Каждый человек в своей жизни проходит разные этапы. Сначала это детство, затем подростковый возраст, после идёт вступление во взрослую жизнь, и под конец старость. На всех этапах человек проходит испытания, в ходе которых получает знания, навыки и опыт. Этот процесс напрямую зависит от личностных качеств человека, его интеллектуального уровня.
Детство начинается с изучения окружающего мира, маленькому человеку интересно, куда он попал, появляются первые слова, обычно это папа и мама. Маленький человек получает первые в этой жизни знания, навыки и опыт. Как ходить в туалет и принимать ванну, как правильно переходить улицу и так далее. Главное здесь это отношение старших, как они поведут с себя с новым маленьким человеком, так это и отразится на его дальнейшую жизнь. Будут родители культурно общаться, заниматься спортом или общаться матами, курить при ребёнке и сидеть за столом с собутыльниками – это во многом отразится на ребёнке. Тут подключается личность маленького человека, его интеллект и круг общения. При удачном сочетании новый член общества сможет сделать свои первые правильные выводы. Например, в 5-6 лет ребёнок уже может самостоятельно что-то подогреть на плите, даже приготовить что-то простое, но если ему не рассказать всех нюансов, то познание придёт через опыт, например, что горячее с плиты можно снимать только при выключенном огне. Иначе что-нибудь сгорит. Хорошо, если это будет какой-нибудь платок или полотенце, которые ребёнок сможет потушить или просто выкинуть из дома. Главное, чтобы не доводилось до более серьёзного.
Очень важно построение отношений с животными – это может быть репетицией взрослой жизни. Если маленькая личность с самых малых лет будет только терроризировать животных, убивать птиц, таскать кошек за хвосты и так далее, то и на взрослую жизнь это сможет проецироваться. Чаще всего негативное отношение к животным приводит насилие в семье. Маленький человек просто отрывается на животных, затем, когда подрастёт, будет отрываться на младших, затем во взрослой жизни будет терроризировать свою жену и детей. Но если с малых лет показать правильно отношение к животным, гармонию с ними, уважение, то и маленькая личность будет более гармоничная, более полезная в обществе в будущем.
Переход в подростковый возраст обычно совершается уже в школе. К этому времени у человека на основе полученных знаний и опыта формируется своё первое мнение. И оно может не совпадать с другими. Если человек слабая личность, то он попадает под влияние других, и это может плохо закончиться. Тут и пристрастие к алкоголю, наркотики, криминал. Всё это вызов для подростка, соблазн. Но если уровень интеллекта достойный, есть сила воли, то человек будет выше этих соблазнов, подросток достойно ответит этому вызову.
Также много подростков в наше время получают зависимость от смартфонов и подобного. Тут проявляется недостаток внимания со стороны родителей, которым часто приходится тяжело, чтобы заработать финансы в семью. Поэтому, чтобы дети не сильно требовали внимание, им покупают часто ненужные вещи. Например, когда подростку нужен простой кнопочный телефон для связи, ему покупают навороченный смартфон, который вызывает зависимость. А там интернет, который смотрят без контроля родителей. В результате у подростка может формироваться искажённое восприятие музыки или может попасть под преступное влияние, например, в результате просмотра видеороликов. Также подростки попадают в зависимость от компьютерных игр.
Когда наступает подростковый возраст, то очень важно продолжать подавать правильный пример. Например, можно научить разбирать, собирать и чинить технику, готовить вкусные блюда, ухаживать за животными, ориентироваться в лесу и горах и так далее. Всё это может пригодиться в жизни, как и знания, которые дают в школе. И было бы прекрасно, если бы подростка научили как правильно питаться и беречь своё здоровье. В этот же период может быть первый трудовой опыт. Самый распространённый – сбор урожая в поле.
