Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

10 причин посетить выставку “Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века”

Где: Музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Главное здание Адрес: улица Волхонка, 12 До: 15 июня 2025 ГМИИ им. А.С. Пушкина открывает серию выставок под названием «Ars Graphica», первая из которых «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века». Мне выставка показалась очень интересной, вот 10 причин её посетить. Выставка посвящена музейной деятельности выдающегося русского ученого и педагога Николая Ильича Романова и отражает главные страницы истории Гравюрного кабинета Румянцевского музея — главного графического собрания Москвы. С 1910 по 1924 год Н. И. Романов возглавлял Отделение изящных искусств Румянцевского музея, в которое входили Картинная галерея и Гравюрный кабинет, а в период с 1923 по 1928 год являлся директором Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина). Один из разделов экспозиции посвящен наследию русских художников, произведения которых целенаправленно приобретались для Гравюрного кабинета. Со многими из них Романов дружил и со
Оглавление

Где: Музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Главное здание

Адрес: улица Волхонка, 12

До: 15 июня 2025

Вадим Фалилеев Разлив. из серии Волга 1916 бумага, цветная линогравюра
Вадим Фалилеев Разлив. из серии Волга 1916 бумага, цветная линогравюра

ГМИИ им. А.С. Пушкина открывает серию выставок под названием «Ars Graphica», первая из которых «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века». Мне выставка показалась очень интересной, вот 10 причин её посетить.

1. Познакомиться с историей Гравюрного кабинета и деятельностью Н.И.Романова

Выставка посвящена музейной деятельности выдающегося русского ученого и педагога Николая Ильича Романова и отражает главные страницы истории Гравюрного кабинета Румянцевского музея — главного графического собрания Москвы.

Н.И.Романов с сотрудницами Гравюрного кабинета Румянцевского музея 1921
Н.И.Романов с сотрудницами Гравюрного кабинета Румянцевского музея 1921

С 1910 по 1924 год Н. И. Романов возглавлял Отделение изящных искусств Румянцевского музея, в которое входили Картинная галерея и Гравюрный кабинет, а в период с 1923 по 1928 год являлся директором Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина). Один из разделов экспозиции посвящен наследию русских художников, произведения которых целенаправленно приобретались для Гравюрного кабинета. Со многими из них Романов дружил и состоял в постоянной переписке. Благодаря сотрудничеству Николая Ильича с британским художником Фрэнком Брэнгвином Музей изящных искусств в 1925 году получил в дар от Британского музея почти 600 произведений печатной графики. На выставке представлены лучшие листы британских художников, отобранные для московского музея Фрэнком Брэнгвином и Кэмпбэллом Доджсоном, главным хранителем Гравюрного кабинета Британского музея.

Джон Эдгар Платт Мол в Сеннен-Ков (Великобритания) 1917 бумага, цветная ксилография
Джон Эдгар Платт Мол в Сеннен-Ков (Великобритания) 1917 бумага, цветная ксилография

2. Узнать больше об искусстве графики

Для тех, кто только начинает знакомство с графикой, это прекрасная возможность открыть для себя разные гравюрные техники. Самая старшая из них – искусство гравировать на дереве – ксилография.

Анна Остроумова-Лебедева Венеция ночью 1914 бумага, цветная ксилография
Анна Остроумова-Лебедева Венеция ночью 1914 бумага, цветная ксилография

Самой распространенной техникой гравюры на металле является офорт (от фр. eau-forte – “крепкая вода”, т.е. азотная кислота). Художник работает иглой на медной или цинковой пластине, покрытой лаком. Пластина с нанесенным на нее рисунком погружается в азотную кислоту, где процарапанные до металла штрихи протравливаются; после снятия лака на пластине остается рисунок.

Вадим Фалилеев Лист из серии Волга 1916 бумага, офорт, акватинта
Вадим Фалилеев Лист из серии Волга 1916 бумага, офорт, акватинта

Техника гравирования, в которой исключается процесс травления, называется “cухая игла”. При процарапывании металла по краям бороздок образуются заусенцы, или барбы. Набивающаяся в них краска при печатании даёт насыщенную линию глубокого черного цвета.

Фрэнк Уильям Брэнгвин Крестный путь 1923 бумага, офорт, сухая игла
Фрэнк Уильям Брэнгвин Крестный путь 1923 бумага, офорт, сухая игла

Акватинта (с ит. “вода подкрашенная”) напоминает рисунок тушью или акварелью. Металлическую пластину покрывают порошком асфальта, канифоли, или и тем и другим сразу и подогревают. Поверх грунта кистью наносится рисунок. Доску опускают в кислоту, которая разъедая металл в промежутках между частицами порошка, создает шероховатые поверхности, которым в отпечатке соответствуют тона различной интенсивности.

