным? – интересуются исследователи. – В парижском кафе среди социал-демократов или в эмигрантской дешевой столовке? В русской библиотеке на улице Гобелен или в партийной типографии на улице Д’Орлеан? В Брюсселе, где наконец поселилась Инесса, а Ленин приезжал для участия в сессии Международного социалистического бюро?» Известно, что знакомство состоялось в 1909 году.

Представьте себе: Ленин и Крупская, вместе с самого начала революционной борьбы. Она – верная соратница, преданный друг, готовая на все ради его идей. Но вдруг на горизонте появляется она – Инесса Арманд. Красивая, умная, энергичная, тоже страстная революционерка. И, кажется, Ленин влюбляется.

Чтобы разобраться в этой истории, я позвонил женщине, которая всю жизнь изучала Крупскую. Я спросил ее прямо: “Была ли Инесса Арманд любовницей Ленина?”

Она возмутилась: “Да что вы такое говорите! Это неправда! Крупская была гордой женщиной, она бы не стала терпеть любовницу мужа, она бы ушла!”

Но так ли все просто? Могла ли Крупская просто уйти? Бросить все, чему посвятила жизнь – революцию, борьбу за справедливость, рядом с человеком, в которого верила? Сомневаюсь.

Возможно, Крупская была умнее. Возможно, она решила не воевать с Инессой, а наоборот, подружиться с ней. Сделать ее своей союзницей. Ведь Инесса тоже была полезной для революции, она помогала Ленину, вдохновляла его. А если Инесса рядом, под контролем, то и Ленин никуда не денется. Страдала ли Крупская при этом? Конечно, страдала, она же была живым человеком. Но важнее были общие цели.

Вот что писала сама Крупская об Инессе: “В 1910 году она приехала в Париж и сразу стала душой нашей группы. Жила с детьми, была очень активной, вокруг нее всегда было много людей”. Заметьте, ни слова о личной неприязни или ревности. Только похвала и признание заслуг.

И вот тут появляется еще один интересный персонаж – Виктор Курнатовский. В прошлом – большая любовь Крупской. Он прошел через тюрьмы, каторгу, побег из Сибири. Жизнь его сломала. Вернувшись в Париж, он уже не был тем революционером-максималистом, каким его знала Крупская. Он устал от борьбы, хотел покоя и мира.

Крупская пишет о Курнатовском с грустью: “Его жизнь была очень тяжелой. Когда он приехал, мы ходили к нему в больницу. Он очень страдал. Потом он немного поправился, но стал говорить какие-то примиренческие вещи”.

Что это значит? Это значит, что Курнатовский перестал поддерживать Ленина, перестал верить в революцию. А Ленин не терпел инакомыслия. Кто не с ним, тот против него. И Крупская это знала.

И все же, она сделала исключение для Курнатовского. Она навестила его, принесла газеты, поговорила по душам. “Он снова стал согласен с линией партии, – пишет Крупская. – Ильич очень обрадовался и стал часто к нему заходить”.

Почему Крупская так заботилась о Курнатовском, несмотря на то, что он перестал быть “своим”? Возможно, это был ее способ сохранить частичку прошлого, частичку себя прежней, до того, как она полностью растворилась в революции и в Ленине.

А может быть, Крупская просто хотела показать Ленину, что она способна на сочувствие и понимание, что она не просто машина для революции, а живой человек с чувствами и воспоминаниями.

Курнатовский умер через два года. Ленин пережил его на несколько лет, Крупская – на много десятилетий. А история об их отношениях, о любви, предательстве и борьбе, до сих пор вызывает споры и домыслы.

Смерть Инессы Арманд

-3

Представьте: раннее утро, почти рассвет. Мы идем по улице и видим похоронную процессию. Зрелище жуткое: черные, тощие лошади с трудом тащат черный катафалк. На нем – огромный цинковый ящик, гроб, блестящий в предрассветном свете.

И вот, за катафалком, идет он – Ленин. Рядом с ним – Надежда Крупская, его жена. И тут я замечаю деталь: Крупская поддерживает Ленина, а не наоборот. Обычно мужчина поддерживает женщину, особенно в такой момент. Но здесь все иначе. Видно, что это его горе. Не ее.

В этом гробу – Инесса Арманд. Та самая женщина, которая, возможно, была любовью всей его жизни.

Похоронили Инессу на следующий день, на Красной площади. Много венков, цветов. И среди них – венок из белых цветов с надписью: “Товарищу Инессе от В.И. Ленина”. Просто и очень лично.

Революционерка Анжелика Балабанова вспоминала, каким Ленин был в день похорон Инессы: “Он выглядел таким печальным, что никто не решался даже заговорить с ним. Казалось, он хотел остаться один на один со своим горем. Он как будто сжался, лицо спрятано под кепкой, глаза полны слез. Когда толпа толкала его, он не сопротивлялся, словно был благодарен за то, что мог быть ближе к гробу”.

Инессу похоронили в Кремлевской стене, среди самых важных большевиков. По правилам, она не была настолько значимой фигурой, чтобы удостоиться такой чести. Но Ленин, возможно, сам настоял на этом. Это было единственное, что он мог для нее сделать. Отблагодарить за все, что было между ними. И, может быть, попросить прощения за то, что он, вождь революции, лишил ее свободы любви, за которую она так боролась.

Александра Коллонтай считала, что смерть Инессы подкосила Ленина. Что он, любивший ее, не смог пережить эту потерю. Может быть, это и так. Но, скорее всего, смерть Инессы стала последней каплей. Ленин и так был измотан революцией, войной, голодом. Он создал машину для разрушения старого мира и успешно ее применил. Но строить новый мир оказалось гораздо сложнее.

К тому же, Ленин устарел. Появились новые люди, молодые, жесткие, готовые на все ради власти. Они уже дышали ему в спину, ждали его ухода. Ленин чувствовал это. Он понимал, что его время уходит. Его интеллигентная, дворянская натура не выдерживала той жестокости, которую он сам же и провозгласил.

Заходите в профиль, там еще больше интересных статей!