Взрослая жизнь наступает внезапно. Обычно это происходит, когда человек получает идентификацию в обществе – диплом о присвоении специальности, то есть это заявление, чем может человек быть полезным в обществе. Но получение образования после школы происходит только у тех, у кого не сломалась личность в подростковом возрасте. Те несчастные иногда даже школу не заканчивают, к 18-19 годам они уже зависимы от алкоголя или наркотиков, первые из них умирают до 35 лет, и всё это время мучают себя и окружающих. Каждый выбирает свой жизненный путь. У тех, кто получает идентификацию в обществе, дальше сложный путь, где тоже личность проходит испытания, изменяется, иногда ломается.
Переход во взрослую жизнь может начаться жизнью в студенческом общежитии, первое непривычное место, со множеством незнакомых людей. Тут тоже важно сохранить личность, помнить, что главное – это получить знания.
Независимо от того, когда человек попадает впервые в непривычную ситуацию «без страховки» со стороны привычного окружения, то есть родственников, школьных друзей, далее пойдёт взрослая самостоятельная жизнь. Пойдёт накопление новых опыта, навыков и знаний.
Идентификация в обществе может быть изменена. Например, сельский труженик может пойти работать на железную дорогу, военный выйдет на гражданку и пойдёт на завод, а бухгалтер может стать писателем. Дело в том, что из-за отсутствия опыта в 20 лет и часто из-за подавления своих желаний под влиянием старших, человек выбирает идентификацию исходя из сложившихся факторов. И только после, с приходом новых опыта, навыков и знаний, избавившись от чужого влияния и подавления, человек корректирует свой курс по жизни, утверждает свою цель.
Обычно в районе 30 лет человек впервые оглядывается и анализирует полученные первичные данные взрослой жизни, делает выводы и заметки на будущее. Например, перестал на корпоративах пить алкоголь, это плюс, но новая ответственная должность породила необходимость работать по 10-12 часов в сутки, в результате переутомляемость и никакой личной жизни, об этом нужно подумать и решить…
Вместе с общим опытом приходит и опыт общения с противоположным полом. Если на свидании в 20 лет молодые могут просто гулять за ручку, не зная, что сказать, то уже через 5-10 лет появляется первое понимание, о чём можно общаться, а после 30 лет постепенно приходит понимание, что на интиме и деньгах серьёзные отношения не построишь.
Если до 40 лет не было своих детей, то уже скорее всего и не будет, если к 50 годам человек одинок, то очень мало шансов на новые серьёзные отношения. Да и часто и не надо. Людям хватает общения со своими детьми или, может, они привыкли быть одинокими. Хотя последнее это обман. Каждому человеку нужен близкий. Даже тем, у кого есть возможность путешествовать, нужен близкий человек, разделяющий с ним радость. Да, с возрастом человек начинать понимать то, о чём в 20 лет может и не думал.
Процесс образования у человека проходит весь его жизненный путь. Человек постоянно чему-то учится, совершенствуя свои знания и навыки, получая новый опыт. Например, когда денег мало, то человек быстро находит, где дешевле. Или бухгалтер, который всегда проконсультирует своего клиента, исходя из своего опыта. Новые знания и навыки открывают дальнейший путь саморазвития человека, именно поэтому идентификация в обществе может меняться. По сути, когда появляется маленький человек, то мужчина и женщина, которые его сделали, являются только материальными родителями в химическом понимании. Духовная сущность человека пока не изучена. Человек сам знает свою духовную основу, и исходя из этого принимает то или иное решение. Сначала ему помогают материальные родители, затем сам человек, вступая во взрослую жизнь, идёт своим путём, принимая ответственность за свои решения и за их последствия. Если человек не будем принимать знания, получаемые по жизни, то его личность сломается и будет потеряна. Поэтому процесс образования так важен на всём жизненном пути человека, как и его духовное развитие…
Эссе написано в 2023 году по просьбе студентки магистратуры одного из крымских университетов.
С уважением к читателям, писатель и фотограф Александр Рыжов.