Найти в Дзене
Papkin_ITishnik

Как цифровые технологии помогают университетам соответствовать требованиям аккредитации и снижать затраты?

Цифровизация высшего образования стала одним из трендов последних лет и к 2030 году охватит до 90% вузов. Во многом - благодаря господдержке. Например, в рамках программы "Приоритет 2030" в 142 университетах из 56 регионов ввели должность проректора по цифровизации. Проект "Цифровые кафедры" охватил 119 вузов и более 800 образовательных программ, в рамках которых студентов обучают информационным технологиям применительно к их будущей профессии. Свою роль также сыграла пандемия, когда онлайн-обучение стало особенно актуальным. О том, как обстоят дела сейчас и какие проблемы есть в отрасли, рассказывает директор EdTech-компании "Лань" Александр Никифоров. На данный момент не существует единой стратегии цифровой трансформации вузов, и каждый университет сам определяет приоритетные направления развития. В первую очередь цифровизации подвергается сам образовательный процесс. Наличие электронной информационно-образовательной среды — один из ключевых факторов аккредитации вуза. Для этого испо
Оглавление
Цифровизация высшего образования стала одним из трендов последних лет и к 2030 году охватит до 90% вузов. Во многом - благодаря господдержке. Например, в рамках программы "Приоритет 2030" в 142 университетах из 56 регионов ввели должность проректора по цифровизации. Проект "Цифровые кафедры" охватил 119 вузов и более 800 образовательных программ, в рамках которых студентов обучают информационным технологиям применительно к их будущей профессии. Свою роль также сыграла пандемия, когда онлайн-обучение стало особенно актуальным. О том, как обстоят дела сейчас и какие проблемы есть в отрасли, рассказывает директор EdTech-компании "Лань" Александр Никифоров.

Ключевые решения в цифровизации образования

На данный момент не существует единой стратегии цифровой трансформации вузов, и каждый университет сам определяет приоритетные направления развития.

В первую очередь цифровизации подвергается сам образовательный процесс. Наличие электронной информационно-образовательной среды — один из ключевых факторов аккредитации вуза. Для этого используются LMS (системы управления обучением) — онлайн-платформы, объединяющие учебные материалы, интерактивные инструменты и аналитику. Такие системы помогают автоматизировать проверку заданий, отслеживать успеваемость студентов и формировать персонализированные образовательные траектории.

С ростом популярности онлайн-обучения вузы применяют разные форматы — от видеолекций до полноценных курсов. Однако у дистанционного обучения есть минусы: асинхронность процесса, неравномерная нагрузка и снижение вовлеченности. Эти проблемы частично решаются с помощью групповых и индивидуальных видеовстреч, а также технологий интерактивного взаимодействия.

Обучение в цифровой среде

Цифровая трансформация образования опирается на искусственный интеллект, технологии VR/AR, цифровые двойники и аналитику больших данных.

VR- и AR-решения повышают вовлеченность студентов, что особенно востребовано в инженерных и медицинских специальностях. Например, в Сеченовском университете применяют виртуальную реальность для медицинской практики, а в "Станкине" — для обучения машиностроению.

ИИ становится важным элементом LMS, позволяя адаптировать программы под каждого студента. Анализ данных помогает вузам отслеживать успешность обучения и влиять на его результаты. В РАНХиГС уже используют ИИ-систему для подбора учебных материалов, а в СПбГУТ анализируют вовлеченность студентов на лекциях с помощью умных камер.

Однако активное внедрение ИИ вызывает дискуссии. Некоторые преподаватели предлагают ограничить его использование, но запреты вряд ли остановят студентов. Важно разработать четкие правила работы с нейросетями, а также обучать преподавателей критически оценивать их результаты. Возникает вопрос: сможет ли система, в которой и задания, и их проверка выполняются ИИ, приносить реальную пользу студентам?

Препятствия на пути цифровизации

Цифровая трансформация требует значительных финансовых вложений и глубокого понимания IT-решений со стороны руководства вузов. Одним из барьеров стал уход западных вендоров в 2022 году, из-за чего университеты потеряли 80% используемого ПО. Сейчас активно развиваются отечественные LMS, аналитические системы, программы для кадров и бухгалтерии. Однако в сфере ОС уровень импортозамещения пока низкий, а готовых ИИ-решений для вузов не хватает.

Развитие цифровых технологий идет неравномерно: одни вузы успешно внедряют инновации, другие сталкиваются с нехваткой финансирования и IT-специалистов.

Отказ от бюрократии и новые подходы

Оцифровка административных процессов снижает нагрузку на преподавателей и персонал. В вузах внедряют электронный документооборот, CRM-системы для работы со студентами, аналоги МФЦ и ERP-системы, упрощающие анализ данных и принятие решений.

Постепенно вузы переходят к экосистемному подходу, взаимодействуя с бизнесом, работодателями и разработчиками образовательных технологий. Компании участвуют в подготовке специалистов, инвестируют в цифровые инструменты, а университеты адаптируют программы под запросы рынка.

Дополнительный импульс цифровизации придает объединение вузов в консорциумы, что позволяет эффективнее справляться с вызовами технологического прогресса.

Цифровизация университетов — это не просто тренд, а необходимость, продиктованная современной экономикой и наукой. Вузам придется адаптироваться к новым условиям, иначе они потеряют конкурентоспособность.