Елизавета Кругликова Пруд в Понт-Авене (Франция) 1908 бумага, цветной офорт, цветная акватинта
Елизавета Кругликова Пруд в Понт-Авене (Франция) 1908 бумага, цветной офорт, цветная акватинта

Меццо-тинто (с ит. “полуокрашенный”) – метод работы на металле, при котором специальными инструментами выглаживают более светлые места изображения, самые светлые места полируют. Художник работает тоновыми пятнами, переходя от тёмного к светлому.

Джон Рафаэль Смит Портрет Георга, принца Уэльского, 1783 по картине Томаса Гейнсборо (1727-1788) бумага, меццо-тинто
Джон Рафаэль Смит Портрет Георга, принца Уэльского, 1783 по картине Томаса Гейнсборо (1727-1788) бумага, меццо-тинто

Линогравюра как разновидность художественной графики возникла на рубеже XIX-XX вв. в связи с изобретением линолеума. Линолеум, в отличие от твёрдого дерева, мягок и пластичен, что значительно облегчает работу, а дешевизна материала позволяет применять большие плоскости.

Константин Костенко Аркады Понте Веккьо  1923 бумага, цветная линогравюра
Константин Костенко Аркады Понте Веккьо 1923 бумага, цветная линогравюра

Монотипия сочетает возможности и гравюры, и живописи. Это работа художника, которая существует только в одном экземпляре, но получают её путем отпечатка. Масляная краска наносится от руки на гладкую поверхность металлической доски или на стекло. Отпечаток получают под давлением на станке. Монотипия отличается тонкостью красок и напоминает акварель.

Елизавета Кругликова Аллея в парке Сен-Клу (Франция) Бумага монотипия
Елизавета Кругликова Аллея в парке Сен-Клу (Франция) Бумага монотипия

3. Понять символы у Альбрехта Дюрера

Альбрехт Дюрер Искушение лентяя (Сон доктора) около 1498 отпечаток конца XVI века Бумага, гравюра резцом
Альбрехт Дюрер Искушение лентяя (Сон доктора) около 1498 отпечаток конца XVI века Бумага, гравюра резцом

В то время как лентяй спит, дьявол нашептывает ему грешные мысли, олицетворенные фигурой обнаженной женщины в позе Венеры. Указанием на греховность этих мыслей служит яблоко, символ грехопадения.

4. Посмотреть Троицу Рембрандта

Рембрандт Харменс ван Рейн Авраам и три ангела 1656 бумага, офорт
Рембрандт Харменс ван Рейн Авраам и три ангела 1656 бумага, офорт

Мне кажется, что рублевская “Троица” у русского человека вписана в какой-то генетический код, и в этом плане встреча с другими вариантами изображения сюжета, изложенного в 18 главе книги “Бытие”, всегда удивляет. В полуденный зной Господь в виде трех мужей явился девяностодевятилетнему Аврааму у дубравы Мамре. Авраам радушно принял гостей. Слуги омыли гостям ноги, Авраам велел Сарре сделать пресные хлебы и отдал слуге приказание заколоть теленка. Один из странников сказал Аврааму, что через год у них с Саррой будет сын. Справа Авраам прислуживает гостям, Сарра слушает за дверью и не верит своим ушам, что у нее в старости появится долгожданный сын. Я в этой композиции дольше всего изучала изображение Бога-отца, ему нельзя не поверить.

5. Разгадать сон Рафаэля

Джорджо Гизи Сон Рафаэля (Аллегория человеческой жизни) 1561  по композиции Луки Пенни (около 1500-1556) бумага, гравюрв резцом
Джорджо Гизи Сон Рафаэля (Аллегория человеческой жизни) 1561 по композиции Луки Пенни (около 1500-1556) бумага, гравюрв резцом

Cимволизм гравюры так до конца и не раскрыт. Есть версия, что здесь изображен тернистый путь, который предстоит пройти человеку для достижения мудрости. Гравюру с XVI века называли «Сон Рафаэля», так как считали, что она сделана по рисунку Рафаэля, но это не соответствует действительности. Называли и “Сном Микеланджело”, усматривая портретное сходство героя гравюры с мастером Высокого Возрождения. Под ногами героев гравюры две надписи, которые могут стать ключом к ее разгадке. Это латинские цитаты из Вергилия (VI песня «Энеиды»), рассказывающей о посещении Энеем Ада. Одна — «Начнется / Там к спасению путь, где не ждешь ты» — относится к спуску Энея в царство Плутона, вторая же — «На скале Тесей горемычный / Вечно будет сидеть» — отсылает зрителя к мифу, рассказывающему о попытке Тесея и Пирифоя похитить Персефону, жену Аида, из подземного царства. Герои были любезно приняты Аидом, но когда попытались подняться, то обнаружили, что приращены к гранитному камню, на котором сидели. Пирифой так и остался на граните хладном, а Тесея оторвал от гранита Геркулес, когда спустился в Аид.

