Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с АО «Просвещение», при поддержке АНО «Национальные приоритеты» и Московского педагогического государственного университета (МПГУ) реализует международную программу по развитию образовательного туризма для детей и молодёжи «Классная страна». Ее целью является формирование модели детского и молодежного образовательного туризма и создание современных, качественных, безопасных и доступных каждому ребенку образовательных программ путешествий, которые расширят кругозор, повысят мотивацию к обучению, помогут осознанно подойти к выбору будущей профессии.
В 2024 году программа «Классная страна» вышла на международный уровень. Совместно с Международной Школой БРИКС+ будет осуществляться тиражирование лучших практик, образовательных технологий и методик программы в 7 странах объединения. В рамках международного сотрудничества запланирована реализация образовательных и обучающих программ, включая повышение квалификации и выдачу международных сертификатов. Важным этапом стало открытие образовательного центра компетенций БРИКС+, который является площадкой для подготовки специалистов в сфере образовательного туризма и обмена передовыми методиками, а также создание педагогического Совета стран БРИКС.
На текущий момент в программу вовлечено 43 субъекта России, разработано более 200 образовательных программ путешествий с привязкой к школьным предметам по пяти направлениям: история и патриотизм, культура, экология, наука и технологии, спорт и здоровый образ жизни. 3000 детей проехали по маршрутам программ-победителей по партнерской программе с АНО «Больше, чем путешествие».
В процессе реализации программы «Классная страна» формируется модель детского и молодежного образовательного туризма. Она включает в себя комплексное системное методическое обеспечение, а также интеграцию программ, учебно-методических комплексов (УМК), пособий, методических рекомендаций в учебный процесс. Туроператоры и представители бизнеса получают технологическую карту двухдневной образовательной программы, обеспечивающую структурированный подход к организации путешествий. А школьники разрабатывают PR-стратегию продвижения своей образовательной программы путешествия.
Оригинальные образовательные программы путешествий
Одним из примеров разработанных программ стала «Экология – дело каждого» от команды Краснодарского края, ориентированная на учеников 9-11 классов. Она направлена на формирование бережного отношения к природе. В рамках маршрута школьники не только посетят рощи, ботанические сады, теплицы и фермы, но и попробуют провести анализ качества воды и почвы. Программа объединяет знания из области химии, биологии, географии и экологии, развивая у участников навыки исследования и командной работы.
Команда Псковской области представила программу «Архитектура Псковского края в зеркале истории». Этот историко-патриотический маршрут позволит семиклассникам глубже изучить историю России через знакомство с архитектурным наследием Пскова. Школьники посетят Псковский Кремль, старинные храмы и монастыри, примут участие в квестах и мастер-классах, что поможет им не только расширить знания по истории и краеведению, но и почувствовать связь с культурным наследием страны.
Башкортостан разработал программу «Черное золото Башкортостана: тайна нефтяной империи», ориентированную на старшеклассников и студентов. Участники познакомятся с нефтегазовой отраслью, посетят предприятия и учебные заведения, узнают о процессах добычи и переработки нефти. Программа интегрирует знания из физики, химии, математики и информатики, предоставляя возможность применить их на практике. Учащиеся также смогут попробовать себя в роли исследователей, проводя опыты и участвуя в профильных мастер-классах.
Поддержка и обучение участников
В разработке образовательных программ путешествий участникам помогло онлайн-обучение, разработанное АСИ совместно с методологами и экспертами программы. Члены региональных команд изучили организационные, нормативно-правовые и методологические аспекты образовательных путешествий. По итогам обучения они получат дипломы о профессиональной переподготовке.
Важно отметить, что «Классная страна» не только про образовательные путешествия. Программа включает творческое развитие школьников: они создают видеоролики, пробуют себя в роли журналистов и SMM-менеджеров, осваивают медиакоммуникации. Для них был создан обучающий онлайн-курс «Классная кампания», который провели ведущие эксперты маркетинга и PR: Георгий Рюмин, креативный продюсер группы компаний «Газпром-Медиа», и Екатерина Кононова, бренд-режиссер и основатель агентства персонального брендинга BAKERS. По итогам обучения школьники получат свидетельство о прохождении образовательной программы, дающее до 10 дополнительных баллов при поступлении в ВУЗ. Завершающим этапом станет защита PR-кампаний, разработанных школьниками, что станет их первым серьёзным шагом в сфере коммуникаций и туризма.
Тестирование программ и подведение итогов
Сейчас команды приступили к следующему этапу – экспертизе разработанных образовательных программ путешествий. Уже активно проводятся выезды, в ходе которых школьники лично тестируют программы. По итогам экспертизы будут даны финальные рекомендации по доработке. Лучшие программы путешествий будут представлены в мае на очных защитах, а на Финальной церемонии объявят победителей, которым будут вручены заслуженные награды.
«Классная страна» продолжает свое развитие, открывая новые горизонты для образовательного туризма и предоставляя детям возможность не только путешествовать, но и вносить свой вклад в будущее благодаря своим идеям и проектам.