256 год до н.э.
Западное Средиземноморье
Идёт война Рима с Карфагеном.
После поражения флота Карфагена у берегов Сицилии (смотри публикацию «Сражение»), римляне подремонтировали свои корабли, наградили отличившихся в сражении, и вышли к берегам Африки.
А так как на море противостоять им было некому, они без приключений добрались до африканского побережья у Гермесова мыса, откуда направились к городу Аспид (вар.: Клипеи). К Карфагену идти не рискнули, так как карфагеняне в ожидании нападения римлян стянули к Карфагену всё, что имели - как части армии, так и корабли флота.
Консулы, захватив Аспид (вар.: Клипеи), разбили у города лагерь, из которого начали опустошать страну, уничтожая виллы, поместья, захватывая пленных.
Тем временем из Рима пришло постановление сената, чтобы один из консулов возвращался с флотом в Рим, а второй с армией продолжал бы опустошать африканские владения Карфагена.
Луций Манлий вернулся в Рим и привёз с собой 27 тысяч пленных.
Марк Атилий остался в Африке с сорока кораблями, пятнадцатью тысячами пехоты и с пятьюстами всадниками.
В Карфагене энергично готовились к войне. Для ведения боевых действий были избраны два военачальника: Гасдрубал, сын Ганнона, и Бостар. Из Сицилии отозвали Гамилькара. Он прибыл в Карфаген, имея 500 конницы и 4.000 пехоты. Здесь был назначен третьим военачальником для ведения войны с Марком Атилием. Тревожило карфагенян и то, что многие местные города и селения охотно переходили на сторону Рима, лишь бы не платить дани в Карфаген. Те же селения, которые оставались верны власти Карфагена, разоряли римляне своими набегами.
Чтобы помешать опустошению страны, Гасдрубал, Бостар и Гамилькар, имея большое количество конницы и боевых слонов, выступили на помощь осажденному Атилием городу Адис. Но не учли, что местность вокруг Адиса была холмистой и неудобной для действий слонов и конницы, а потому в завязавшемся сражении потерпели поражение.
В сражении пало 18 тысяч карфагенян,три тысячи воинов и 18 слонов были захвачены победителями.
После этого сражения обстановка резко ухудшилась. На сторону римлян перешло 74 города. Позднее число селений, которые предпочли власть Рима власти Карфагена выросло до 200. К тому же начались набеги нумидийской конницы, чьи всадники грабили богатые карфагенские земли и поместья. Толпы беженце заполонили город Карфаген. В городе начался голод.
Тем временем Марк Атилий обратился в Рим с просьбой прислать ему замену. Просьбу проигнорировали.
И тогда консул предложил карфагенянам начать переговоры о мире. В Карфагене обрадовались и выслали к консулу посольство. Но условия мира, которые предложил Марк Атилий карфагеняне сочли для себя неприемлемыми и отказались заключать мир.
И в эти, казалось, безнадежные дни в Карфаген прибыло много наёмников из Эллады, и, в частности, из Лакедемона.
Оценив ситуацию, спартанец Ксантипп, командир отряда наёмников из Лакедемона, указал местным на ряд ошибок в их войне с римлянами. В частности, он посоветовал ввязываться в бои с римлянами только на равнинной местности, где нет холмов, и где проявят свои лучшие качества боевые слоны и кавалерия, которой у карфагенян было много. Предложения Ксантиппа нашли понимание у карфагенян, как в правительстве, так и в народе, и спартанец был назначен командиром армии, ведущей войну с консулом.
Так Ксантипп возглавил войско в двенадцать тысяч пехоты, четыре тысячи конницы и почти сотню боевых слонов.
Это войско он повёл против Марка Атилия к одному из местных озёр. Консул также стремился разгромить последние войска Карфагена и также вышел из города Тунепа, в котором в те дни располагался лагерь римлян. С учётом некоторых подкреплений, полученных им ранее, войско консула насчитывало тридцать две с половиной тысячи человек.
Однако Марк Атилий допустил ряд ошибок. Имея слабую конницу, он ввязался в сражение на равнине, удобной для манёвра вражеской кавалерии. Вступил в битву, когда его воины не успели отдохнуть после изнурительного марша под палящим солнцем. В то время, когда воины Ксантипа были в превосходной форме и испытывали большой душевный подъем, желая разгромить римлян.
Ксантипп расположил свою армию следующим образом. Впереди в одну линию были выстроены боевые слоны.
Фаланга была выстроена от них на расстоянии. Тяжеловооружённых наемников он сосредоточил на правом фланге. Легковооружённых наемников придал в помощь отрядам кавалерии, которую выдвинул вперёд на флангах.
Римляне выстроили стандартный боевой порядок: легковооруженные впереди, за ними прочие, конница по флангам. Разве, что увеличили глубину рядов своей пехоты за счёт уменьшения длины боевой линии для затруднения действий боевых слонов.
Ксантипп велел своей коннице окружить римскую армию, а слонам идти и разорвать строй римлян. После первой же атаки кавалерии карфагенян римская конница бежала.
Левый фланг римской пехоты сумел отбросить наёмников и гнал их до карфагенского лагеря. Но что касается центра и правого фланга римлян, то окружённые со всех сторон они гибли под натиском слонов. Пытаясь спастись от слонов, часть воинов прорвались сквозь их ряды, чтобы попасть под копья карфагенской фаланги. Кавалерия же истребляла римлян с тыла и флангов. В результате большинство римских пехотинцев сбились в толпу, раздавливаемую слонами.
Бежавший в окружении пятисот воинов Марк Атилий был настигнут отрядом карфагенской кавалерии и сдался в плен.
Из всего римского войска добрались до своего лагеря в Аспиде, где стоял римский флот, всего около двух тысяч человек. Консул и пятьсот римлян, сопровождавших его, оказались в плену. Тридцать тысяч полегли на поле боя.
Попытка карфагенян с ходу взять Аспид не удалась. Уцелевшие римляне и местные горожане отчаянно защищались.
Так бесславно закончился африканский поход римлян.
(Источники: Аппиан, Евтропий, Полибий, Тит Ливий)