6. Увидеть “Париж накануне войны”

В 1915 г. художница Елизавета Кругликова выпустила в России роскошный альбом "Париж накануне войны". С его помощью она стремилась собрать средства для русских художников, оставшихся во Франции и терпевших там лишения. Кругликова задумала соединить в книге литературные произведения знаменитых современников (Алексея Толстого, Максимилиана Волошина) со своими работами. Это монотипии, очень сложный вид графики, практически забытый к началу ХХ в. На гладкую металлическую доску быстро наносятся краски и с помощью офортного станка переносятся на бумагу. Получается единственный отпечаток. Работы Кругликовой современники называли "живописью на бумаге" - настолько они были виртуозно выполнены. Альбом получился очень дорогим, чтобы привлечь как можно больше состоятельных людей.

7. Вспомнить стихи Константина Бальмонта

Елизавета Кругликова Портрет поэта К.Д.Бальмонта 1904 бумага, мягкий лак
Елизавета Кругликова Портрет поэта К.Д.Бальмонта 1904 бумага, мягкий лак

Очень точный образ поэта, для которого весь мир сейчас фокусируется на творчестве, передала Елизавета Кругликова. Так и слышатся сразу стихи Константина Дмитриевича

«Люби!» - поют шуршащие берёзы,

Когда на них серёжки расцвели.

«Люби!» - поёт сирень в цветной пыли.

«Люби! Люби!» - поют, пылая, розы.

Страшись безлюбья. И беги угрозы

Бесстрастия. Твой полдень вмиг - вдали.

Твою зарю теченья зорь сожгли.

Люби любовь. Люби огонь и грёзы.

Кто не любил, не выполнил закон,

Которым в мире движутся созвездья,

Которым так прекрасен небосклон.

Он в каждом часе слышит мёртвый звон.

Ему никак не избежать возмездья.

Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

8. Познакомиться с семьей Писсарро

Все знают импрессиониста Камиля Писсарро, но не всем известно, что его дети тоже стали художниками. Самым талантливым из них был сын Люсьен.

Люсьен Писсарро К поэмам Ронсара 1902 Бумага, цветная ксилография
Люсьен Писсарро К поэмам Ронсара 1902 Бумага, цветная ксилография

В твоих объятьях даже смерть желанна!

Что честь и слава, что мне целый свет,

Когда моим томлениям в ответ

Твоя душа заговорит нежданно.

Пьер де Ронсар

Дочь Люсьена, Оровида Писарро, тоже стала художницей.

9. От души посмеяться

Оноре Домье Прекрасный Нарцисс 1842 бумага, литография
Оноре Домье Прекрасный Нарцисс 1842 бумага, литография

Полюбуйтесь с каким юмором Оноре Домье изображает Нарцисса. Он уже истощен голодом, потому что ничего кроме любования на своё отражение в реке его больше не интересует, но оторваться он всё равно не может.

10. Погрустить, пофилософствовать

Леди Эннсли Врата свиданий 1920 бумага тишью, ксилография
Леди Эннсли Врата свиданий 1920 бумага тишью, ксилография

Потомственная аристократка, обладательница замка на севере Ирландии, леди Эннсли в историю британского искусства вошла как один из лучших граверов начала XX века. Ксилография «Врата свиданий» напоминает, что у каждого из нас была своя знаменательная скамейка.

Чарлз Хэйслвуд Шеннон Пастух в тумане 1922 бумага, литография
Чарлз Хэйслвуд Шеннон Пастух в тумане 1922 бумага, литография

И каждый из нас порой блуждает в тумане…

Уильям Джайлс (Жиль) Sic Transit Gloria Mundi 1924 бумага, цветная ксилография, раскраска от руки
Уильям Джайлс (Жиль) Sic Transit Gloria Mundi 1924 бумага, цветная ксилография, раскраска от руки

И всегда нужно помнить, что “Sic Transit Gloria Mundi” (“так проходит мирская слава)

Этель Леонтин Габейн Si l'amour s'egare ici-bas (Если любовь сбивается с пути) 1920 ,бумага, литография
Этель Леонтин Габейн Si l'amour s'egare ici-bas (Если любовь сбивается с пути) 1920 ,бумага, литография

И надеяться, что Ваша любовь не собьется с пути.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Пушкинский_музей #Сокровищница_графики #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты #Гравюрный_кабинет