Найти в Дзене

Блеск русского театра, созданный Карлом Фаберже

«Театр уж полон; ложи блещут» Цит. по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Ко Дню театра Музей Фаберже подготовил материал о драгоценных произведениях фирмы Фаберже, которые стали неотъемлемой частью театральной жизни Российской империи конца XIX - начала XX вв. Фирма Карла Фаберже была самым популярным ювелирным брендом в стране, поэтому неудивительно, что драгоценности, им созданные, зачастую становились подарками — актрисе в знак обожания от поклонников или режиссеру в знак признательности за службу от Кабинета Его Императорского Величества. Ювелирные произведения сверкали не только со сцены, но и из зрительного зала, ведь посещение театра подразумевало торжественный образ, включающий драгоценные украшения и аксессуары, о которых мы расскажем в конце статьи. Начнем с подарков балеринам... Судя по мемуарам Матильды Кшесинской, балерина была в коротких отношениях с фирмой Карла Фаберже, высоко ценила его изделия, его сына Агафона она называет своим большим другом. Подарки, полученные
Оглавление
«Театр уж полон; ложи блещут»

Цит. по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Бинокль театральный. Санкт-Петербург, 1898–1903. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин. Собрание Музея Фаберже
Бинокль театральный. Санкт-Петербург, 1898–1903. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин. Собрание Музея Фаберже

Ко Дню театра Музей Фаберже подготовил материал о драгоценных произведениях фирмы Фаберже, которые стали неотъемлемой частью театральной жизни Российской империи конца XIX - начала XX вв. Фирма Карла Фаберже была самым популярным ювелирным брендом в стране, поэтому неудивительно, что драгоценности, им созданные, зачастую становились подарками — актрисе в знак обожания от поклонников или режиссеру в знак признательности за службу от Кабинета Его Императорского Величества. Ювелирные произведения сверкали не только со сцены, но и из зрительного зала, ведь посещение театра подразумевало торжественный образ, включающий драгоценные украшения и аксессуары, о которых мы расскажем в конце статьи. Начнем с подарков балеринам...

Фаберже в коллекции Матильды Кшесинской

Судя по мемуарам Матильды Кшесинской, балерина была в коротких отношениях с фирмой Карла Фаберже, высоко ценила его изделия, его сына Агафона она называет своим большим другом.

Матильда Феликсовна Кшесинская (1872-1971)
Матильда Феликсовна Кшесинская (1872-1971)

Подарки, полученные в дни бенефисов, особенно памятны и важны для актрисы. В воспоминаниях они всегда отмечены. Для нас представляет интерес празднование 20-летнего юбилея ее службы на императорской сцене. В этот день её друг и впоследствии муж, великий князь Андрей Владимирович, подарил ей «бриллиантовый обруч на голову с шестью крупными сапфирами», выполненный фирмой Фаберже в египетском стиле для балета «Дочь фараона».

М. Кшесинская в роли Аспичии. Балет Ц. Пуни "Дочь фараона"
М. Кшесинская в роли Аспичии. Балет Ц. Пуни "Дочь фараона"

На Пасху представители российской элиты дарили друг другу весьма необычные подарки. Прима императорских театров вспоминала, что на Пасху 1904 года ее близкий друг великий князь Андрей Владимирович преподнес ей большое соломенное яйцо «дешевого вида», в котором была уложена масса разных пакетиков, завернутых в бумагу. Среди «простеньких вещиц» (карандашей, пепельниц и «других пустяков») балерина нашла «чудесные вещи от Фаберже». Отец Андрея великий князь Владимир Александрович на Пасху всегда присылал Матильде огромное яйцо из ландышей с привязанным к нему драгоценным яичком от Фаберже.

Такие миниатюрные яйца-брелочки отличались тонкостью работы и часто имели необычную форму — божьей коровки, лукошка с грибами, зайчика, птенца, кавалергардской каски. Все это затейливое многообразие пасхальных миниатюр можно увидеть в Музее Фаберже, располагающем самой крупной в России коллекцией ювелирных пасхальных брелоков. Крошечные яйца украшены эмалями разных видов, декорированы чеканными и выпильными узорами из золота, осыпаны мелкими драгоценными камнями.

Миниатюрная лейка балерины Элизы Балетта

Элиза Балетта
Элиза Балетта

Очарование ювелирной серии objets de fantaisie от Фаберже в полной мере
воплотилось в хранящейся в нашем музее миниатюрной лейке. Она принадлежала Элизе Балетта, знаменитой актрисе Императорского Михайловского театра и любовнице великого князя Алексея Александровича. Основная часть и носик лейки вырезаны из цельного куска нефрита, а ручка и распылитель сделаны из перфорированного желтого золота. И ручка и распылитель покрыты ярко-красной эмалью по гильошированному фону и по кругу украшены алмазами «роза».

Лейка миниатюрная. Санкт-Петербург, 1887–1900. Фирма Карла Фаберже. Собрание Музея Фаберже
Лейка миниатюрная. Санкт-Петербург, 1887–1900. Фирма Карла Фаберже. Собрание Музея Фаберже

О злосчастном великом князе, командовавшем русским флотом во время провальной Русско-японской войны, говорили, что он «любил быстрых женщин и медленные корабли». Будучи председателем Общества покровителей балета, Алексей Александрович настолько протежировал Элизе Балетта, что она стала примой-балериной с самым высоким гонораром. Великий князь дарил ей очень дорогие вещи, часть из которых ныне находится в частных коллекциях. Фаворитка обладала значительным количеством изделий Фаберже, среди которых была ваза «Балетта» работы Михаила Перхина и камнерезная фигурка «Просящий шнауцер».

