Найти в Дзене

О неумении вести диалог и динозаврах. История Дамира

У 7-летнего Дамира с аутизмом не было проблем с экспрессивной речью, но он совершенно не умел слушать собеседника и поддерживать диалог. Говорил только на одну тему — о динозаврах, чем утомлял родителей и педагогов. Специалисты задумались, как помочь мальчику улучшить навыки коммуникации.

Дамир (7 лет, РАС) рано начал говорить — в 1,5-2 года. Сейчас у него большой словарный запас, он много читает (в основном книжки о животных и динозаврах) и грамматически правильно строит предложения. Его не нужно учить обращаться к людям, так как у него уже развиты основные коммуникативные функции. Его трудность состоит в том, чтобы соблюдать очередность и поддерживать диалог. Мальчик очень любит задавать вопросы, однако совсем не слушает ответов собеседников. Его очень интересуют динозавры, и на эту тему он может говорить бесконечно. Это часто раздражает родителей и одноклассников, которые не знают, как остановить Дамира.

Какая методика может ему помочь? Эксперты остановили свой выбор на визуальном представлении диалога —обучающей методике, которая использует специально подготовленные социальные истории («Как разговаривать с людьми»). При создании таких историй необходимо формировать только положительные установки, давать примеры альтернативного, ожидаемого поведения. В зависимости от уровня функционирования ребенка можно использовать разные виды вспомогательных материалов: написанные истории, картинки или комбинацию фотографий и коротких подписей. Социальные истории Дамира выглядели как короткие тексты с картинками. Диалог раскладывался на несколько шагов: 1) приветствие 2) информирование собеседника о желании поговорить на какую-либо тему 3) собственная реплика 4) ответная реплика собеседника 5) узнать, о чем хочет поговорить собеседник 6) выслушать его и при желании дать ему ответ / комментарий 5) завершить беседу, поблагодарить собеседника.

Другая эффективная стратегия, которую начали использовать педагоги, — это цветовое обозначение подходящего и неподходящего времени для инициации диалога. Дамиру нужно понять, в какой момент он может обратиться к собеседнику, а когда собеседник временно недоступен. Для этого можно использовать цветные браслеты (когда у собеседника зеленый браслет — к нему можно подойти и поговорить; красный браслет означает, что собеседник в данный момент занят и не может ответить).

Также специалисты задумались о том, как работать с ограниченными интересами Дамира. Для этого они составили вместе с ним список тем, которые также могут быть ему потенциально интересны: 1) другие животные 2) поезда 3) измерение температуры воздуха / прогноз погоды 4) футбол. Для каждой темы подготовили визуальную поддержку — наклейки с соответствующими изображениями, которые мальчик поочередно (в зависимости от дня недели) наклеивал на школьный рюкзак, чтобы научиться чередовать темы для разговоров с одноклассниками. Его друзьям родителям и тьютору также были выданы такие наклейки, чтобы Дамир помнил, о чем с ними можно поговорить, помимо динозавров. Например, мама носила наклейку с котиком (домашним питомцем семьи был кот), а папа — с футболистом Месси. Тьютор использовала наклейки с поездами, прогнозом погоды, а потом ввела новую наклейку с музыкальными инструментами — она обозначала ее собственное увлечение, о котором она была готова охотно поговорить. Постепенно Дамир начал понимать, что людей интересуют разные вещи, его репертуар тем для разговора расширился, и он научился инициировать диалог о всевозможных предметах без помощи наклеек.