Ваза «Балетта» из дымчатого топаза на золотом пьедестале. Санкт-Петербург, 1899-1903. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин. Источник: https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2020/faberge-vertu-property-from-the-brooklyn-museum-sold-to-support-museum-collections/the-imperial-balletta-vase-a-rare-and-important
Ваза «Балетта» из дымчатого топаза на золотом пьедестале. Санкт-Петербург, 1899-1903. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин. Источник: https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2020/faberge-vertu-property-from-the-brooklyn-museum-sold-to-support-museum-collections/the-imperial-balletta-vase-a-rare-and-important

«Обыкновенный» подарок композитору Глазунову за спектакль «Царь Иудейский»

В Российской империи существовала традиция награждения чиновников драгоценными подарками за усердную службу. Подарки могли быть:

«двух родов: одни с вензелевым изображением Высочайшего Имени Его Императорского Величества, жалуемые из Кабинета Его Величества; и другие — обыкновенные, назначаемые за счет собственных сумм министерств и главных управлений»

Цит. по: Награды // Энциклопедический словарь / Изд. Ф. А. Брокгауз,
И. А. Ефрон. Т. XX. СПб.: Типолитография И. А. Ефрона, 1897. С. 427.

Известному русскому композитору, дирижеру, директору Санкт-Петербургской консерватории А.К. Глазунову (1865–1936) был вручен «обыкновенный» подарок, находящийся сегодня в экспозиции Музея Фаберже.

Портсигар. Санкт-Петербург, 1908-1917. Фирма Фаберже, мастер Генрик Вигстрём. Собрание Музея Фаберже
Портсигар. Санкт-Петербург, 1908-1917. Фирма Фаберже, мастер Генрик Вигстрём. Собрание Музея Фаберже

Золотой портсигар с чеканным орлом и сапфировой кнопкой был исполнен главным мастером фирмы Фаберже Генриком Вигстрёмом и оценен в 350 рублей. Подарок композитор получил из Кабинета 18 апреля 1914 года за участие в спектакле «Царь Иудейский», который состоялся 9 января того же года в Императорском Эрмитажном театре.

Драма К.Р. «Царь Иудейский» на сцене Императорского Эрмитажа. Фотография К.А. Фишера
Драма К.Р. «Царь Иудейский» на сцене Императорского Эрмитажа. Фотография К.А. Фишера

Особый интерес представляет история самой постановки. Пьесу «Царь Иудейский» написал великий князь Константин Константинович, известный как поэт К. Р. Поэтическое изложение событий последних дней жизни Иисуса Христа, его казни и Воскресения стало последним крупным произведением великого князя и вершиной его творчества.

Сам поэт предназначал пьесу для народных театров. Но, несмотря на высокий сан автора и художественные достоинства произведения, пьеса была категорически запрещена Святейшим Синодом к публичному показу из-за боязни превращения священной истории в «суетное развлечение». Николай II согласился с постановлением Синода, но, в виде исключения, разрешил поставить один-единственный спектакль в Эрмитажном театре «Измайловскому досугу» — литературно-художественному кружку офицеров Лейб-гвардии Измайловского полка. Создателем и бессменным председателем «Досуга» был именно великий князь Константин Константинович.

Премьера драмы «Царь Иудейский» состоялась 9 января 1914 г., но не для всех желающих, а лишь для избранной публики. В спектакле были заняты более 200 человек. Большую часть ролей исполнили не профессиональные актеры, а любители – гвардейские офицеры. К.Р. играл роль Иосифа Аримафейского, тайного ученика Христа; два сына великого князя — Константин и Игорь выступили во второстепенных ролях. На женские роли были приглашены актрисы Александринского театра, в массовых сценах принимали участие ученицы старших классов Императорского театрального училища; оперные партии и балетные номера исполняли артисты Мариинского театра; толпу на сцене представляли нижние чины Измайловского полка. Музыку к мистерии написал композитор А.К. Глазунов. Пляски сирийских рабов и рабынь поставил балетмейстер М.М. Фокин, а в качестве режиссера спектакля был приглашен Н.Н. Арбатов.

Аксессуары Фаберже для посещения театра

В эпоху Карла Фаберже посещение театральных премьер было характерной привычкой русской аристократии. Выход в театр, как и выход в свет, подразумевал соблюдение определенных правил этикета, касавшихся одежды и аксессуаров. Так, наряд дамы должен был быть достаточно сдержанным, но дополненным украшениями и элегантными аксессуарами.

Усыпанным бриллиантами театральным биноклем с розовой эмалью можно любоваться как самостоятельным tour de force (шедевром), особенно когда владелица подносит его к лицу во время представления в оперном театре. В этом произведении мы видим характерное для мастера Михаила Перхина богатство декора в стиле рококо. А в чем же владелица приносила с собой в театр этот замечательный предмет? Для этого она могла бы использовать хранящуюся в Музее Фаберже дамскую сумочку из золота «кольчужного» плетения, украшенную гирляндами из эмали и сапфирами.

Музей Фаберже поздравляет всех причастных к театральному искусству с профессиональным праздником, желает творческих успехов и новых блистательных премьер!

Музеи
137 тыс интересуются